Об «индустрии культуры»

Представители Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хорк­хаймер разрабатывали критическую теорию современного ин­дустриального общества, в рамках которой значительное вни­мание уделялось изменению функций культуры и появлению феномена «индустрии культуры».

В возникновении и существовании этого феномена глав­ную роль играют средства массовой коммуникации. Радио, телевидение и кино тиражируют произведения культуры, превращая их в продукт потребления. Произведения «индуст­рии культуры» изначально создаются как товар, предназначенный


для массового рынка, что, по мнению исследовате­лей, меняет саму сущность культуры.

Основываясь на предшествующей интеллектуальной тра­диции, в частности на немецкой философии, Адорно и Хоркхаймер понимали культуру прежде всего как свободную твор­ческую и интеллектуальную деятельность, само существова­ние которой означает возможность критики и рационального осмысления социальной реальности. Массовая культура, превратившаяся в индустрию, полностью утрачивает эти функции и служит утверждению и легализации общества по­требления, интересов власти и бизнеса. Она парализует кри­тическое мышление, служит своеобразным наркотиком, от­влекающим людей от реальных проблем и противоречий общественной жизни.

Аудитория СМИ, потребляющая стандартную «культурную продукцию», становится пассивной и легкоуправляемой, приучается мыслить стереотипами. Индустрия культуры ста­новится механизмом воспроизводства тотальной потребитель­ской идеологии, легитимизирующей сложившийся соци­альный порядок.

Стандартизированное культурное производство есть логи­ческое продолжение стандартизированного производства то­варов в других сферах экономики. Собственно, сама культу­ра превращается с помощью средств массовой коммуникации в одну из отраслей экономики. Она утрачивает функцию ду­ховного развития человека.

Подобный тотальный критицизм по отношению к совре­менной массовой культуре разделялся впоследствии многими авторами. Однако развитие средств коммуникации в постин­дустриальном, информационном обществе внесло значитель­ные коррективы в модель Адорно и Хоркхаймера. Прежде всего, массовая культура, транслируемая СМИ, уже не яв­ляется настолько однородной и стандартизированной, рас­падаясь на множество сегментов. С другой стороны, новые информационные технологии позволяют увеличивать актив­ность аудитории СМИ в выборе информации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: