Философия «полезности» и «доблести» в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Теоретические вопросы:

1. Специфика жанра «литературы приключений». Особенности сюжета и фабулы.

2. «Сказочное» в произведении А.Н. Толстого: в сюжете, в атрибутике, в образах персонажей. Идея новой творческой личности.

3. Образ Кукольника в сказке и символика творения человека. Литературное и мифопоэтическое.

4. Ведущие человеческие качества продуктивной личности: их воплощение в образах друзей Буратино и в нем самом.

5. Носители философии «полезности» – их цели, средства, пути достижения целей.

Практическое задание:

1. Опишите мир кукол Карабаса как персонификацию непродуктивных человеческих типов.

2. Сравните образ Карабаса и папы Карло (сопоставительный анализ).

3. Опишите цели, пути их достижения, средства у Буратино. Какова символика «золотого ключика» в этом произведении?

4. Сравните сюжет сказки «Приключения Пиннокио» Карло Колоди и «Приключения Буратино» А.Н. Толстого: в чем сходство и различие?

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.

2. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.

3. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. – М., 1999.

4. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – М., 1997.

Практическое занятие № 11

Становление человека в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Теоретические вопросы:

1. Жанровые особенности сказки «Маленький принц».

2. Звездные персонажи в детской литературе: назначение пришельцев с других планет.

3. Образ главного персонажа – Принца – в системе его ценностей: планета–баобабы–роза–барашек.

4. Философский смысл планетарных «встреч» Принца: мотивы и цели деятельности встреченных им персонажей.

5. Способы познания себя, отображенные в сказке. Рефлексия как путь к себе.

Практическое задание:

1. Опишите встречи Маленького принца и Лиса. Какова система обучения построению отношений по Экзюпери?

2. Раскройте мифопоэтическую символику, используемую автором: символы розы, баобаба, планеты, змеи.

3. В чем смысл добровольной смерти Маленького принца по замыслу автора?

Литература:

1. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М., 1998.

2. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. – М., 1987.

Практическое занятие № 12

Развитие жанра святочного рассказа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: