Экономическое содержание понятия «качество продукции»

Экономическое содержание качества продукции обуслов­лено ее полезностью, конкретная мера которой делает каждую вещь потребительной стоимостью.

Экономическое содержание понятия «качество продукции» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех осталь­ных и экономического как овеществленного результата произ­водственной деятельности людей.

Качество продукции выражает меру учета совокупных тре­бований к продукции как к средству производства или предме­ту потребления в отношениях изготовителей и потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответ­ствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэто­му качество продукции следует определять как меру ее совер­шенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе тре­бования общества к ней как средству удовлетворения определен­ных потребностей.

В соответствии с ГОСТ 15467—79 «Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность


удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество определяется как «совокупность свойств и характе­ристик продукта или услуги, которые придают им способ­ность удовлетворять обусловленные им предполагаемые потребности».

Потребности представляют собой ту реальность, которая предопределяет многие процессы физической, экономической и социальной жизнедеятельности человека. Удовлетворение же потребностей обеспечивает эти процессы и является естествен­ной составляющей человеческой деятельности.

Поэтому управление качеством основывается на изуче­нии потребностей народного хозяйства в средствах производ­ства, а населения — в товарах народного потребления и услу­гах. Знать потребности необходимо для того, чтобы точно за­дать задания конструкторам, создателям новой продукции и спланировать производство таким образом, чтобы все потреб­ности были бы удовлетворены в максимальной степени. Ошиб­ки в выявлении потребностей приводят к тому, что создается и выпускается продукция, которая не используется спросом, а потребности народного хозяйства и населения остаются не­удовлетворенными, а в результате — потери экономические и социальные.

По этой причине все, кто планирует, создает и изготав­ливает продукцию, должны самым тщательным образом изу­чать запросы заказчика, запросы потребителя. Это важный прин­цип эффективной организации работ по решению проблемы качества. Потребности стимулируют деятельность человека по поиску средств их удовлетворения. Возникновение и существо­вание потребностей является естественным состоянием жизни человека и общества. Потребности обладают колоссальной дви­жущей силой, побуждающей человека к действию. Люди по­стоянно ищут средства и способы удовлетворения своих по­требностей.

В начальный период своего исторического развития чело­век имел ограниченные потребности и удовлетворял их пред­метами, которые находил в окружающей природе. Однако по мере развития человека рождались новые потребности, удов-


летворять которые предметами окружающей его природы он уже не мог. Это побуждало к поиску и постепенно привело человека к производственной деятельности, в результате кото­рой он начал создавать такие предметы, которые удовлетворя­ли его новые потребности.

Удовлетворение потребностей есть процесс потребления. В процессе потребления происходит не только удовлетворение одних потребностей, но зарождение других, иного характера, которых ранее не существовало. Потребности, можно сказать, живут по определенным законам. Потребности зарождаются, созревают, охватывают все большее количество людей, в ре­зультате увеличиваются в объеме и к определенному моменту достигают максимума своего развития. На их смену зарождают­ся новые, более высокие потребности. Под влиянием новых потребностей ранее существовавшие постепенно угасают и со временем исчезают вовсе. Новые потребности во многих случа­ях рождаются в результате трансформации старых потребнос­тей, их дифференциации и углубления. Новые потребности, как правило, всегда представляют собой потребности более высокого уровня. Таков механизм прогрессивного развития потребностей.

Сущность процесса зарождения новых потребностей и смены старых сформулирована В.И. Лениным в законе возвы­шения потребностей. Закон возвышения потребностей заклю­чается в переходе от простых потребностей к сложным, удов­летворение которых зависит от более высокого качественного уровня продукции материальных благ.

Все потребности принято называть общественными. Вмес­те с тем из их числа выделяют личные и производственные потребности.

Личные потребности определяются развитием личности человека и необходимостью воспроизводства рабочей силы. Раз­личают физические, интеллектуальные и социальные потреб­ности одного человека, его семьи, группы или целого сообщества.

Производственные потребности определяются задачами развития общественного производства, его структурой, масш­табом, темпами роста, содержанием научно-технического про­гресса и другими факторами.


Отдельные потребности распределяются во времени и про­странстве. Знание этих законов имеет решающее значение для планирования производства, выбора форм и методов со­здания продукции и развертывания ее производства. Незнание характера и объемов потребностей приводит к известным сбо­ям в торговле товарами народного потребления, в снабжении предприятий сырьем, материалами, комплектующими издели­ями. Из-за неправильного учета потребностей возникает дефи­цит одних товаров и излишек других.

Независимо от того, являются потребности производствен­ными или личными, они удовлетворяются предметами, создан­ными трудом человека. Между потребностями и предметами, созданными человеком, должно быть строгое соответствие. Та­кие соответствия имеют место тогда, когда свойства продуктов труда человека соответствуют характеру потребности. Только при этом создаются предпосылки для эффективного удовлет­ворения потребностей.

Приходится учитывать, что жизнедеятельность человека, а тем более семьи, группы или общества в целом, не может быть обеспечена удовлетворением какой-либо одной или не­сколькими простыми потребностями, скажем, в еде или одеж­де. У одного человека большое количество индивидуальных материальных и духовных потребностей. У семьи или группы людей к индивидуальным потребностям добавляются коллек­тивные потребности. Чем крупнее группа или сообщество лю­дей, тем в большей степени растет количество потребностей. Их сочетание превращается в совокупность потребностей. Со­вокупности потребностей представляют собой не просто на­бор, перечень потребностей. В совокупности потребности нахо­дятся в постоянном движении. Меняется их состав, то есть на­бор потребностей, составляющих ту или иную совокупность. Меняется структура, то есть объем отдельным потребностей, входящих в совокупность, и соотношение между ними.

Развитие общественного производства расширяет номен­клатуру жизненных средств, увеличивает их количество, изме­няет структуру потребления, оказывает глубокое воздействие на характер и формы потребления.

В силу динамического характера совокупностей потребно­стей, постоянно меняется их состав и структура, а поэтому


изучение их в системах управления качеством продукции труд­ная задача. Соответствие создаваемых материальных благ ха­рактеру потребностей имеет ключевое значение для решения широкого круга вопросов в управлении качеством продукции.

В политической экономии используется категория потре­бительной стоимости, которая тесно связана с удовлетворени­ем потребностей. Потребительная стоимость находится на «фи­нише» общественного производства, именно этим определяет­ся ее исключительная роль как для управления качеством про­дукции, так и для оценки эффективности ее использования.

К. Маркс дает глубокий анализ потребительной стоимос­ти и показывает ее связь с качеством продукции, качеством товара. Потребительная стоимость характеризуется им как ве­щество природы, приспособленное к человеческим потребно­стям, как продукт процесса труда. При этом различаются два вида потребительной стоимости. Одна существует реально и на­зывается действительной, возникает и существует только в мо­мент потребления, при использовании продукции. Другой вид потребительной стоимости «воображаемый»: это надежда на то, что с помощью той или иной продукции можно создать дей­ствительную потребительную стоимость и таким образом удов­летворить определенную потребность.

В руках изготовителя продукции потребительная стоимость существует лишь в потенциальной форме. Таким образом, ка­чество изготовленной продукции — это «воображаемая» по­требительная стоимость, потенциальная способность удовлет­ворять потребность; действительная потребительная стоимость возникает лишь при непосредственном использовании этой про­дукции. Следует подчеркнуть, что необходимо добиваться пол­ного совпадения «воображаемой», потенциальной и действи­тельной потребительных стоимостей, то есть полного соответ­ствия качества продукции запросам и требованиям потребите­ля. Создание продукции, полностью соответствующей потреб­ностям, является основной задачей любой системы управле­ния качеством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: