История возникновения праздника

История Рождества началась более двух тысяч лет назад, когда Дева Мария родила Иисуса. Это были суровые времена правления императора Августа. Чтобы решить проблему с налогами, император решил провести пере­пись населения по всей империи. У евреев в то время был обычай вести перепись по родам. Мария и Иосиф принадлежали к роду царя Да­вида и должны были отправиться в Вифлеем, город Давида, чтобы внести свои имена в спи­ски. Долгим был их путь в Вифлеем, но главные трудности были еще впереди. Придя в город, они не смогли найти себе место для ночлега.

Гостиницы были переполнены, потому что очень много народа пришло в город. Мария и Иосиф нашли приют в пещере, которая служи­ла стойлом для скота. В этой пещере и родился будущий Спаситель.

И вот уже 20 веков человечество хранит па­мять об этом событии.

Рождество отмечает весь христианский мир: и католики, и православные. Только одни празд­нуют 25 декабря, а другие - 7 января. Все зна­ют библейский сюжет Рождества Христова. Но не всем известно, когда именно начали отме­чать этот праздник. Почему наряжают елку, во­дят вокруг нее хоровод и дарят друг другу по­дарки? Почему дом украшают ветками омелы и вешают носки над камином? Как сервируют праздничный стол и что едят?

Итак, Рождество — это всеми любимый праздник добра и света, когда вся семья может собраться за одним столом. Праздник, когда мо­жет исполниться самое заветное желание и про­изойти любое чудо. Этот день стал знаменатель­ным для всего христианского мира. Рождество ассоциируется, прежде всего, с Санта-Клаусом, фигурками ангелов, колядками и праздничными поздравительными открытками. Католическое Рождество наступает 25 декабря и празднует­ся во многих странах. Перед Рождеством идет пост, который у европейцев носит название «ад­вент». В это время европейцы вовсю готовятся к празднику. В конце ноября в церквях про­ходят службы. Первые упоминания о праздно­вании Рождества относятся к IV веку. Тради­ционно в этот день устраивается праздничный ужин, на столе красуется фаршированная ин­дейка или рождественский гусь, собравшиеся поздравляют друг друга с Рождеством, желают всех благ и дарят друг другу подарки.

Канун Рождества начинается со строгого поста, сочельника (слово происходит от риту­альной пищи под названием «сочиво» — каши из пшеницы и ячменя, смешанной с медом и миндалем). В сочельник пищу нельзя прини­мать до первой звезды, возвестившей волхвам о рождении Христа, и проводить его нужно в ти­шине. По его окончании проходит торжествен­ное богослужение. В сочельник принято соби­раться семьями и вспоминать историю Рождества Христова. В этот праздник богослужение символи­зирует триединство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В полночь, в ночь с 24 на 25 де­кабря верующие воспевают хвалу Всевышнему. Дата 25 декабря исторически связана с язы­ческим праздником Солнца, который праздно­вали в Древнем Риме. Согласно языческим веро­ваниям 25 декабря - день, когда король Остро­лист уступал место королю Дубу. Есть версия, что римские епископы выбрали этот день в ка­честве официального празднования рождения Иисуса. В итоге получается, что в христианской традиции к изначальному празднику добавилось Рождество, а в остальном все продолжают отме­чать древний праздник середины зимы.

На самом деле дата рождения Христа не указана ни в Библии, ни в другом источнике, а была принята по указу императора Константи­на в IV веке. К тому же римляне уже привыкли к этой дате.

Кроме того, 25 марта празднуется Благове­щенье — день, когда архангел возвестил Марии о ее будущем сыне. В результате прибавления к этой дате девяти месяцев Рождество выпало именно на день зимнего солнцестояния.

КАКОВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ДАТА РОЖДЕНИЯ ХРИСТА

Истоки праздника уходят во времена язычества, когда люди праздновали рождение солнца. Самым важным днем в году для Египта был день рождения бога Гора во время солнечного восхода Сириуса (29 июля). Эта звезда восходит на небе перед самым восходом солнца и видна несколько минут. Сириус для египтян символизировал душу богини Исиды, которая меркнет в лучах солнца своего сына Гора. Для египтян такое ежегодное возрождение

Солнца представляло рождение богов-царей. Правители древнего мира выбирали эту дату для своего рождения. Когда на небе вместе с Сириусом взошли Юпитер и Сатурн, это стало для жителей востока божественным предзнаменованием, и они отправились искать мессию.

Католическое Рождество отмечается 25 де­кабря лишь потому, что Римской церкви в свое время нужно было наложить свой календарь на календарь языческих праздников, чтобы утвер­дить свое влияние. В Библии нет указания на дату рождения Христа, а потому настоящая да­та его рождения — тайна за семью печатями. До VI века вообще не велось летоисчисление от Рождества Христова, и только позднее некий монах по имени Дионисий убедил Рим считать, что Иисус родился в 1 году до н. э. А некоторые церковники считали, что рождение Христа от­носится ко 2-му, а то и к 4 году до н. э. Сейчас считается, что год рождения Иисуса - 7-й или 8-й год до н. э. Такое предположение было сделано на основании записей апостола Матвея о том, что волхвы увидели звезду в дни правления Ирода. Что касается даты, то, скорее всего, рожде­ние Иисуса приходится на июнь-июль, потому что по одной из версий он родился в новую астрологическую эру Рыб и как бы стал символом рождения Солнца. По этой версии выходит, что настоящая дата рождения Господа - с июня по июль 7 года до н. э.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АСТРОНОМИИ

Более двух тысяч лет прошло с момента первого описания Вифлеемской звезды. Звезды, которая привела пастухов и волхвов к Иисусу. В Евангелии от Матвея сказано: «...ибо мы виде­ли звезду Его на Востоке и пришли поклонить­ся Ему...» Но внезапное появление и не менее внезапное исчезновение этого светила, о кото­ром до сих пор помнит весь христианский мир, вызывает много вопросов. Что это: действитель­но звезда, внезапно вспыхнувшая и погасшая, или это какое-то другое астрономическое со­бытие, которое совпало с рождением Христа? Есть много версий: взрыв сверхновой, появление кометы, планеты (Юпитер, Сатурн и Марс) выстроились в одну линию друг за другом и об­разовали один яркий светящийся объект, назы­ваемый Вифлеемской звездой. Когда на небе одновременно взошли Юпитер и Сатурн, это стало для жителей Вос­тока настоящим божественным предзнамено­ванием, что и побудило волхвов двинуться в путь на звезду в поисках младенца-Мессии. При­чем небесные знамения полностью совпадали с известным в те времена пророчеством о Мес­сии, более того, евреи в этот период тоже ожи­дали нечто подобное. Так волхвы и оказались в Иерусалиме и, возможно, там уже узнали, что, по пророчеству, Мессия должен родиться в Вифлееме. Согласно пророчеству, Вифлеем — место, которому покровительствовал Лев (солн­це восходит в этом созвездии в конце июля, что соответствует дате 29 июля). Так праздник ро­ждения Солнца - Гора и одновременно Ново­го года в Египте совпал с рождением Христа.

Проверялись все гипотезы происхо­ждения Вифлеемской звезды. Наиболее правдо­подобной поначалу казалась версия с кометой, потому что это небесное тело медленно пере­мещается на фоне звезд и кажется достаточно ярким пятном на ночном небе. Когда провери­ли все сообщения за это время, оказалось, что если кометы и появлялись, то раньше, чем ро­дился Христос. Оставалась еще версия взрыва сверхновой, которую подтвердили китайцы. Звез­да могла взорваться приблизительно в 5-м или 4 г. до н. э. Но и эта гипотеза была развенчана более поздними исследованиями.

Однако осталась еще версия парада планет, который состоялся именно тогда, когда родил­ся Иисус. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (XVII в.), наблюдая как-то за Марсом, Юпите­ром и Сатурном, увидел, что они выстроились в одну линию, а через несколько месяцев «ря­дом» вспыхнула сверхновая. Кеплер поначалу подумал, что это планеты породили взрыв, а позже, убедившись в своей неправоте, предположил, что это все-таки парад планет.

Впоследствии церковь перенесла дату рож­дения Христа на 25 декабря, потому что этот день, как стало известно, тоже был связан с рож­дением Солнца непобедимого (день зимнего солнцестояния), культ которого был широко распространен в Римской империи, естествен­но, что дата 29 июля к этому никакого отноше­ния не имела.

Итак, все утряслось, и католическое Рождество празднуется 25 декабря. И все же, как на­поминание о языческом прошлом, отголоски старых праздников сохранились в виде симво­лов и обычаев, тесно переплетенных с христианскими традициями

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

И СИМВОЛЫ

Церковные и народные обычаи тесно спле­лись в праздновании Рождества. Еще с XIII века появился обычай выставлять в храмах ясли и класть туда фигурку младенца Христа. Впослед­ствии ясли ставили не только в храме, но и в до­мах. Делались специальные макеты, которые изображали грот, маленького Иисуса и Деву Марию. Рядом с ними, как правило, изобража­лись Иосиф, пастухи, ангелы и животные. Иногда изображали и целые сценки, посвященные жизни крестьян. Эти сценки помещались ря­дом со святым семейством.

Этого обычая придерживаются во многих странах Западной и Восточной Европы — в Гер­мании, Швейцарии, Чехии. А в Италии этот обычай появился в XIV веке в Неаполе. И все это стало неотъемлемыми символами Рождест­ва. Ясли символизируют покорность, вертеп — скудость, пастухи — символ простосердечности, волхвы — символ мудрости, звезда симво­лизирует самого Иисуса, ангелы здесь являются символом мира, Иосиф и Дева Мария — пра­ведной жизни и чистоты. В христианской тра­диции также существуют символы, может быть, недостаточно хорошо известные, но не менее важные для христиан (католиков и православ­ных), — это ожидание, свет, звезда Рождества, перепись, зима, ночь, пещера, Вифлеем, покло­нение волхвов, дары волхвов, избиение младен­цев, праздник мира. И каждый из этих симво­лов имеет свою историю.

Церковные обычаи празднования Рождест­ва так тесно переплелись с народными, что сложно отделить одно от другого. Для европей­цев Рождество — большой праздник, и прово­дят они его как можно веселее. А какое веселье без народных гуляний и старинных обычаев с языческими корнями. Наиболее известные на­родные обычаи, которые соблюдаются и сей­час, - это колядование и сжигание рождест­венского полена с соблюдением особого ритуала. Но, сначала, о колядовании. Во многих европей­ских странах хорошо известен этот обычай, ко­гда молодежь ходит по домам с пожеланиями добра и песнями, славящими хозяев. Колядки проходят под всеобщее веселье. В ответ колядующие получают от хозяев различные подар­ки: сладости, яйца, жареные каштаны или суве­ниры и прочее, а скупым хозяевам грозят бе­дой. Поют колядки, обязательно нарядившись так, чтобы не быть узнанными, - такова тра­диция.

Этот обычай осуждался Церковью как язы­ческий, но все же не был искоренен. До сих пор люди выходят на улицу, поют песни, а в тех странах, где выпадает снег, играют в снеж­ки и катаются на санках. Приветствуются так­же огненные забавы: запускание фейерверков и салютов.

Существует еще обычай поджигать рожде­ственское полено. Он также имеет языческую подоплеку — это своеобразная попытка при­мирить язычество и христианство. Считается, что этот обряд пришел в Англию от викингов. На Рождество они спиливали огромное дерево, которое сохло весь следующий год до нового праздника. И только на следующее Рождество полено приносили в дом, и оно долго горело в очаге. Если же оно гасло, не прогорев дотла, хозяева ждали неприятностей. Сначала на полене вырезали крест, осыпали его зерном, поливали медом, потом поджигали, поднимая в честь него бокал вина.

И сейчас европейцы соблюдают этот обы­чай. Так же как и много лет назад, они бодрст­вуют около него за едой, чаепитием и разгово­рами. В день празднования Рождества также установился обычай преломления рождествен­ского хлеба, который нужно есть перед тем, как сесть за праздничный стол, в момент при­ветствий и поздравлений с праздником.

Наиболее значимым атрибутом Рождества является наряженная ель. Эта традиция имеет языческие корни. Появилась она еще у герман­ских народов, у которых ель символизировала жизнь и плодородие. Сейчас украшенная шара­ми ель приобрела новую символику — это рай­ское дерево. Дерево можно украсить не только игрушками, но фруктами и сладостями. Эта традиция лишь одна из многих других рожде­ственских традиций.

И, конечно, какое Рождество без знамени­того Санта-Клауса, рождественского деда? Ле­генда о Санта-Клаусе уходит корнями в глубо­кую древность. Его связывают с королем Ост­ролистом, который символизировал изобилие, изображался верхом на козле и с заздравной чашей. Этот языческий персонаж был вписан в христианскую историю в XVII веке. Первыми упомянули о рождественском деде англичане в начале все того же XVII века. Санта-Клауса ра­нее называли еще «святочным эльфом»: боль­шой красный нос, колпак на голове, круглый животик и белая борода. Он спускался через дымоход с мешком подарков, когда в доме все уже спали. Этот персонаж наиболее близок к современному образу. Коренастый и дородный, прямо старый эльф, Стоит на него взглянуть - разбирает смех. Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем — Старым Ником (nick - «дух»), который ежегодно совершал какие-нибудь проделки в насмешку над людьми, потом этот обычай превратился в ритуал дарения подарков. А в период становления христианства образ святочного эльфа стал связываться со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, святой Николай и Старый Ник объединились в один образ.

Называют этот персонаж по-разному. В Германии - Санта Николаус. В Италии - Бобо Натале, в Финляндии- Йолупукк, во Франции - Пэр Ноэль. Католическое Рождество отмечают более чем в 100 странах мира. Рождество для католи­ков — главный праздник после Пасхи и более значим, чем Новый год. В Европе Рождество Христово было и остается самым большим и массовым праздником. В канун католического Рождества - 24 декабря - закрываются на двухнедельные рождественские каникулы шко­лы и учреждения, а с самого начала декабря и даже раньше в магазинах открываются рожде­ственские ярмарки. В Европе, как и в России, торжественно отмечают вечер накануне празд­ника, собираясь всей семьей, как правило, в до­ме у родителей.

Но, несмотря на некоторые различия, оба Рождества схожи между собой гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Да это и понятно, ведь католицизм и православие бы­ли некогда единым целым. И католическому и православному Рождеству предшествует пост. У католиков это адвент, который длится приблизительно месяц. В Европе принято в это время вешать на дверь двадцать одну звездочку, а потом каждый день снимать по одной и считать время до праздника. Во время поста католикиносят в церковь на освящение рождест­венский хлеб, который едят перед празднич­ным застольем. Католическое Рождество имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декаб­ря) и шесть дней послепразднества. Вообще Ро­ждество — это праздник для детей, поскольку олицетворяет появление маленького Иисуса. В католической церкви устанавливается миниа­тюрное подобие яслей Иисуса, куда дети под­носят маленькие фигурки с его изображением. Заканчивается праздник торжественной мессой, которая проходит днем.

Рождественская елка, праздничный стол, подарки, гуляния и фейерверки - все это атрибутырождественского праздника, как католического, так и православного. Хотя есть все же одно различие. Католическое Рождество неазрывно связано с Санта-Клаусом, который обязательно в этот праздник должен принести подарки. В России тоже есть свой Санта-Клаус - это Дед Мороз, вот только приходит он не на Рождество, а на Новый год, и у него в отличие от Санта-Клауса есть внучка Снегурочка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: