Примерная схема учета внешних признаков утомления на занятиях физической культурой с детьми аномального развития

(по В. Л. Страковской, 1994)

Признаки Степень утомления
1 (допустимая) 2 (требующая снижения нагрузки)
Нервная система (поведенческие реакции) Лицо спокойное, несколько возбужден, снижено внимание Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими учениками), значительно отвлекается или же вялый (пассивный)
Движения Бодрые, четкое выполнение заданий Неуверенные, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения
Окраска кожи лица и видимых слизистых оболочек Небольшое покраснение кожи Значительное покраснение или поблсднение кожи, побледнение, небольшая синюшность слизистых оболочек
Потливость Небольшая Выраженная, преимущественно лица
Дыхание Без изменений или слегка учащенное (на 5-8 в мин) Учащенное (на 10-15 в мин)
Пульс Несколько учащенный (на 1 5-20% от возрастной нормы), ритмичный Учащенный (на 30-50% от возрастной нормы), аритмичный
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжить занятия

ных сокращений (ЧСС) не превышает 150-160 ударов. Если допусти­мые пределы превышены, то необходимо снизить нагрузку путем уве­личения интервалов отдыха, снижения темпа выполняемого задания, условий их выполнения (А.А. Дмитриев, 1991;В.Л. Страковская, 1994; В.К. Велитченко, 2000).

4. Принцип вариативности педагогических воздействий.
Монотонные, неэмоциональные упражнения ухудшают внимание

детей, вызывают двигательное беспокойство, смену настроения вплоть до агрессии, спад активности, снижение волевого контроля, что обус­ловлено особенностями реакции ЦНС, имеющей дефектную основу.

Вариативность методов и методических приемов, включение игро­вого компонента, музыкальное сопровождение, быстрота переключе­ния, дробность заданий, импровизация, изменение внешних условий и т.п. создают благоприятный эмоциональный фон на занятии, что по­зволяет решать в доступном объеме задачи развития физических спо­собностей. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит подвиж­ным играм. Различные игровые ситуации вынуждают ребенка быстро изменять характер и направление движений, проявлять разную степень усилия, ориентироваться в пространстве, стремительно убегать или за­медлять темп движений, переносить груз, точно отмерять расстояние, попадать в цель и т.п. (Г.А. Волкова, 1983; Д.М. Маллаев, 1992; Г.Н. Гри­шина, 1997; Л.П. Фатеева, 1998; Л.В. Шапкова, 2001 и др.).

По мнению В.Д.Чепика (1995), в оздоровительных занятиях подро­стков подвижные игры должны занимать до 60% времени. А в специаль­но организованных рекреативных занятиях умственно отсталых школь­ников они занимают все 100%, вызывая неизменный интерес и жела­ние играть. 3-разовые в неделю часовые занятия в течение двух лет дали существенное улучшение как координационных, так и кондиционных физических способностей детей с нарушениями интеллекта (О.А. Шпи-тальная, 2000).

Подвижные игры подбираются с учетом основного дефекта, вто­ричных отклонений, реальных психических и физических возможнос­тей занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: