В квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, причем таких свойств, которые представляют интерес для потребителя данного продукта труда.
Количественная характеристика свойства продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и потребления, называется показателем качества продукции.
Совокупность показателей качества, образующих иерархическую структуру, называют номенклатурой показателей качества.
Исходным моментом в объективной оценке качества продукции является назначение оптимальной с позиции обеспечения точности и снижения трудоемкости вычисления оценки номенклатуры показателей качества продукции (точность оценки повышается с увеличением количества свойств; с другой стороны, количество учитываемых свойств нецелесообразно увеличивать беспредельно, т. к. это увеличивает затраты труда и времени на осуществление комплексной оценки; отсюда — необходимость выбора оптимального количества необходимых для оценки показателей).
Значение номенклатуры показателей качества в оценке качества продукции обусловлено следующими соображениями. Сертификация (в виде минимально установленных законодательных требований) обеспечивает подтверждение соответствия продукции требованиям безопасности. Это, бесспорно, важный момент в оценке качества. Тем не менее можно, к примеру, выдать сертификат безопасности на коньяк, который безопасен, но коньяком не является. Но ведь качество — это то, что таковым считает потребитель продукции, а не предприятие-изготовитель, и даже государство в лице органов сертификации. А интересы потребителя простираются значительно дальше, чем просто безопасность продукции. Потребителя интересует полная характеристика качества, полный или максимально полный спектр показателей, то есть полная номенклатура показателей качества. Поэтому правильный подбор показателей качества, то есть формирование оптимальной номенклатуры показателей качества для данного продукта, имеет принципиально важное значение.
Исходя из иерархической структуры свойств, обусловливающих качество продукции, номенклатуру показателей 1-го уровня можно представить в виде 13 групп свойств:
1) целевого назначения (функциональные) — характе
ризуют те свойства, которые определяют основные функции,
для выполнения которых продукция предназначена;
2) состава, структуры или конструкции;
3) технологические;
4) экономические;
5) сохраняемости;
6) ремонтопригодности;
7) безотказности;
8) долговечности;
9) эргономические;
10) стандартизации и унификации;
11) патентно-правовой защиты;
12) транспортабельности;
13) эстетические.
Первые пять групп свойств применимы для оценки (определения уровня) качества любого конкретного образца продукции, остальные восемь не имеют универсальной применимости и должны учитываться в зависимости от типа оцениваемой продукции. Сферы применения неуниверсальных показателей (группы 6—13) при оценке качества продукции позволяет определить следующая классификация продукции (табл. 1).
Таблица 1