5.1. Ручными сигналами предъявляются требования:
а) красным развернутым флагом днем и красным огнем ручного фонаря ночью — "Стой!" (рис.5.1).
При отсутствии днем красного флага, а ночью ручного фонаря с красным огнем сигналы остановки подаются:
днем — движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета;
|
Рис. 5.1
ночью — движением по кругу фонаря с oгнем любого цвета (рис. 5. 2);
б) желтым развернутым флагом днем или прозрачно-белым огнем ручного фонаря ночью — медленным движением вверх и вниз по полукругу сбоку — "Тише!" (рис.5. 3).
5.2. При опробовании автотормозов подаются сигналы:
требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения): днем — поднятой вертикально рукой, ночью — поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 5.4).
|
Рис. 5.2.

Рис. 5.3.
Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;
требования машинисту отпустить тормоза:
днем — движениями руки перед собой по горизонтальной линии;
ночью — такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 5.5).
Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.
5.3. Дежурный по станции, где ему вменено в обязанность встречать и провожать поезда при отправлении или проследовании поезда по станции без остановки, показывает:
днем — поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением, или свернутый желтый флаг (рис. 5. 6);
|
Рис. 4.5

Рис. 5.5
|
Рис. 5.6
ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем.
Это означает, что поезд может отправиться со станции и следовать безостановочно со скоростью, установленной для прохода по станции.
Указанный сигнал при следовании поезда без остановки показывается до прохода локомотива прибывающего поезда мимо дежурного по станции.
5.4. Сигналисты и дежурные стрелочных постов встречают поезда:
в случае пропуска без остановки на станции: днем — со свернутым желтым флагом, ночью — с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 5.7);
в случае приема поезда с остановкой на станции:
днем — с развернутым желтым флагом, ночью — с прозрачно-белым огнем ручного фонаря, подавая сигнал "Тише!" (рис. 5.8).
5.5. Сигналисты и дежурные стрелочных постов провожают поезда, отправляющиеся со станции, во всех случаях со свернутым желтым флагом днем и прозрачно-белым огнем ручного фонаря ночью.
|
Рис. 5.7

Рис. 5.8
5.6. На перегонах обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений, а также дежурные по переездам встречают поезда: днем — со свернутым желтым флагом; ночью — с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 5.9).

Рис. 5.9
В местах, огражденных сигналами уменьшения скорости или остановки, они встречают поезда днем и ночью с сигналами, соответствующими установленным на пути.
5.7. При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:
"Разрешается локомотиву следовать управлением вперед" — днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью— ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или одним длинным звуком (рис. 5.10);

Рис. 5.10
"Разрешается локомотиву следовать управлением назад" — днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками (рис. 5.11).
На отдельных предприятиях с учетом местных условий работы с разрешения руководителя предприятия допускается при маневрах подавать ручные и звуковые сигналы: "Разрешается локомотиву следовать в направлении к подающему сигнал" — днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или длинным звуком (см. рис. 5.10);

Рис. 5.11
"Разрешается локомотиву следовать в направлении от подающего сигнал" — днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками (см. рис. 5.11);
"Тише" — днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага, ночью — ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя короткими звуками (рис. 5.12);
"Стой!" — днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага, ночью — ручного фонаря с любым огнем или тремя короткими звуками (рис. 5.13).
|
Рис.5.12

Рис. 5.13
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
5.8. Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, подтверждающими принятие их к исполнению.
Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь, а также указания по движению поездов и маневровым передвижениям могут подаваться по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи, а также звуками различной продолжительности свистками локомотивов и свистками руководителей маневров порядком, указанным в техническо-распорядительном акте станции.