Эпоха Возрождения

Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» дал яркую харак­теристику эпохи Возрождения: «... вся новая история, ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, назы­ваем, по приключившемуся с нами тогда национальному не­счастью, Реформацией, французы - Ренессансом, а итальянцы ­Чинквеченто и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований. Это - эпоха, начинающаяся со второй по­ловины ХV века. Королевская власть, опираясь на горожан, сло­мила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущ­ности основанные на национальности, монархии, в которых на­чали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество; и в то время как горожане и дво­рянство еще продолжали между собой драку, немецкая Крестьян­ская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, ­в этом уже не было ничего нового,- но за ними показались предшественники современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах. В спа­сенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достиг­нуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы. Рамки ста­рого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и при­няли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питав­шееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века.

Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережи­тых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, меха­ником и инженером, которому обязаны важными открытиями са­мые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живо­писцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изо­брел систему фортификации, содержавшую в себе некоторые идеи, которые много позднее были вновь подхвачены Монталамбе­ром и новейшим немецким учением о фортификации. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового време­ни. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хо­рала; который стал «Марсельезой» XVI века. Герои того вре­мени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми».

Европейский Ренессанс ранее всего начался в Италии, где богатые города-государства - Флоренция, Венеция, Генуя­ вступили на путь капиталистического развития еще в XIV веке. В конце ХV столетия эпоха Возрождения начинается во Франции, Германии, Голландии. Позже других западно-европейских стран пережили Ренессанс Англия и Испания. Условной датой конца этой великой эпохи называют 1616 год - год гражданских войн, чумной эпидемии и кончины двух гениев Ренессанса - Сервантеса и Шек­спира. Но уже во второй половине ХVI столетия религиозные войны между католиками и протестантами залили Европу пото­ками крови.

Ренессанс в каждой из европейских стран имеет свои собствен­ные черты. Однако общим идеологическим течением в нем стал гуманизм (от лат. homo, humanus). Сам термин свидетельствует об идеологической переориентации, обращении не к средневековой идее Бога, но античной идее человека, вновь объявленного «мерой всех вещей».

Французское Возрождение имеет свое лицо и свои этапы, тесно связанные со спецификацией национальной истории. Оно дала Франции много блестящих имён – поэтов от Клемана Маро до Пьера Ронсара и пламенного Агриппы д'Обинье; прозаиков, памфлетистов, великого философа и писателя Мишеля Монтеня. И среди тех, чье имя по праву принадлежит не одной Франции, а всему человечеству, в первую очередь назовём Франсуа Рабле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: