Теоретические вопросы:
1. Появление письменности на Руси. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Фольклор о роли грамотности (примеры пословиц и поговорок).
2. Место «Повести временных лет» в древнерусской литературе.
3. «Поучение Владимира Мономаха» и его адресат. Какие нравственные ценности «заложены» в литературе Древней Руси?
4. Как и чему учили первые азбуковники (новизна букварей Кариона Истомина).
Практическое задание:
1. Проанализируйте азбуки и буквари позднего времени (авторы, специфика содержания, модель мира).
2. Раскройте понятия: буква, письменность, грамота, азбука.
Литература:
1. Буквари и учебники для начальной школы.
Практическое занятие № 6
Сказки Шарля Перро и их литературные проекции
Теоретические вопросы:
1. «Салонный» стиль сказки Ш. Перро «Золушка»: приметы времени. Чудо феи как отсутствие волшебства. Смысл истинного волшебства в человеке. Гуманизм сказки.
2. Литературные аллюзии в пьесе Е. Шварца «Золушка». Отличие пьесы от сказки Ш. Перро. Какова символика туфельки в этих произведениях?
|
|
3. Проекции сказки «Спящая красавица» в творчестве братьев Гримм («Шиповничек») и А.С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Интерпретация сюжета у каждого из авторов.
Практическое задание:
1. Попробуйте провести психоаналитический анализ сказки «Синяя борода»: составляющие женского саморазрушения. Символика «синей бороды».
Литература:
1. Перро Ш. Сказки: «Золушка», «Синяя борода», «Рике с хохолком», «Спящая красавица», «Красная шапочка».
2. Бойко С. Волшебная страна Шарля Перро. – Ставрополь, 1992.
3. Добин Е.С. История 9 сюжетов. – Л., 1990.
4. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.
Практическое занятие № 7