Канадского исследователя Г.М. Маклюэна (1911—1980) нередко называют «пророком электронной эпохи». Фактически он первый обратил внимание на революционное воздействие электронных коммуникаций на культуру и образ жизни современных обществ. Однако Маклюэн занимался анализом не только электронных СМИ, но и всех средств коммуникации. При этом его понимание «средств коммуникации» предельно широко.
В качестве средств коммуникации он рассматривает фактически все элементы культурной и социальной реальности, окружающей человека: речь, фонетический алфавит, иероглифы, автомобиль, комикс, фотографию, деньги, радио, телевидение, орудия труда и т.д. Объединяет эти разнородные объекты то, что все они несут определённое сообщение. И не только «несут», но и сами являются сообщениями. Известное выражение, почерпнутое у Маклюэна: «Средство коммуникации есть сообщение».
Средства коммуникации, по Маклюэну, являются внешними технологическими «продолжениями» человека, оказывающими на него принудительное воздействие, организующими и структурирующими присущий человеку той или иной эпохи способ восприятия мира.
|
|
Маклюэн делит все средства коммуникации на «горячие» и «холодные». «Горячие» средства воздействуют лишь на один канал восприятия, но с высокой степенью интенсивности — или «высокой степенью определённости», «наполненности данными». «Горячим» является, например, радио (слух) и фонетический алфавит (зрение). «Холодные» средства воздействуют не столь интенсивно и оставляют пространство для «домысливания» — т.е. активности со стороны аудитории. К «холодным» средствам Маклюэн относит иероглифическое письмо, телефон и... телевидение. Классификация Маклюэна, как нетрудно заметить, весьма произвольна. Вряд ли кто-нибудь сегодня согласится с тем, что радио или газета «вовлекают» человека сильнее, чем телевидение. Однако общий
тезис Маклюэна об определяющем воздействии форм коммуникации на мышление и восприятие мира является сегодня широко признанным.
Именно изменение доминирующего типа средств коммуникации является, по Маклюэну, главным фактором социального развития, эволюции человечества. Для истории западных обществ имело фундаментальное значение изобретение фонетического алфавита, а также изобретение книгопечатания, после которого мир вступил в так называемую Гутенберговскую эпоху.
Наступление этой эпохи означало смену коммуникации, основанной преимущественно на устной речи («холодное» средство коммуникации) и создававшей предпосылки для целостного, нерасчлененного видения мира, «горячим» типом коммуникации, основанным главным образом на зрении, что повлекло за собой цепь революционных последствий во всех областях жизни.
|
|
Для Гутенберговской эпохи характерны специализация, фрагментированное и механистическое восприятие реальности, рационализм. Эти качества, обусловленные спецификой передачи информации с помощью печатного шрифта, сделали возможным возникновение машинных технологий и рационального управления, национального государства, а также утверждение индивидуализма и приватности как форм существования личности.
Появление электронных средств коммуникации означает, согласно Маклюэну, очередной коренной исторический перелом. Электронные средства способствуют возрождению на принципиально новой технологической основе целостного видения мира, утраченного в Гутенберговскую эпоху.
Восприятие информации посредством чтения текста утрачивает своё первоочередное значение, люди воспринимают мир визуально и мозаично. Человечество постепенно включается в единую систему коммуникаций — «глобальную деревню», где всё связано со всем. Распространение электронных коммуникаций означает радикальное изменение способа существования человека и ставит перед ним новые задачи и проблемы.
«Помещая с помощью электрических средств коммуникации свои физические тела в свои вынесенные наружу нервные системы, мы приводим в действие динамический процесс, в ходе которого все прежние технологии, являющиеся просто-напросто расширениями рук, ступней, зубов и механизмов поддержания температуры тела — все эти расширения наших тел, включая города, — будут переведены в информационные системы. Электромагнитная технология требует от человека полной покорности и созерцательного спокойствия, и это даёт преимущества организму, носящему теперь свой мозг за пределами черепной коробки, а нервы — за пределами кожного покрова. Человек должен служить своей электрической технологии с такой же сервомеханической преданностью, с какой он прежде служил своей рыбачьей лодке, своему каноэ, своей типографии и всем прочим расширениям своих физических органов. Но есть и одно отличие, состоящее в том, что прежние технологии были частичными и фрагментарными, тогда как электрическая — тотальна и инклюзивна. Внешний консенсус (или совесть) становится теперь столь же необходимым, как и частное сознание. Между тем, с новыми средствами коммуникации открывается также возможность всё сохранять и переводить; что касается скорости, то тут нет никакой проблемы. По эту сторону светового барьера никакое дальнейшее ускорение уже невозможно. Когда нарастают уровни информации в физике и химии, появляется возможность использовать всё что угодно в качестве топлива, сырья или строительного материала; и точно так же с пришествием электрической технологии появляется возможность превращения всех материальных вещей в материальные товары с помощью информационных цепей, внедрённых в те органические образцы, которые мы называем «автоматизацией» и информационным поиском. При электрической технологии задачи человека полностью сводятся к обучению и познанию. В рамках того, что мы всё ещё продолжаем именовать «экономикой» (данное греческое слово обозначало домашнее хозяйство), это означает, что все формы занятости превращаются в «оплачиваемое обучение», а все формы богатства создаются движением информации. Проблема нахождения родов занятий и профессий может оказаться настолько же сложной, насколько легко достаётся богатство»1.
¹ Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. - М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2003. С. 70-71.
♦ Функциональный анализ СМИ
Функциональный подход к анализу социальных феноменов восходит ещё к Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму. Однако наибольший вклад в разработку и распространение данного подхода внёс создатель структурного функционализма Т. Парсонс. После выхода в свет его основной работы «Структура социального действия» (конец 30-х гг. XX века) функционализм утвердился как доминирующая социологическая теория. Большой вклад в развитие структурного функционализма принадлежит также Р. Мертону, уточнившему некоторые его базовые понятия.
|
|
Несмотря на критику, влияние функционализма сохраняется и сегодня. В контексте структурного функционализма то или иное социальное явление анализируется с точки зрения социальных функций — т.е., говоря словами Р. Мертона, «конструктивных социальных последствий», которые оно вызывает.
Мертон, развивая функциональную теорию Парсонса, ввёл понятия социальных функций и дисфункций — негативных последствий того или иного института или процесса. Кроме того, он ввёл различение явных и латентных (скрытых, неочевидных, непреднамеренных) функций.
Анализ института СМИ с функциональной точки зрения приобрёл широкую популярность как в западной, так и в отечественной науке.
Среди основных социальных функций СМИ можно выделить следующие:
■ интеграция общества, координация различных «частей» социальной системы и коммуникация между ними (например, между государством и гражданским обществом, производителями и потребителями);
■ воспроизводство культуры общества, базовых ценностей и норм;
■ участие в осуществлении социального контроля: СМИ отслеживают проблемные ситуации, привлекают внимание к социальным проблемам, конфликтам, нарушениям социального порядка и др.;
■ структурирование досуга и развлечение массовой аудитории;
■ информирование аудитории об основных событиях в жизни страны и мира;
■ продвижение товаров на рынок;
■ экономическая деятельность (СМИ являются отраслью экономики).
Перечисленные функции можно рассматривать как явные функции. Однако существуют и латентные функции. К латентным (скрытым) функциям СМИ можно отнести:
|
|
■ скрытое идеологическое воздействие: воспроизводство и укрепление тех идеалов и ценностей, которые способствуют сохранению и легитимации статус кво — например, потребительской идеологии, националистических стереотипов и др.;
■ защита интересов и культурных ценностей тех или иных влиятельных групп и игнорирование, замалчивание точки зрения и проблем непривилегированных и дискриминируемых групп и закрепление их ущемлённого положения;
■ навязывание одних культурных стандартов в ущерб другим, стандартизация и нивелирование культурного многообразия общества.
Наконец, вполне правомерно говорить и о дисфункциональных последствиях деятельности СМИ. Так, Р. Мертон (и не он один) отмечал превращение СМИ в своеобразный наркотик, отвлекающий людей от реальных проблем. Многие исследователи отмечали негативное воздействие сюжетов, связанных с демонстрацией насилия на телевидении. Непродуманная политика СМИ может приводить к росту социальной напряжённости и конфликтам (вспомним скандал с публикацией в датской газете карикатур на пророка Мохаммеда).
Для минимизации деструктивных последствий СМИ государство вводит определённые правовые ограничения, а журналистское сообщество вырабатывает этические кодексы, фиксируемые в документах профессиональных объединений. Однако излишний контроль со стороны государства также
способен порождать дисфункции — в частности, ограничение доступа людей к необходимой информации, идеологический прессинг и т.д.
Социальные функции СМИ анализировались не только представителями структурного функционализма. Так, американский психолог и политолог, исследователь массовой коммуникации Г. Лассуэлл[4] выделил три основные функции медиа: 1) обозрение окружающего мира — «медиа расширяют горизонты познания индивида»; 2) корреляция с социальной структурой и «ответственностью» общества, воздействия на него и его познание через механизм обратной связи 3) «трансмиссия», передача и воспроизводство культуры обеспечение культурной преемственности. Эти функции средств массовой коммуникации были выделены Лассуэллом в 1948 году. Позже ряд других исследователей выделяли такие функции, как развлекательная (К. Райт), мобилизационная (Д. Мак-Квейл), рациональная — информационная и иррациональная — манипулятивная, пропагандистская, рекламная (Р. Клосс) и др.