Структуры качества

В квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерар­хическая совокупность свойств, причем таких свойств, которые представляют интерес для потребителя данного продукта труда.

Количественная характеристика свойства продукции, рас­сматриваемая применительно к определенным условиям ее созда­ния и потребления, называется показателем качества продукции.

Совокупность показателей качества, образующих иерархичес­кую структуру, называют номенклатурой показателей качества.

Исходным моментом в объективной оценке качества продук­ции является назначение оптимальной с позиции обеспечения точности и снижения трудоемкости вычисления оценки номенк­латуры показателей качества продукции (точность оценки повы­шается с увеличением количества свойств; с другой стороны, ко­личество учитываемых свойств нецелесообразно увеличивать бес­предельно, т. к. это увеличивает затраты труда и времени на осуще­ствление комплексной оценки; отсюда — необходимость выбора оптимального количества необходимых для оценки показателей).

Значение номенклатуры показателей качества в оценке ка­чества продукции обусловлено следующими соображениями. Сертификация (в виде минимально установленных законода­тельных требований) обеспечивает подтверждение соответствия продукции требованиям безопасности. Это, бесспорно, важ­ный момент в оценке качества. Тем не менее можно, к приме­ру, выдать сертификат безопасности на коньяк, который безо­пасен, но коньяком не является. Но ведь качество — это то, что таковым считает потребитель продукции, а не предприятие-изготовитель, и даже государство в лице органов сертифика­ции. А интересы потребителя простираются значительно даль­ше, чем просто безопасность продукции. Потребителя интере­сует полная характеристика качества, полный или максималь­но полный спектр показателей, то есть полная номенклатура показателей качества. Поэтому правильный подбор показате­лей качества, то есть формирование оптимальной номенклату­ры показателей качества для данного продукта, имеет принци­пиально важное значение.


Исходя из иерархической структуры свойств, обусловли­вающих качество продукции, номенклатуру показателей 1-го уровня можно представить в виде 13 групп свойств:

1) целевого назначения (функциональные) — характе­
ризуют те свойства, которые определяют основные функции,
для выполнения которых продукция предназначена;

2) состава, структуры или конструкции;

3) технологические;

4) экономические;

5) сохраняемости;

6) ремонтопригодности;

7) безотказности;

8) долговечности;

9) эргономические;

10) стандартизации и унификации;

11) патентно-правовой защиты;

12) транспортабельности;

13) эстетические.

Первые пять групп свойств применимы для оценки (опре­деления уровня) качества любого конкретного образца про­дукции, остальные восемь не имеют универсальной примени­мости и должны учитываться в зависимости от типа оценивае­мой продукции. Сферы применения неуниверсальных показа­телей (группы 6—13) при оценке качества продукции позволя­ет определить следующая классификация продукции (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: