Цели и характер сертификации

Правовые основы сертификации в РФ заложил Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года.

Сертификация продукции (далее — сертификация) — это деятельность по подтверждению соответствия продукции уста­новленным требованиям.


Сертификация осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности предприятий, уч­
реждений, организаций и предпринимателей на еди­
ном товарном рынке Российской Федерации, а также
для участия в международном экономическом, науч­
но-техническом сотрудничестве и международной
торговле;

• содействия потребителям в компетентном выборе про­
дукции;

• защиты потребителя от недобросовестности изготови­
теля (продавца, исполнителя);

• контроля безопасности продукции для окружающей сре­
ды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждения показателей качества продукции, заяв­
ленных изготовителем.

Объектом сертификации является продукция (работы, услуги), как отечественные, так и импортируемые, а также процессы и системы качества.

Государственную политику в области сертификации фор­мирует и реализует Комитет РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации (Госстандарт РФ).

Сертификация может иметь обязательный и доброволь­ный характер.

Участниками обязательной сертификации являются Гос­стандарт России, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполните­ли) продукции (услуги).

По продукции, не подлежащей в соответствии с законо­дательными актами Российской Федерации обязательной сер­тификации, и по требованиям, на соответствие которым зако­нодательными актами Российской Федерации не предусмотре­но проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и орга­ном по сертификации.

Добровольную сертификацию вправе осуществлять лю­бое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации в Госстандарте России в установленном


Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сер­тификации также вправе проводить добровольную сертифика­цию при соблюдении указанных условий.

Обязательная сертификация осуществляется в отношении тех товаров (работ, услуг), потребление которых может быть небезопасным для жизни, здоровья, имущества человека и окружающей среды.

Обязательная сертификация подтверждает соответствие продукции обязательным требованиям государственных стан­дартов и других нормативных документов (ветеринарных и санитарных норм и правил, строительных норм и правил и т. п.), в которых в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования к продукции (работе, услуге).

При обязательной сертификации проверяют характерис­тики (показатели) продукции и используют методы испыта­ний, позволяющие:

• провести идентификацию продукции, в том числе про­
верить принадлежность к классификационной группи­
ровке, на соответствие технической документации, про­
исхождение, принадлежность к данной партии и др.;

• полно и достоверенно подтвердить соответствие про­
дукции требованиям, направленным на обеспечение ее
безопасности для жизни, здоровья и имущества граж­
дан, окружающей среды, установленным во всех нор­
мативных документах для этой продукции, а также дру­
гим требованиям, которые на основе законодательных
актов должны проверяться при обязательной сертифи­
кации при обычных условиях ее использования, хране­
ния и транспортирования.

Номенклатуру продукции (работ, услуг), подлежащей обя­зательной сертификации, определяет Госстандарт России.

Перечень продукции (работ, услуг), подлежащей обяза­тельной сертификации, изложен в «Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными акта­ми РФ предусмотрена их обязательная сертификация» (Прило­жение к журналу «Вестник Госстандарта России» — 1988 г.).

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертифи­кации, включает все виды продукции, связанные с личным


потреблением их человеком. К числу услуг, подлежащих обяза­тельной сертификации, относятся: ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств; услуги пассажир­ского транспорта; туристические и эксплуатационные услуги; услуги торговли и общественного питания; услуги парикма­херских; медицинские услуги и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: