Стальные проволочные канаты в подъемных кранах служат для подъема г/з устройств и груза, а также для зачаливания (обвязки) грузов и подвешивания их к крюку г/п механизма. Стальной канат наиболее ответственный орган г/п машин.
Выпускаемые канаты подразделяются по ряду признаков:
· по форме поперечного сечения – на круглые и плоские;
· по конструктивному признаку – на канаты одинарной, двойной и тройной свивок;
· по способу свивки – на раскручивающиеся и нераскручивающиеся;
· по направлению свивки – правой, левой и крестовой;
· по назначению – грузо-людские, грузовые и бензельные (используемые для перевязок;
· по материалу сердечника – с органическим сердечником (о.с.), из канатной стальной проволоки (м.с.), из асбестового шнура (а.с.), из пластмассы и др. искусственных материалов (и.с.).
На г/п машинах преимущественно применяют круглые стальные канаты двойной свивки.
По конструкции канаты бывают:
6 х 19 + 1о.с. = 114
6 х 37 + 1 м.с. = 222
6 х 61 + 1 о.с. = 366
6 х 36 + 1 о.с. = 216
Канаты со стальным сердечником применяются главным образом при многослойной навивке их на барабан. При этом канат нетеряет форму при нагрузке от верхних слоев каната.
|
|
Канаты с о.с. по сравнению с канатами со стальным сердечником более гибки, лучше удерживают смазку, т.к. смазка кпроволокам поступает не только снаружи, а и изнутри. Они применяются при однослойной навивке на барабан.
Важным условием продления срока службы каната является смазка. Слой смазки защищает канат от коррозии, уменьшает трение между проволоками, в канавках блоков и барабанов. Смазывают канат канатной смазкой.
Все выпцскаемые заводом-изготовителем канаты комплектуются паспортом-сертификатом, в котором указывают:
· наименование завода-изготовителя;
· назначение каната;
· конструкция;
· диаметр каната;
· длина каната;
· предел прочности проволочек;
· суммарное разрывное усилие всехпроволок в канате или разрывное усилие каната вцелом;
· материал сердечника;
· дата изготовления.
Канаты без сертификата эксплуатировать нельзя.