Качество продукции как объект управления

Приложение основных принципов теории управления к любому объекту возможно при некоторых исходных условий, а именно:

1) наличие программы поведения управляемого объекта
или плановых значений параметров этого объекта;

2) объект должен стремиться уклоняться от заданной про­
граммы или плановых значений;

3) необходимо иметь средства обнаружения и измерения
отклонения объекта от заданной программы или плановых зна­
чений;

4) необходимо располагать возможностью влиять на уп­
равляемый объект с целью устранения возникающих отклоне­
ний от программы или плановых значений.

Первые два положения относятся к характеру объекта уп­равления, к его природе. Два следующих — к механизму управ­ления. Программные, плановые показатели качества продук­ции выдвигаются в планах экономического и социального раз­вития всех уровней, в договорах на проектирование и изготов­ление продукции, в планах новой техники, заданиях проект-но-конструкторским организациям, планах производства. Тре­бования к качеству продукции устанавливаются и фиксируют­ся в многочисленных документах: в государственных и отрас­левых стандартах, стандартах предприятий, технических усло­виях на продукцию, технических заданиях на проектирование или модернизацию, в чертежах и другой технической докумен­тации, в технологических картах и технологических регламен­тах, картах контроля качества, в описаниях характера предос­тавляемых услуг.

Из перечисленного становится очевидно, что первое тре­бование общей теории управления применительно к качеству продукции удовлетворяется.

Во втором условии следует рассмотреть несколько ситуа­ций. Прежде всего потеря качества в результате физического износа. Со временем, как было показано, при использовании и эксплуатации большинство изделий постепенно теряют пер­воначальную величину своих свойств: уменьшается прочность


основных элементов конструкции, металлические элементы подвергаются коррозии, одежда теряет форму и т. д. С продук­цией происходят и другие бесчисленные изменения, которые ухудшают ее качество. В практической деятельности отслежива­ют процесс потери свойств качества, измеряют, оценивают эти измерения. Для того чтобы замедлить процесс физического из­носа, устанавливают благоприятные эксплуатационные режи­мы, применяются различного рода профилактические работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухуд­шение качества переходит границы допустимых отклонений, то проводится капитальный ремонт.

Одновременно с физическим износом продукция подвер­гается моральному старению.

Моральное старение— это процесс относительной потери продукций своего качества при сохранении абсолютных значений его показателей в пределах установленных требований.

Закон, сформулированный К. Марксом, отмечает, что моральный износ, моральное старение происходит в результа­те, во-первых, создания нового, более высококачественного изделия, например более производительной машины; во-вто­рых, постепенного удешевления производства тех же самых изделий.

Например, продукция создана на уровне высших научно-технических достижений и полностью соответствует характеру определенной потребности. Однако под влиянием научно-тех­нического развития, активной проектно-конструкторской де­ятельности, соревнования и конкуренции появляются новые, более совершенные изделия. Изделия, которые раньше были лучше всех, будут некоторый период времени оставаться хоро­шими и эффективными, но относительное качество уже не равно единице, а будет меньше ее. Относительное качество, равное единице, будет за новой, самой совершенной и эконо­мичной продукцией.

Моральное старение охватывает абсолютно все виды про­дукции. Этот экономический закон не имеет исключений и находится в прямой зависимости от научно-технического про­гресса, его темпов, масштабов и направлений. Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в рас­смотрении двух основных тенденций ухудшения качества.


Имеются многочисленные примеры неустойчивости качества и в процессе производства, ее параметры при изготовлении под влиянием тех или иных производственных причин то и дело не укладываются в заданные технологией нормы.

Неустойчивость качества продукции определяется и его зависимостью от качества производственного процесса, каче­ства средств производства, качества труда (рис. 1).

Качество производственного процесса
     
  Качество средств производства    
Качество предметов труда   Качество средств труда     Качество труда
           

| Качество продукции |

Рис. 1. Зависимость качества продукции от качества производственного процесса, качества средств производства

и качества труда

Таким образом, качество продукции по своей сущности является объектом неустойчивым, стремящимся отклонится от заданного уровня, заданных параметров. Следовательно, каче­ство продукции полностью отвечает первым двум условиям общей теории управления и поэтому может служить объектом управления.

Общепризнанной классификации форм управления каче­ством продукции пока не существует. Допустимо выделить не­которые этапы их эволюции. Каждая последующая ступень не отвергает предшествующую, а как бы включает ее в себя, не­сколько трансформируя каждую из них и их сочетание.

Первой формой управления качеством продукции было индивидуальное управление. Оно заключалось в том, что один работник (или небольшая группа) решал все вопросы созда­ния, изготовления, контроля качества. Он нес всю ответствен­ность за качество, ни с кем ее не разделяя. Эта форма характер­на для домануфактурного, ремесленного производства. Сейчас


она характерна для индивидуальной и мелкой кооперативной трудовой деятельности.

С переходом к мануфактурному производству появилось цеховое управление качеством продукции, для которого харак­терно разделение функций и ответственности за качество как между отдельными рабочими, так и руководителями цеха, ма­стером. Черты индивидуального управления качеством сохра­нились, но выделилась общая функция управления. Мастер определял общие требования к качеству продукции, последо­вательность работы, выдвигал требования к работе каждого. Общую ответственность нес он, а рабочий отвечал за качество выполненной операции.

В данном случае на развитие форм управления качеством продукции оказывает влияние так называемое техническое раз­деление труда, которое представляет собой расчленение опре­деленного вида труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными в профессиональном отношении людьми в пределах производственной организации. Но техни­ческое разделение труда — это двуединый процесс. С одной сто­роны, дифференциация производства и профессиональное рас­членение персонала и его деятельности, а с другой — это уси­ление кооперации, интеграции в процессе этой деятельности. В результате появляются новые виды деятельности и формиру­ются новые профессиональные обязанности и навыки. Это имеет место и при организации управления качеством продукции.

В период интенсивного развития промышленного произ­водства, в результате дальнейшего углубления разделения тру­да выделились самостоятельные этапы, такие, как проектиро­вание новой продукции, в производственном процессе — кон­трольные операции. Формируется самостоятельная служба тех­нического контроля. Вводится всесторонний пооперационный кон­троль качества продукции и контроль после окончания ее изго­товления. Массовое производство многих видов продукции выз­вало к жизни такой эффективный для управления качеством способ, как статистический контроль. Применение методов статистического контроля способствовало более эффективной работе по улучшению качества.

В течение продолжительного времени последовательно развивается и накапливается опыт управления качеством


продукции. Если внимательно проследить действия по улуч­шению качества продукции, то можно выявить такую после­довательность.

Прежде чем создавать какую-либо продукцию, выясняет­ся характер потребности. После этого начинают работать над тем, какими свойствами должна обладать продукция, чтобы потребность, характер которой хорошо представляется, была удовлетворена. На основе этого выдается задание на проекти­рование, работа включается в план проектно-конструкторской организации, и начинается разработка продукции, многочис­ленные ее испытания и доработки. На этой стадии конструкто­ры или разработчики оценивают полученные расчетным или экспериментальным путем свойства продукции и сравнивают их значения с техническим заданием.

Просматривается некоторая схема действия для достиже­ния заданного качества будущей продукции. Когда продукция разработана и принято решение о ее производстве, выполня­ются работы по подготовке производства, в процессе которого постоянно осуществляется контроль деталей, узлов машин, измеряются параметры после выполнения каждой операции. Когда параметры продукции отклоняются от установленных в чертежах или технологических регламентах значений или не соответствуют им, принимаются меры по устранению этих от­клонений. Здесь просматриваются черты некоего механизма, обеспечивающего приведение фактически получаемых свойств к установленным значениям.

После того как продукция поступила к потребителю, ею начинают пользоваться. В этот период происходит сравнение фактического качества с фактической потребностью. Не с той, которую предполагали, когда принимались решения о созда­нии и изготовлении продукция, а с реально существующей. Здесь могут возникнуть расхождения. В тех случаях, когда такие расхождения обнаруживаются, то принимаются меры к улуч­шению свойств продукции до полного или в крайнем случае до максимально возможного соответствия реально существующей потребности.

Таким образом, во всех случаях прослеживается одна и та же схема действия: установление задания (плана) по качеству, затем выполнение работ по его достижению, постоянное сравне-


ние получаемого качества с заданием, при отклонениях— приня­тие мер по ликвидации их. Имеется в виду, что люди, которые воздействуют на продукцию с целью придания ей необходи­мых свойств, имеют для этого определенные силы и средства.

В такой последовательности действий и возможности вли­ять на свойства и заключается схема механизма управления качеством продукции.

На основе рассмотрения последовательности действий в процессах создания и изготовления продукции можно сделать следующий принципиальный вывод. Когда люди проектируют, изготавливают или используют продукцию, они действуют в соответствии с основными принципами теории управления.

Прежде чем перейти к теории, необходимо сказать о том, что такое обратная связь. Это необходимо, так как любой про­цесс управления может проходить только при ее наличии.

В сложных организационных и технических системах об­ратная связь рассматривается как элемент, воспринимающий и перерабатывающий информацию о состоянии объекта или протекании процесса и при необходимости воздействующий на его состояние. Различают положительную и отрицательную обратную связь. При положительной — качество продукции улуч­шается, при отрицательной — ухудшается. Естественно, что при управлении качеством продукции стремятся иметь положитель­ную обратную связь, отрицательная — крайне нежелательна, она может применяться только при исследованиях качества и испытании продукции.

Механизм управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потреб­ности, технических, экономических и организационных воз­можностей конкретного предприятия, отрасли, а в ряде случа­ев и народного хозяйства в целом устанавливаются плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинаются конструкторская и технологическая подготовка производства и осуществление ее изготовления в необходимых количествах.

При изготовлении постоянно или с определенной перио­дичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. Информация о факти­ческом качестве поступает из сферы потребления. При возник­новении разницы между ними вырабатывают и реализуют


мероприятия по устранению причин, вызывающих эти откло­нения, т. е. включают факторы и изменяют условия обеспече­ния качества продукции.

В механизме управления качеством продукции действует множество обратных связей, но в принципиальной схеме этого механизма выделяются две ветви. Первая из них функциониру­ет на уровне создания и изготовления продукции. Ее задача — обеспечить и поддержать качество на заданном уровне. Вторая — призвана отследить изменение характера потребности, на­рождение новой потребности и информировать о необходимо­сти модернизации выпускаемой продукции или разработки про­изводства новой.

Обе ветви обратных связей в механизме управления каче­ством продукции должны обладать свойствами высокой опера­тивности и полноты. Недостаточность информации снижает возможность быстро и эффективно перестроить производство на выпуск новой, высококачественной продукции, внести из­менения в технологию и организацию производства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: