Этологические теории развития личности

Идея развития пришла в психологию из смежных наук. Эволюционная теория Ч. Дарвина утвердила объективный метод и принцип развития. Чарльз Дарвин противопоставил свою теорию распространенному теологическому взгляду на происхождение видов. Главной идеей этой теории была «борьба за существование», в ходе которой наиболее приспособленные представители вида живут достаточно долго, чтобы передать свои признаки следующему поколению. Поэтому на протяжении многих поколений природа «отбирает» тех, кто может лучше всего адаптироваться к своему окружению – отсюда и термин «естественный отбор». У людей естественному отбору должны подвергаться не только физические характеристики, но и способности к социальному поведению и разумной деятельности. Сегодня теория Ч. Дарвина считается в целом верной в ее общих чертах. Большинство школ и направлений психологии испытало влияние учения Ч. Дарвина, в том числе функционализм, фрейдизм, бихевиоризм, школа И. П. Павлова. Эта теория натолкнула ученых на наблюдения за особенностями и изменениями, совершающимися в психике ребенка в разные периоды его жизни.

На этой основе возникают этологические теории. Этология – изучение поведения животных и человека в эволюционном контексте. Эволюционистских взглядов на развитие ребенка придерживались ученые этологического и психоаналитического направлений (Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Нико Тинберген, Джон Боулби, Мэри Эйнсуорт, Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон).

Современные этологи Конрад Лоренц (Австрия) и Нико Тинберген (Нидерландаы) исследовали явление импринтинга у животных. Реакции животного на специфические раздражители во многих случаях являются врожденными. Животному при рождении не хватает информации об инициирующем стимуле. Когда этот информационный пробел заполняется в ранний критический период, данный процесс называют импринтингом (запечатлением). У осиротевших утят выработался импринтинг на К. Лоренса, который изображал маму утку. Они следовали за ним везде, как за матерью. Как только заканчивается критический период, то привязанность к какому-либо другому объекту становится невозможной. К. Лоренц установил, что виды различаются по кругу объектов, на которые у них вырабатывается импринтинг. Процессы подобные импринтингу могут обусловливать различные виды научения, включая усвоение особенностей территории, пищевых предпочтений, также формирование социальных, родительских и половых привязанностей. Границы критического периода у разных видов и их адаптивная ценность различны и должны изучаться.

Человеческую привязанность изучали Джон Боулби (Англия) и Мэри Эйнсуорт (Торонто). Изучалась связь матери с ребенком. Была поставлена гипотеза, в которой объектами исследования были дети, воспитывающиеся в детских домах и рано разлученные с родителями из нормальных семей. Д. Боулби предполагал, что эти дети «личности, лишенные любви» они не могут любить и отказывались от тесных человеческих связей. В интернате малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком. Тезис Д. Боулби гласил, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных. По Д. Боулди реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности. В 8 – 9 месяцев вырабатывается реакция страха перед чужими людьми. Считается, что импринтинг закончивается. Таким образом, увидела свет теория «привязанности» и фазы нормального развития привязанности к матерям у малышей. Привязывающими действиями у малышей являются плач, улыбка, лепетание, цепляние, сосание и следование.

Фазы привязанности.

Фаза 1 (от рождения до 3 месяцев): неразборчивая реакция на людей. Ребенок любит разглядывать человеческие лица. Это предпочтение Д. Боулби объясняет генетической предрасположенностью к видовому паттерну – социальной улыбке, контакту глаз, которые появляются в 5 – 6 недель. Социальная интеракция помогает и появлению лепета. Паттернами привязанности он считает здесь плач, который сближает родителя и ребенка, рефлексы: цепляния, поисковый, сосательный и Моро. Ребенок реагирует на всех людей, никого не выделяет.

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Многие рефлексы исчезают, а социальные реакции становятся избирательными. Воркование, гуление, лепетание только в присутствие знакомых людей в 4 – 5 месяцев. Малыш выбирает одного человека, очевидно, того, кто отвечает на сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ним и отдает ему предпочтение.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости.

Примерно с 6 – месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной. На это указывает то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу в результате разлуки, когда мать покидает комнату и когда малыш приветствует мать после того, когда она возвращается. В 7 – 8 месяцев у малыша возникает боязнь незнакомых людей. Эта реакция выражается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека. К 8 месяцам малыши начинают ползать и активно следуют за удаляющимся родителем. 1 – 2 летний ребенок, когда гуляет в парке, начинает исследования окружающего мира. Родитель становится надежной отправной точкой его исследований. Ребенок периодически оборачивается, обменивается взглядами и улыбками с родителем, чтобы система привязанности в какой-то момент полностью не исчезла. К окончанию первого года жизни важной переменной становится появление у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности.

Фаза 4 (от 3 лет до окончания детства) – партнерское поведение. Трехлетний ребенок имеет представление о некоторых планах родителей, поэтому более легко переносит их отсутствие. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях с родителями. Далее в привязанности меняется лишь человек, заменяющий родителя: у подростков – привязанность к друзьям, у взрослых – близость с любимыми, у пожилых все большя зависимость от молодого поколения. Д. Боулби утверждал, что страх одиночества – один из самых сильных страхов в человеческой жизни. Потребность в близких связях заложена в природе человека.

М. Эйнсуорт интересовало, как малыши будут использовать мать в качестве отправной точки своих исследований и как они прореагируют на два коротких разлучения. Во время первого разлучения мать оставляла малыша с незнакомцем (приветливой аспиранткой), во время второго малыш оставался в одиночестве. Каждое разлучение длилось три минуты. Вся процедура, продолжавшаяся 20 минут, была названа Незнакомой ситуацией. Благодаря этому эксперименту она выделила следующие паттерны и дала характеристики малышам и их матерям.

1. Надежно привязанные младенцы.

В качестве отправной точки своих исследований малыши начинали использовать свою мать. Но когда мать уходила, их познавательная активность шла на убыль, иногда они проявляли заметную обеспокоенность. Когда мать возвращалась, они активно ее приветствовали и возобновляли свое исследование окружающей обстановки. Характеристика матерей этих детей. Они оценивались как сенситивные, быстро реагирующие

на плач и другие сигналы своих малышей, всегда были доступны и делились своей любовью с малышами, когда те нуждались в утешении. М. Эйнсуорт полагает, что эти дети демонстрировали здоровый паттерн привязанности. В США при исследовании было выявлено 65 – 70 % таких детей в годовалом возрасте.

2. Неуверенные, избегающие младенцы.

Эти младенцы во время своих исследований не использовали мать в качестве отправной точки. Они ее просто не замечали, вели себя независимо в незнакомой ситуации. Когда мать покидала комнату, они не проявляли беспокойства и не искали близости с ней, когда она возвращалась. Их отчужденность напоминала детей, которые пережили травмирующую разлуку. Характеристика матерей. Они оценивались как относительно несенситивные, вмешивающиеся и отвергающие.

Пояснение к поведению малышей. Они опасались, что не найдут у своей матери поддержки, поэтому избирали безразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы защитить себя. Они пытались забыть частые отвержения их в прошлом, чтобы избежать новых разочарований. Этот паттерн был выявлен примерно у 20 % младенцев в американских выборках. Это оборонительное поведение может стать частью личности. Человек может стать самонадеянным и отчужденным.

3. Неуверенные, амбивалентные младенцы.

В незнакомой ситуации эти младенцы держались близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они сильно волновались, когда мать покидала комнату, и проявляли амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они то тянулись к ней, то сердито отталкивали ее. Характеристика матерей. Матери обращались со своими детьми непоследовательно, они бывали то ласковыми и отзывчивыми, то нет. Этот паттерн называют «сопротивлением», поскольку дети не только добиваются контакта, но и сопротивляются ему. Он характеризует 10 – 15 % детей в выборках по США.

Эволюционисты видели только количественные различия в психическом развитии ребенка. Причем Ч. Дарвин толковал психические свойства животных антропоморфически, возвышая их до уровня человека, наделяя их умственными и нравственными качествами. Этологи же помогли осознать важность рассмотрения человеческого развития в эволюционном контексте. В предыдущих периодизациях уделялось внимание двум крайним точкам зрения на психическое развитие человека биологической и социальной. Отдельно выделяется когнитивная концепция Ж. Пиаже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: