Жан Бодрийар о «гиперреалъности»

Французский мыслитель Ж. Бодрийар является одним из наиболее влиятельных современных социальных теоретиков. Его творчество принято относить к постмодернистской соци­альной теории, хотя сам он не считал себя постмодернистом.

Подобно Маклюэну, Бодрийар считает, что СМИ ради­кальным образом меняют общество, однако рассматривает эти изменения в целом негативно. По мнению Бодрийара, рас­пространение СМИ приводит к тому, что подлинная реаль­ность полностью утрачивает своё значение и вытесняется так называемой «гиперреальностью», продуцируемой СМИ.

«Гиперреальность» есть царство «симулякров». Симулякр, в понимании Бодрийара, это «копия копии», которая отсы­лает зрителя или потребителя не к реальному объекту, в «ги­перреальности» вообще не существующему, а к другой копии. Переизбыток информации, производимый современными СМИ, уничтожает категорию смысла. Смысл как таковой перестаёт существовать. «Мы производим в изобилии обра­зы, которые не передают никакого смысла. Большинство образов, которые доносят до нас телевидение, живопись, образы аудиовизуальные или синтетические образы — все они не значат ничего».

Созерцая мир через призму СМИ, человек видит только то, что ему показывают, и считает реальным то, что видит. Всё, что не попадает в поле зрения СМИ, как бы не суще­ствует вообще, поскольку не получает репрезентации. С дру­гой стороны, всё, что попадает в объектив, а затем на эк­ран, неизбежно становится зрелищем, даже если речь идёт о войне или катастрофе. Таким образом, будучи преображён­ными СМИ, события утрачивают своё подлинное значение. То же самое происходит с реальностью в целом. На смену


естественному приходит искусственное, на смену реальному — виртуальное. Однако Бодрийар не считает, что СМИ «мани­пулируют» податливой зрительской аудиторией. СМИ и «мас­сы» как объект их воздействия находятся в отношениях взаи­мозависимости, которую Бодрийар описывает следующим образом:

«Массы принимают абсолютно всё и абсолютно всё делают зрелищным; им не требуется другой код, им не требуется смысл; они, в сущности, не сопротивляются — они просто обрекают всё на соскальзывание в некую неопределённую сфе­ру, которая даже не является сферой бессмыслия, а выступа­ет областью всеохватывающего гипноза/манипуляции. Все­гда считалось, что массы находятся под влиянием средств массовой информации — на этом построена вся идеология последних. Сложившееся положение объясняли эффектив­ностью знаковой атаки на массу. Но при таком, весьма упро­щённом, понимании процесса коммуникации упускается из виду, что масса — медиум гораздо более мощный, чем все средства массовой информации, вместе взятые, что, следо­вательно, это не они её подчиняют, а она их захватывает и поглощает или, по меньшей мере, она избегает подчинённо­го положения. Существуют не две, а одна-единственная ди­намика — динамика массы и одновременно средств массовой информации»1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: