Экономическое содержание качества продукции обусловлено ее полезностью, конкретная мера которой делает каждую вещь потребительной стоимостью.
Экономическое содержание понятия «качество продукции» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществленного результата производственной деятельности людей.
Качество продукции выражает меру учета совокупных требований к продукции как к средству производства или предмету потребления в отношениях изготовителей и потребителей при ее разработке, производстве и использовании в соответствии с потребностями каждого конкретного общества. Поэтому качество продукции следует определять как меру ее совершенства, проявляющегося в полезных свойствах, совокупность и значение которых отражают сложившиеся на данном этапе требования общества к ней как средству удовлетворения определенных потребностей.
В соответствии с ГОСТ 15467—79 «Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность
|
|
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукта или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные им предполагаемые потребности».
Потребности представляют собой ту реальность, которая предопределяет многие процессы физической, экономической и социальной жизнедеятельности человека. Удовлетворение же потребностей обеспечивает эти процессы и является естественной составляющей человеческой деятельности.
Поэтому управление качеством основывается на изучении потребностей народного хозяйства в средствах производства, а населения — в товарах народного потребления и услугах. Знать потребности необходимо для того, чтобы точно задать задания конструкторам, создателям новой продукции и спланировать производство таким образом, чтобы все потребности были бы удовлетворены в максимальной степени. Ошибки в выявлении потребностей приводят к тому, что создается и выпускается продукция, которая не используется спросом, а потребности народного хозяйства и населения остаются неудовлетворенными, а в результате — потери экономические и социальные.
По этой причине все, кто планирует, создает и изготавливает продукцию, должны самым тщательным образом изучать запросы заказчика, запросы потребителя. Это важный принцип эффективной организации работ по решению проблемы качества. Потребности стимулируют деятельность человека по поиску средств их удовлетворения. Возникновение и существование потребностей является естественным состоянием жизни человека и общества. Потребности обладают колоссальной движущей силой, побуждающей человека к действию. Люди постоянно ищут средства и способы удовлетворения своих потребностей.
|
|
В начальный период своего исторического развития человек имел ограниченные потребности и удовлетворял их предметами, которые находил в окружающей природе. Однако по мере развития человека рождались новые потребности, удов-
летворять которые предметами окружающей его природы он уже не мог. Это побуждало к поиску и постепенно привело человека к производственной деятельности, в результате которой он начал создавать такие предметы, которые удовлетворяли его новые потребности.
Удовлетворение потребностей есть процесс потребления. В процессе потребления происходит не только удовлетворение одних потребностей, но зарождение других, иного характера, которых ранее не существовало. Потребности, можно сказать, живут по определенным законам. Потребности зарождаются, созревают, охватывают все большее количество людей, в результате увеличиваются в объеме и к определенному моменту достигают максимума своего развития. На их смену зарождаются новые, более высокие потребности. Под влиянием новых потребностей ранее существовавшие постепенно угасают и со временем исчезают вовсе. Новые потребности во многих случаях рождаются в результате трансформации старых потребностей, их дифференциации и углубления. Новые потребности, как правило, всегда представляют собой потребности более высокого уровня. Таков механизм прогрессивного развития потребностей.
Сущность процесса зарождения новых потребностей и смены старых сформулирована В.И. Лениным в законе возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей заключается в переходе от простых потребностей к сложным, удовлетворение которых зависит от более высокого качественного уровня продукции материальных благ.
Все потребности принято называть общественными. Вместе с тем из их числа выделяют личные и производственные потребности.
Личные потребности определяются развитием личности человека и необходимостью воспроизводства рабочей силы. Различают физические, интеллектуальные и социальные потребности одного человека, его семьи, группы или целого сообщества.
Производственные потребности определяются задачами развития общественного производства, его структурой, масштабом, темпами роста, содержанием научно-технического прогресса и другими факторами.
Отдельные потребности распределяются во времени и пространстве. Знание этих законов имеет решающее значение для планирования производства, выбора форм и методов создания продукции и развертывания ее производства. Незнание характера и объемов потребностей приводит к известным сбоям в торговле товарами народного потребления, в снабжении предприятий сырьем, материалами, комплектующими изделиями. Из-за неправильного учета потребностей возникает дефицит одних товаров и излишек других.
Независимо от того, являются потребности производственными или личными, они удовлетворяются предметами, созданными трудом человека. Между потребностями и предметами, созданными человеком, должно быть строгое соответствие. Такие соответствия имеют место тогда, когда свойства продуктов труда человека соответствуют характеру потребности. Только при этом создаются предпосылки для эффективного удовлетворения потребностей.
Приходится учитывать, что жизнедеятельность человека, а тем более семьи, группы или общества в целом, не может быть обеспечена удовлетворением какой-либо одной или несколькими простыми потребностями, скажем, в еде или одежде. У одного человека большое количество индивидуальных материальных и духовных потребностей. У семьи или группы людей к индивидуальным потребностям добавляются коллективные потребности. Чем крупнее группа или сообщество людей, тем в большей степени растет количество потребностей. Их сочетание превращается в совокупность потребностей. Совокупности потребностей представляют собой не просто набор, перечень потребностей. В совокупности потребности находятся в постоянном движении. Меняется их состав, то есть набор потребностей, составляющих ту или иную совокупность. Меняется структура, то есть объем отдельным потребностей, входящих в совокупность, и соотношение между ними.
|
|
Развитие общественного производства расширяет номенклатуру жизненных средств, увеличивает их количество, изменяет структуру потребления, оказывает глубокое воздействие на характер и формы потребления.
В силу динамического характера совокупностей потребностей, постоянно меняется их состав и структура, а поэтому
изучение их в системах управления качеством продукции трудная задача. Соответствие создаваемых материальных благ характеру потребностей имеет ключевое значение для решения широкого круга вопросов в управлении качеством продукции.
В политической экономии используется категория потребительной стоимости, которая тесно связана с удовлетворением потребностей. Потребительная стоимость находится на «финише» общественного производства, именно этим определяется ее исключительная роль как для управления качеством продукции, так и для оценки эффективности ее использования.
К. Маркс дает глубокий анализ потребительной стоимости и показывает ее связь с качеством продукции, качеством товара. Потребительная стоимость характеризуется им как вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям, как продукт процесса труда. При этом различаются два вида потребительной стоимости. Одна существует реально и называется действительной, возникает и существует только в момент потребления, при использовании продукции. Другой вид потребительной стоимости «воображаемый»: это надежда на то, что с помощью той или иной продукции можно создать действительную потребительную стоимость и таким образом удовлетворить определенную потребность.
|
|
В руках изготовителя продукции потребительная стоимость существует лишь в потенциальной форме. Таким образом, качество изготовленной продукции — это «воображаемая» потребительная стоимость, потенциальная способность удовлетворять потребность; действительная потребительная стоимость возникает лишь при непосредственном использовании этой продукции. Следует подчеркнуть, что необходимо добиваться полного совпадения «воображаемой», потенциальной и действительной потребительных стоимостей, то есть полного соответствия качества продукции запросам и требованиям потребителя. Создание продукции, полностью соответствующей потребностям, является основной задачей любой системы управления качеством.