№ п/п | Виды спорта | Скоростная выносливое!ь | Скоростно-силовая выносливость | Силовая выносливость | Координационная выносливость |
Армрестлинг | + | ||||
Баскетбол в колясках | + | + | + | ||
Т | Боулинг | + | + | ||
+ | + | ||||
+ | |||||
+ | + | + | + | ||
Велосипедный спорт | + | + | + | ||
+ | + | ||||
Ч | Волейбол сидя | + | + | + | |
Гандбол | + | + | + | ||
+ | + | ||||
1? | + | + | + | ||
Гонки на санях с коньками | + | + | + | ||
+ | |||||
И | Конный спорт | + | + | ||
Легкая атлетика: бег | + | + | |||
гонки в колясках | + | + | |||
слалом в колясках | + | + | + | ||
+ | + | ||||
метание | + | + | |||
Лыжные гонки | + | + | + | ||
IX | Лыже-сани | + | + | ||
Моно-ски | + | + | |||
7,0 | Настольный теннис | + | + | + | |
Плавание | + | + | + | + | |
Пауэрлифтинг | + | ||||
Стрельба из лука | + | + | |||
Стрельба пулевая | + | + | |||
Спортивное ориентирование | + | + | + | ||
7й | Сит-ски | + | + | ||
Спортивные танцы | + | ||||
Теннис | + | + | + | ||
Фехтование | + | + | |||
™ | Футбол | + | + | + | |
Хоккей на санях с коньками | + | + | + | + |
тенсивностью. Основные методы развития скоростной выносливости -переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный.
|
|
Скоростно-силовая выносливость необходима в видах спорта, где преодолевается внешнее сопротивление за счет оптимальных мышечных усилий. Например, при передвижении на лыже-санях необходимо в каждом цикле движений не только перемещать собственную массу тела, но и сообщать ей дополнительное ускорение сотни раз во время прохождения дистанции, используя скольжение. При этом ни сила, ни скорость не достигают максимальных величин в каждом движении. Средствами тренировки служат динамические упражнения с отягощениями, выполняемые сериями, от 30 до 70% от максимальных силовых способностей человека путем многократных повторений «до отказа». При этом развивается и выносливость, и сила. В видах спорта с ациклической структурой движений (прыжки, метание, гольф, теннис, волейбол сидя и стоя и др.) скорост-но-силовые способности проявляются в мощности усилий, которое достигается в короткий промежуток времени. Для развития этой способности используются силовые упражнения с небольшими отягощениями, не искажающими технику двигательных действий. Основные методы развития скоростно-силовой выносливости — метод повторных и метод динамических усилий.
|
|
Силовая выносливость чаще всего проявляется в упражнениях, требующих абсолютной силы, например, в армрестлинге и пауэрлифтинге. Основными методами развития абсолютной силы являются метод повторных усилий: 3 упражнения с максимальным отягощением, повторяемые 2-3 сериями с полным интервалом отдыха; метод изометрических напряжений с максимальными усилиями в статическом режиме в течение 6-8 с, а также методы атлетической гимнастики — «фляшинг», «крампинг», «читгинг». Такой вид силовой выносливости, приобретаемый длительной тренировкой, не имеет переноса на динамические упражнения и используется в узкой спортивной специализации, но чаще — как метод коррекции телосложения.
Есть виды упражнений в отдельных видах спорта, где необходима максимальная динамическая сила — плавание одними руками при параличе или ампутации нижних конечностей, скольжение в подъем на лыже-санях, осуществляемое исключительно с помощью рук.
Такие виды спорта, как горнолыжный, стрельба, конный, гонки в колясках и др., требуют удержания вертикальной позы стоя или сидя, иногда в течение длительного времени, которое зависит не только от состояния вестибулярного аппарата, но и силы мышц туловища. С целью укрепления силы мышц плечевого пояса и туловища в практике применяются силовые упражнения на тренажерах, а также упражнения со штангой весом 65-90% от максимально возможного.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение выносливости как виду физических способностей.
2. К каким функциональным системам организма человека вынос
ливость предъявляет повышенные требования?
3. Дайте характеристику общей выносливости.
4. Особенности развития общей выносливости.
5. Специальная выносливость и способы ее развития.
6. Раскройте основные виды специальной выносливости.
______________ 20.6. Развитие гибкости__________________
В отличие от основных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), являющихся непосредственными факторами моторных действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела.
Гибкость — комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой.
Этот комплекс включает следующие факторы:
-морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации);
-морфологическое и функциональное состояние суставов (суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие выраженной или приобретенной тугоподвижности);
-психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям).
Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются:
1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходи
мо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для
нормального функционирования опорно-двигательного аппарата;
2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого
уровня гибкости, минимизировать ее регресс.
3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате
заболеваний, травм и других причин.
Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная — за счет действия посторонних сил.
В естественных условиях инвалид использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости.
Наиболее продуктивным периодом развития пассивной гибкости является возраст 9—10 лет, активной — 10-14 лет. В силу естественных возрастных изменений структуры мышц уже к 20 годам амплитуда движений заметно падает. Поэтому младший и средний школьный возраст оказывается самым плодотворным для развития гибкости.
|
|
Дети с нарушениями в развитии отстают по уровню гибкости от своих здоровых сверстников: умственно отсталые на 10-20% (А.А. Дмитриев, 1991), глухие на 15-20% (В.Л. Страковская, 1987), слепые и слабослышащие младшие школьники на 25% (Л.Н. Ростомашвили 1999).
Значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом возрасте в связи с ухудшением эластично-упругих свойств мышц и связок. Тем не менее регрессивным тенденциям можно противодействовать путем специальных упражнений.
При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности:
1. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы.
Но гипертрофия мышц, вызываемая массированным применением си
ловых упражнений, может привести к ограничению размаха движений.
С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного
укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать «разболтан
ность» в суставах, перерастяжения, нарушения осанки. Отсюда вытека
ет необходимость оптимального сочетания упражнений, направленных
на развитие гибкости и мышечной силы. При таком подходе за счет
предварительного растягивания мышц и увеличения мощности усилий
создаются предпосылки улучшения координационной структуры дви
жений, быстроты мышечных переключений (Л.П. Матвеев, 1991).
2. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими уп
ражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффек
тивны и силовые упражнения динамического и статического характера,
а также медленные динамические упражнения с удержанием статичес
ких поз в конечной точке амплитуды. Чередование их позволяет обеспе
чить большую амплитуду при выполнении большинства упражнений
(В.Н. Платонов, 1987).
3. Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее, чем пас
сивная. Разное время требуется на развитие подвижности в различных
суставах. Быстрее повышается подвижность в плечевых, локтевых, лу-
чезапястных суставах, медленнее - в тазобедренном и суставах позво
ночного столба. Время достижения положительного эффекта может из
меняться в зависимости от структуры сустава и мышечной ткани, воз
раста и имеющихся двигательных нарушений (Б.В. Сермеев, 1970).
|
|
4. Развитие гибкости при максимальной амплитуде движений связа
но с насильственным растягиванием мышечно-связочного аппарата,
при котором преодолеваются некоторые болевые ощущения. Во избе
жание микротравм необходимо предварительное разогревание мышц с
помощью разминки, самомассажа, теплого тренировочного костюма,
в домашних условиях это может быть 10-минутная ванна в 40° воде
(Н.Г. Озолин, 1988).
Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее развитии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений.
Специальная гибкость реализуется в двух направлениях.
Первое - в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суставах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздействующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта (например, в плавание кролем - плечевой и голеностопный суставы, брассом — тазобедренный, коленный и голеностопный).
Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц используются следующие виды упражнений:
а)динамические активные и пассивные;
б)статические активные и пассивные;
в)комбинированные.
Динамические активные упражнения включают маховые, пружинистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п.
Динамические пассивные упражнения включают упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений.
Статические активные упражнения включают удержания растянутых мышц, осуществляющих движение.
Статические пассивные упражнения - те же, но удержание положения тела осуществляется с помощью внешних сил - отягощения, партнера.
Комбинированные упражнения основаны на предварительном пассивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием.
В практике адаптивной физической культуры эти разновидности упражнений трансформируются в конкретные упражнения целевого назначения; почти все упражнения предваряются массажем или самомассажем:
для пальцев рук: массаж, разгибание пальцев надавливанием другой руки - сначала легким, затем сильными пружинистыми движениями и статическом удержанием в разогнутом положении;
для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение, статическое удержание в разогнутом положении за счет надавливания другой рукой или упором в неподвижный предмет (пол, стену);
для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы на кольцах, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки; самостоятельно или с партнером: пружинные наклоны, отведения рук, выкруты гимнастической палки;
для туловища: прогибание назад в мост у опоры, со страховкой, наклоны назад, стоя на коленях, наклоны вперед прогнувшись, волнообразные движения вперед, назад, в стороны, наклоны повороты, вращения туловища;
для голеностопных суставов: массаж, оттягивание носков, подошвенное сгибание-разгибание, сед на пятках с оттянутыми расслабленными носками, ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде;
для тазобедренных суставов:_глу6окке приседания на полной ступне -в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны; наклоны вперед из
положения ноги врозь, вместе, стоя на гимнастической скамейке; взмахи ногами вперед, назад, в сторону стоя у опоры; то же с отягощением на голень 1 кг, стоя у опоры поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью партнера и самостоятельно; то же, но медленно с фиксированием верхней точки амплитуды, с отягощением.
Степень их использования, а также дозировка определяется потребностью либо в сохранения гибкости на достигнутом уровне, либо ее дальнейшего развития и совершенствования.
Второе направление реализуется в процессе восстановления подвижности суставов средствами ЛФК. Оно достаточно полно изучено, имеет свои двигательные режимы, этапы, технические приспособления, различные технологии. Например, А.Ф.Каптелин (1995) при поражении опорно-двигательного аппарата для восстановления активной гибкости рекомендует использовать облегченные условия водной среды. Установлено, что при развитии контрактуры дозированное растягивание мышечно-суставно-капсульного аппарата в воде происходит более успешно, чем в обычных условиях.
В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев (1991) в развитии гибкости у инвалидов с нарушениями функций спинного мозга выделяют 3 этапа.
а) Этап суставной гимнастики — характеризуется тем, что ведущей
задачей является не только повышение общего уровня развития актив
ной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суста
вов, а также функциональная подготовка мышечно-связочного аппара
та с целью улучшения эластичных свойств и создания прочности мышц
и связок. Этот этап связан с изучением индивидуальных возможностей
инвалидов.
б) Этап специального развития подвижности в суставах. Ведущая за
дача — развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые
способствуют быстрому и качественному овладению базовыми двига
тельными действиями, необходимыми в бытовой, производственной,
реабилитационной и спортивной практике инвалидов. Методика разви
тия гибкости на этом этапе должна обеспечивать оптимальное сочета
ние упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально
развить силу и подвижность в суставах на основе дифференцированного
подхода, но и привести их в соответствие между собой.
в) Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уров
не характеризуется необходимостью ежедневного выполнения упраж
нений на растягивание с оптимальным дозированием нагрузки. Эта за
дача эффективно решается путем включения следующих упражнений:
- простые движения, выполняемые с максимальной амплитудой;
-упражнения с использованием дополнительного внешнего усилия;
-упражнения, выполняемые в статическом режиме, при которых
сохраняется неподвижное положение, но с максимальным отведением;
- сгибание и разгибание различных частей тела;
-упражнения на расслабление, способствующие улучшению как
пассивной, так и активной подвижности в суставах.
В качестве методов развития гибкости авторами предлагаются два основных:
локальный метод, включающий специальные упражнения в оптимальном режиме нагрузки на конкретный сустав опорно-двигательного аппарата;
интегральный метод, включающий специальные упражнения, подобранные на основе координационной структуры, необходимой амплитуды и других характеристик движения, нацелен на эффект суммарного проявления гибкости в разных суставах.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение гибкости.
2. Какие факторы обеспечивают способность выполнять движения
с максимальной амплитудой?
3. Перечислите основные закономерности развития гибкости.
4. Какие упражнения могут быть использованы для развития гибко
сти пальцев рук, запястья, плечевых суставов, туловища (позвоночни
ка), тазобедренных и голеностопных суставов?
5. Какие этапы развития гибкости у инвалидов выделяют В.Г. Гри-
горенко, Б.В. Сермеев?
________ 20.7. Развитие координационных способностей_________
Когда говорят о координационных способностях человека, то имеют в виду согласованные, целесообразные, координированные движения и способность управлять ими.
Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохранность сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер, способность регулировать эмоциональное состояние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мышц (В.С. Фарфель, 1975; Е.П. Ильин, 1983; А.С. Солодков, 1998), что затрудняет освоение сложноко-ординационных двигательных действий, а следовательно, и координационных способностей.
Н.П.Вайзманом (1997) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же
механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями ана-литико-синтетической деятельности коры головного мозга.
Дети с сенсорной недостаточностью медленнее осваивают сложные движения, так как многие частные проявления координационных способностей опираются на зрительную, слуховую, вестибулярную аффе-рентацию.
Координационные способности — это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.
К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся следующие:
- функциональное состояние центральной и периферической нерв
ной системы;
-уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;
-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения;
- состояние высших психических функций, психологическая устой
чивость, способность анализировать и быстро принимать решения в
условиях внезапно изменившихся условий;
- функциональное состояние двигательного, зрительного, слухово
го, тактильного и других анализаторов.
Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей (Н.Н. Ефименко, 1991; Е.С. Чер-ник, 1997; Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев, 1997; С.И. Веневцев, 2000).
В структуру координационных способностей входят следующие составляющие:
1. Координация движений — способность к упорядоченным согла
сованным движениям тела и его частей.
2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —
комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, от
меривания и воспроизведения заданных параметров движения.
3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и
изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-
временном поле.
4. Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма
движений.
5. Равновесие — способность к сохранению устойчивой позы в ста
тических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной
опоре, при действии ускорений.
6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на
различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать
движение в изменяющихся условиях.
7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие
движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.
8. Расслабление - способность к произвольному и рациональному
снижению напряжения мышц.