Сроки наступления благоприятных периодов развития различных координационных и кондиционных способностей у учащихся массовой и коррекционных школ не совпадают, так как дети с аномалиями развития
зачастую отстают в темпах биологического созревания, а также имеют отличный от здоровых детей механизм развития физических способностей.
И.Ю.Горской (1999) установлено, что у школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9—12 лет; у школьников с нарушением речи, слуха на возраст 8-11 лет. У школьников с нарушением зрения — 8—12 лет, т.е. большинство сенситивных периодов развития координационных способностей приходится на возраст 8-12 лет, поэтому целенаправленное их развитие должно осуществляться в младшем и среднем школьном возрасте, при этом ориентироваться нужно не на усредненные, а на индивидуальные показатели, позволяющие определить зоны ближайшего развития для каждого ребенка.
|
|
Принцип оптимальности педагогических воздействий.
Для лиц с ограниченными возможностями этот принцип означает прежде всего оптимальную меру воздействия физической нагрузки на организм, стимуляцию адаптационных и компенсаторных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, методам организации. Важно, чтобы психофизическая нагрузка не превышала допустимых величин и соответствовала оптимальным реакциям (табл. 1).
Оптимальным режимом для детей с ограниченными возможностями считается психофизическая нагрузка, при которой частота сердеч-
Таблица 1