Отраслевое деление системы права (горизонтальное строение системы права)

В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и частное. В современной литературе к публичному праву относятся: государственное (конституционное), административное, финансовое, земельное, уголовное и гражданско-процессуальное право. Публичное право регулирует отношения государства с гражданами и другими субъектами права. Систему частного права составляют: гражданское, семейное, трудовое. В сфере частного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений.

Общепризнанным является деление системы права по назначению норм права на отрасли материального и процессуального права.

Термин «материальное право» обозначает правовые нормы, с помощью которых государство прямо влияет на общественные отношения. Они закрепляют права и обязанности субъектов отношений. Материальные отрасли ещё называют регулятивными, поскольку они устанавливают права и обязанности субъектов, тем самым регулируют отношения между ними. К материальным отраслям относятся:– конституционное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие. Государственное (конституционное) право. Оно является ведущей отраслью, нормы которой закрепляют основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Основным источником конституционного права является Конституция государства (принята 12.12.1933), содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят своё воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее выделяются три основные отрасли гражданское право, административное право, уголовное право.

2. Гражданское право – наиболее объёмная отрасль системы права, которая регулирует имущественные отношения, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными и некоторые личные неимущественные отношения (честь, достоинство и др.). Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом. 3. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Оно регулируют отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами. 4. Уголовное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Уголовное право регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан, нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний. Уголовный кодекс – основной нормативный акт.

Термин «процессуальное право» включает нормы, которые устанавливают порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и арбитражных дел. Процессуальные отрасли иначе называют охранительными, поскольку они защищают правоотношения. Во группу отраслей процессуального права входят:

1) гражданское процессуальное право (гражданский процесс), которое регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одна из сторон выступает гражданин; 2) арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами; 3 ) уголовно-исполнительное право, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывание осужденными уголовного наказания; 4) уголовно-процессуальное право, которое объединяет нормы, определяющие порядок и назначение наказания.Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах, уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

3. Понятие, признаки, функции государства.

Гос-во – это полит орг-я общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на опред территории в кач-ве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. При этом гос-во отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отн-и всех представителей общества, осущ-т соглосование интересов отд слоев общества. Признаки гос-ва: 1. Наличие опред территории, границ, на кот действует его юрисдикция, 2. Населения, на ней проживающего, 3. Политической орг-и (власти). Право осуществления гос власти принадлежит опред кругу лиц через органы (аппарат гос-ва для управления и подавления). Это система органов и орг-й, с помощью которых осущ-ся управление обществом (армия, суды, прокуратура и т.д). Орган гос власти представляет собой звено гос. аппарата, участвующего в осущ-и конкретных ф-й и наделенного соответствующими полномочиями. 4. Суверенитет – полная независимость гос-ва от др гос-в в его внутренней деят-ти и внешних отн-х. 5. Право осуществлять опред действия в принуд порядке (например сбор налогов, пошлин и т.д.). Данное право составляет материальную основу гос-ва. 6. Наличие правовой системы и право осуществлять правотворчество.

Функции гос-ва (осн. направления его деят-ти) классифиц-ся на: 1. Внутренние (по решению опред круга задач, связанных с внутренней деят-ю гос-ва). Их подразделяют на: охранительные (поддержание правопорядка в гос-ве) и регулятивные (соц, налоговая, культурная ф-и – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов и т.д.). 2. Внешние (для решения внешнеполит-х задач – оборона страны, сотрудничество между гос-ми в сфере экономики, культуры, политики и т.д.). Она обеспечивается с помощью вооруж-х сил, участия в деят-ти междунар-х орг-й.

4. Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

5. Понятие, предмет, источники конституционного права.

Конституционное право как отрасль права предст собой сов-ть правовых норм, санкционированных гос-м, в кот закреплены основы конституц строя, взаимоотн-я между гос-м и личностью, федеративного устройства России, орг-и и деят-ти системы органов гос. власти, местного самоупр-я. Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Главной задачей конституционного права является регулирование отношений между человеком и государством. Конституционные нормы закрепляют основы правового статуса личности в РФ, основополагающие и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения со стороны государства.

Регулирование общественных отношений в других сферах осуществляется во исполнение этой главной задачи конституционного права, на основе закрепленных в Конституции прав и свобод личности.

Источники конституционного права - совокупность нормативно-правовых актов содержащих конституционно-правовые нормы и являющихся их формами выражения и закрепления.

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина.

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

· Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.

· Как идеологический, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

К источникам конституционного права относятся: 1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 г. 2) федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другие); 3) федеральные законы; 4) указы Президента; 5) постановления Правительства; 6) регламенты палат Федерального Собрания РФ; 7) декларации; 8) договоры и соглашения; 9) судебные акты; 10) конституции, уставы, законы и иные НПА субъектов РФ.

6. Понятие, виды избирательной системы.

Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ (возможны выборы и в иные органы государственной власти), представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (а также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления - также уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", конституциями (уставами) субъектов РФ.

Избирательные комиссии. Выборы проводятся избирательными комиссиями. В РФ могут действовать избирательные комиссии пяти уровней:

1. Центральная избирательная комиссия РФ;

2. избирательные комиссии субъектов РФ;

3. окружные;

4. территориальные;

5. участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии формируются органами государственной власти и местного самоуправления с учётом предложений общественных объединений, но в своей деятельности они являются независимыми коллегиальными органами. Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов, формируется на паритетной основе Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой, является федеральным государственным органом и действует на постоянной основе. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетной основе законодательным (представительным) и исполнительным органами субъекта РФ и действуют на постоянной основе. Окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии формируются органами местного самоуправления, как правило, на период избирательной кампании.

Существует два основных вида избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная избирательная система предполагает проведение выборов по одномандатным, реже - многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. При системе абсолютного большинства для избрания требуется получить более половины голосов избирателей (в противном случае проводится повторное голосование), при системе относительного большинства для избрания кандидату требуется набрать наибольшее число голосов.

Пропорциональная система основана на подаче голосов за списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями (политическими общественными объединениями, зарегистрированными не позднее, чем за шесть месяцев до дня голосования) и избирательными блоками (объединениями избирательных объединений для участия в выборах), мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным голосам, при этом, как правило, устанавливается заградительный барьер.

Смешанная система представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Президент РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица избираются по мажоритарной системе. Депутаты Государственной Думы избираются по смешанной системе (225 депутатов избираются по мажоритарной системе, столько же избираются по пропорциональной системе). Депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления избираются, как правило, по мажоритарной системе.

Избирательный процесс ( деятельность по подготовке и проведению выборов ) проходит несколько стадий: назначение выборов, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и определение результатов выборов (возможно также проведение повторного голосования и повторных выборов). Все стадии избирательного процесса, а также вопросы деятельности избирательных комиссий, финансирования выборов, ответственности за нарушение законодательства о выборах подробно регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и другими законами о выборах.

7. Понятие, предмет, источники гражданского права.

Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права - это те общественные отношения, кото­рые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя: отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).

Термин "имущество" имеет в гражданском праве три значения:. совокупность вещей;

совокупность не только вещей, но и имущественных прав требования (например, денежных вкладов в банке);

совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.

Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономи­ческого содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями: личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение); личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: