Художественный мир сказок Х.-к. андерсена

На чудесной почве народного творчества в Скандинавии выросла одна из лучших детских литературных сказок – сказка Х.-К. Андерсена (1805 – 1875). В творчестве Андерсена, по его же собственным словам, сказка поднимается до уровня подлинной поэзии – королевской дочери, завоевывает ее и полкоролевства в придачу. Андерсен не просто собирал и записывал сказки, как это делала ученые-фольклористы, но перерабатывал ее, подчиняя задачам собственного творчества и своих литературных взглядов.

В ткань повествования он вводит элементы современной ему действительности, фигуру автора-рассказчика, литературных персонажей, бытовые описания и описания природы, большое внимание уделяет миру чувств и переживаний. Почти всем его авторским сказкам характерны социальность и злободневность.

Сказочное творчество Андерсена условно делится на два периода: ранний – тридцатые-сороковые годы, когда писатель в основном обрабатывал сказки народные, и этап более зрелого творчества – сороковые-семидесятые, когда он создавал сказки по им самим выдуманным сюжетам. Эти сказки намного длиннее сказок, построенных по мотивам народных, и имеют собственную творческую историю.

«Андерсен, - считает литературовед Л.Ю.Брауде, - основал традицию литературной сказки, открыл закон ее обновления и развития, раздвинул рамки жанра: его литературная сказка, требующая значительной зрелости, опыта и утонченного восприятия, опирается на народную и использует множество источников, а также бытовые, обыденные реалии».33

Литературная сказка Андерсена не тяготеет к крайней лаконичности, не избегает описаний природы, быта, человеческих чувств. Наоборот, она наполняется многочисленными зарисовками, что увеличивает ее объем, придает ей, благодаря описаниям датской природы особый национальный колорит. В литературную сказку часто включаются компоненты внешнего мира – явления природы, вещи и предметы, элементы бытописания, научно-технические достижения, исторические события и персонажи, различные реалии. Благодаря этому литературная сказка носит широко познавательный характер. Ее герои не безымянны; иногда в ней встречаются географические названия, порою вымышленные автором. Природа, ее явления, мир вещей и предметов – основные элементы, за счет которых происходит создание самостоятельно придуманной литературной сказки Андерсена. «Я стремился… обратить как можно больше внимания на богатейший источник моего творчества – природу», - писал сказочник в 1840-х годах. В своих оригинальных произведениях он воссоздает мир датской природы – ее луга, леса, сады, необозримые просторы Лапландии. Герои сказок – ели, березы, цветы, олени, кошки, улитки, утята, куры, индюки и т.д. Расширение мира датского писателя за счет многочисленных вещей и предметов, по мнению Л.Ю.Брауде, значительно усиливает элемент бытописания, помогающий воссоздать картины жизни того времени. Литературная сказка Андерсена напоминает этнографический музей: настолько детально рисует датское жилище конца XVII – начала XIX века:

И двери отворились. Вся передняя была увешана старинными портретами рыцарей в доспехах и дам в шелковых платьях; доспехи бряцали, шелковые платья шелестели! Внутренняя лестница вела сначала наверх, потом вниз, и мальчик попал на просторный балкон, правда очень ветхий, весь в длинных щелях, трещинах и дырах, зато и весь в зелени – трава и листья пробивались изо всех этих дыр и щелей. Балкон выходил во двор, и самая стена была тоже сплошь увита зеленью, - настоящий сад, а на самом деле это был только балкон. На нем стояли старинные цветочные горшки в виде масок с ослиными ушами; цветы в них росли, как хотели. В одном горшке пышно разрослась гвоздика, зеленые побеги лезли через край, как будто говоря: «Воздух нас ласкал, солнышко целовало и обещало цветочек к воскресенью!» («Старый дом»).34

В сказках Андерсена, созданных при обработке народных и других источников, встречались и даже вели беседы на политические темы спички, корзинка для провизии и котелок, а стойкий оловянный солдатик влюблялся в бумажную танцовщицу. Сказочник сумел открыть подлинную красоту в вещах, которые принято считать будничными. В отличие от народной сказки это вещи не сельского, а городского быта. В народной сказке – Соломинка, Уголек и Боб, а у Андерсена – Воротничок, Мяч, Подвязка, Ножницы, Чайник, Уличный фонарь, Серебряная монетка. «Он находит поэзию там, где другие едва осмеливаются искать ее… в погребе,… в мусорном ведре…», - писал об Андерсене М.А.Гольдшмидт.

У датского писателя, в отличие от народных сказок, растения, животные, вещи и предметы часто резко меняют свою основную функцию. Они живут и действуют в определенной социальной среде, причем каждое дерево, каждая кошка и утка, каждый мячик индивидуализированы и наделены социальной психологией (ребенка, женщины, обывателя, придворного). Андерсен не просто очеловечивает растения, животных, птиц, явления природы, не только одушевляет и очеловечивает вещи и предметы. За его героями всегда стоит человек. От того, что героями сказок становятся реальные люди, растения, предметы домашнего обихода, сама сказка не теряет своей необычности, волшебства, фантастичности. В произведениях, для которых характерно сплетение фантастического с реальным, необычное становится обычным, а обычное перестает быть повседневным и превращается в сказочное. Кряхтят и стонут кресла в сказке «Старый дом», обыкновенная штопальная игла путешествует и воображает себя брошкой («Штопальная игла»), носятся с матримониальными планами воротничок и волчок.

Из двойственной природы сказок Андерсена, герои которого предстают зачастую в виде растений, животных, птиц, предметов, вещей, из сочетания их необыкновенной человечности с их естественными свойствами возникает чувство юмора и легкой иронии. Они основываются на противоречии между естественными свойствами предметов, явлений, реальными фактическими особенностями растений, животных, приписываемым им сказочником статусом. Литературовед Б.Гренбек пишет: «Неуловимое равновесие между достоверностью реальности вымыслом – это один из секретов тех сказок, которые Андерсен пересказывал или сочинял сам, продолжая традиции народной сказки».35

В сказке «Огниво» сюжет строится по обычной для народной сказки схеме: бравый молодой человек преодолевает многочисленные трудности и наконец получает принцессу и королевство. Андерсен упорядочивает действие до предела. События следуют быстро, одно за другим, но нет ни одного лишнего слова. Когда ведьма знакомится с солдатом и посылает его достать огниво или когда она отказывается объяснить ему, для чего ей нужен этот необыкновенный предмет, все совершается без долгих разговоров:

- Ну, давай мне огниво! – сказала ведьма.

- На что тебе, ведьма, это огниво? – спросил солдат.

- Не твое дело! – сказала ведьма. – Ты ведь получил деньги. Отдай же мне огниво!

- Ну нет! – сказал солдат. – Говори сейчас же, зачем тебе огниво, не то я вытащу саблю да отрублю тебе голову.

- Не скажу! – ответила ведьма.

Тогда солдат схватил саблю и отрубил ведьме голову.36

В народной сказке традиционно не изображается или мало изображается среда и персонажи. У Андерсена наоборот повествование полно деталей, которые делают персонажи живыми и узнаваемыми: королевская семья по утрам пьет чай, солдат курит трубку, а ведьмина бабушка страдает забывчивостью. Кроме того, персонажи резко индивидуализированы. Очарование заключается и в той невероятной краткости, с которой автор дает характеристику героям. Друзья солдата любят его, пока у него водятся в кармане деньги, но не могут преодолеть ступеньки, ведущие на чердак, где он живет, когда становится бедным. Услышав, что в замке живет прекрасная принцесса, он сразу говорит: «Как бы ее увидеть?». К сожалению, это невозможно, потому что ее держат взаперти:

Как-то раз пришло солдату в голову: «А почему бы мне не повидать принцессу? Все говорят, что она такая красавица… Что толку, если она век свой просидит в медном замке, за высокими стенами да башнями? Ну-ка, где мое огниво?»

Маленькое «ну-ка» говорит о многом. Когда солдат наконец увидел принцессу, она оказалась такой прекрасной, что он не мог не поцеловать ее, «потому что он был настоящий солдат».

В других сказках можно обнаружить похожие характеристики. Короли и принцессы ведут себя среди колдовства и чудес как обычные люди. Император в «Свинопасе» не гнушается сам пойти отпереть дверь или взять нового слугу, он не боится носить старые, стоптанные башмаки вместо домашних туфель и швырять ими в голову фрейлинам. Принцессы получают необыкновенно точные характеристики. Например, в сказке «Свинопас» перед нами глупая девица, которой не меньше, чем фрейлинам, интересно, что люди в городе едят на обед, которая предпочитает получить в подарок искусственную вещицу, чем настоящего соловья, которая не желает целовать грязного свинопаса, но убеждает себя в необходимости «поощрять таланты».Или две умные принцессы из «Снежной королевы» и «Дурня Ганса», одна из которых прочитала все газеты на свете, но все же такая умница, что тут же позабыла их, а другая хорошо знает, что такое настоящий мужчина, и сразу насквозь видит дураков.

Но среди сказок Андерсена есть и другая группа, где обстановка полностью реалистична, и секрет этих сказок совсем в другом. В сказках, где речь идет о животных, цветах или предметах, мир показан таким, каким он выглядит для них, а не для человека.

Неугасимую жизненность «Гадкому утенку» придают неожиданные эпизоды из жизни уток, кур и других бессловесных созданий. Для уток пределы мира не распространяются дальше птичьего двора и канавки с лопухами; мир кончается у поля священника, где обыкновенная мама-утка никогда не бывала. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам еще только предстоит этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице, когда она вынесет корм (кто она такая утята не знают, да им это и не интересно), нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком, и обязательно понравиться испанской утке, потому что она самая знатная особа на птичьем дворе. Герои думают и рассуждают теми понятиями, которые свойственны данной среде. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка:

-Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится!…Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не дурен, как посмотришь на него хорошенько. Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор.

Маленький убогий домик, где живут у старушки кот и курица, - это другой, но такой же ограниченный мирок. Его жители знают только собственный дом и не считаются с тем, что вне его. Здесь царят такие правила: умеешь ли ты нести яйца, выгибать спину и пускать искры. Если нет, то не суйся со своим мнением.

Герои-животные столь же разнообразны, как бывают люди. Честная мама-утка на гнезде отличается совсем иным темпераментом, чем утка, пришедшая ее навестить: у той уже есть некоторый опыт и наготове хорошие советы. Куриные и утиные проблемы дают повод для вражды и споров

В сказках о предметах можно встретить то же, что в сказках о животных. Типична сказка «Воротничок». Она начинается с представления щеголя, которому принадлежит воротничок, но после трех строчек он исчезает из поля зрения, и мир видится глазами воротничка. История реалистична, так как в ней не происходит ничего такого, что люди не могли бы наблюдать. Но события приобретают иное содержание: вещи встречаются в стирке – это происходит сватовство и отказ, ножницы с вытянутыми ножками – это прима-балерина, а слишком больно они порезали воротничок не за счет неуклюжести того, кто их держит, а потому, что ножницы рассердились на его назойливость. Физические события становятся встречей различных индивидуальностей. В конце сказки автор двумя ироничными обращениями возвращает все на круги своя. Но в самой истории живет, сватается и бахвалится воротничок.

Большинство сказок о предметах реалистичны в том же смысле, что и «Воротничок». В «Пастушке и трубочисте» вещи действуют совершенно самостоятельно, однако все время так основательно сохраняют свой характер фарфоровых фигурок, что совершенно теряется противоречивость ситуации с экспедицией на крышу:

В самом деле, как раз над ними сияла в небе звезда, словно указывая им путь. И они лезли, карабкались вверх ужасною дорогой, все выше и выше! Трубочист поддерживал пастушку, помогал ей и указывал, куда ей удобнее ставить свои фарфоровые ножки. Наконец они долезли до самого верха и присели отдохнуть на край трубы – они очень устали, и не мудрено. Небо, усеянное звездами, было над ними, все домовые крыши подними, а кругом во все стороны, и вширь, и вдаль, открывался свободный вид на весь белый свет. Бедная пастушка и не думала никогда, что свет так велик. Она склонилась головой к своему милому и залилась слезами: от потоков слез сошла даже позолота с ее пояса.

- Это уж слишком! – сказала пастушка. – Этого мне не вынести. Свет слишком велик! Ах, если бы мне опять очутиться на столике под зеркалом! Не будет у меня ни минуты спокойной, пока я не вернусь туда! Я ведь пошла за тобой на край света, теперь ты проводи меня назад домой, если сколько-нибудь любишь меня.

Животные и вещи живут сами по себе, независимо от людей. И тем не менее они ведут интенсивную человеческую жизнь. Каждый из них – уменьшенный до малых размеров, но необыкновенно точно написанный портрет. Сказки переполнены переодетыми людьми, схваченными мимоходом и нарисованными во всех деталях. В историях Андерсена можно встретить разнообразные типы: вечно недовольного честолюбца («Ель»), поверхностного и легкомысленного хвастуна («Воротничок»), всегда веселого оптимиста («Лен»). Портреты приобретают ясность и остроту из-за упрощения, которое возможно, когда человеческие качества выражаются через разнообразные фигуры.

Усвоив уроки народной и литературной сказки предшественников, писатель создает свои собственные произведения. В одном из писем он признается: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Так появляются произведения, рассчитанные на разные уровни восприятия – на детей и взрослых.

Такова «Снежная королева», в которой главными героями выведены девочка Герда и мальчик Кай. Они дружны, привязаны к своим близким, любят сказки и играют в своем садике на крыше. Конфликт заостряется с использованием волшебных средств. Фантастические злые существа – тролли – похитили волшебное зеркало, которое упало на землю и разбилось «на миллионы, биллионы, несметное множество осколков». Если такой осколок попадал в глаза или сердце, человек становился бездушным, жестоким, черствым, холодным. Таким стал Кай, когда его околдовала Снежная королева, он забыл обо всех, кого любил прежде. Эгоизму и холодности Кая противопоставлены горячая любовь и самоотверженность Герды. А на помощь девочке пришла природа. Простым человеком с благородным сердцем и чистыми порывами предстает перед нами рассказчик. Он не спешит проявлять эмоции, не торопится с оценками, но за внешне спокойным повествованием ощущается неколебимая твердость нравственных принципов, от которых ни любимых героев, ни повествователя ничто не может заставить отказаться. Этот «нравственный императив» делает даже печальные, грустные и трагические истории, сказки, заканчивающиеся гибелью героев («Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»), просветленными, небезысходными. Любовь, правда, самоотверженность могут погибнуть под напором равнодушия, агрессивности, эгоизма, но продолжают светить миру и людям. И тогда, отстояв право на жизнь и любовь в нешуточных испытаниях, любимые герои сказочника оказываются особенно счастливы («Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»).

Сказки Андерсена отличаются совершенством формы, глубиной идейно-художественного содержания и сказочных образов, сущность которых проявляется в напряженных ситуациях сюжета. В них обыкновенные земные, жизненные истории преобразуются в чудо, в сказку, которые, в свою очередь, выполняют функцию «катарсиса», то есть очищения души читателя.

Датского сказочника называли изобретателем не только «сказки о вещах», но и сказки идей. Андерсен с гордостью осознавал «сыном века разума, науки, техники и пара, повинующихся человеческому гению». «Какой дивный сказочный мир откроется под микроскопом, если направить этот микроскоп на человечество», - замечает он. Герой этого нового сказочного мира, по Андерсену, не волшебник, а незримо присутствующий ученый, который творит чудеса. Основные персонажи последних сказок Андерсена – капля воды, ветер, солнечный луч. В связи с возросшей познавательностью сказок Андерсена меняются функции его героев – вещей и предметов. Они превратились в своеобразную «немую» книгу, повествующую о подлинных историях. Основной принцип, на котором строятся его оригинальные сказки («Из действительности вырастают прекрасные сказки»), дополняется еще одним: «Прекраснейшей сказкой является жизнь человека». Литературная сказка Андерсена развивается по своим законам: она постоянно раздвигает рамки жанра, вбирает в себя поэтически преобразованную окружающую среду.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: