Дипломатия Юстиниана (527 — 565 гг.)

Образцом была дипломатическая служба в Восточной Римской(Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке, когда чаще приходи­лось полагаться на хитрость и интригу, византийская дипло­матия оказала огромное влияние на всю дипломатию средне­вековья. В дипломатию Юстиниана, правив­шего Империей из своего рабочего кабинета, вносила струю живости и гибкости Феодора, в юности — актриса (так называемого запрещенного, но популярного театра «Порнай»), потом всесильная супруга величайшего из византийских императоров. Ее влияние на внешнюю политику Юстиниана бесспорно. Она писала царю Ирана: «Император ни­чего не предпринимает, не посоветовавшись со мной». Инозем­ные посольства направлялись не только к Юстиниану, но и к Феодоре, а иногда раньше к Феодоре, чем к Юстиниану. Это влияние «гинекея», женской половины дворца, чрезвы­чайно характерно и для позднейшей истории византийской дипломатии.

Главной задачей византийской дипломатии было заставить варваров служить Империи, вместо того чтобы угрожать ей. Наиболее простым способом был наем их в качестве военной силы. Варваров покупали, заставляя их вести войны в инте­ресах Византии. Ежегодно Византия выплачивала пограничным племенам большие суммы. За это они должны были защи­щать границы Империи. Их вождям раздавали пышные визан­тийские титулы, знаки отличия, золотые или серебряные диа­демы, мантии, жезлы. Сам Аттила получал жалованье как «полководец Империи». Варварам давали земли, где они селились на положении вассальных союзников (федератов). Лангобарды получили земли в Норике и Паннонии, герулы — в Дакии, гунны — во Фракии, авары — на Саве. Так одни варвары служили оплотом Империи против других.

Варвары, получавшие от Византии деньги, требовали все больше и боль­ше как Аттила, и угрожали перейти на сторону врагов Импе­рии. Важно было не давать им усиливаться, уметь натравли­вать их друг на друга, ослаблять их взаимными усобицами. Старое римское правило «divide et impera» («разделяй и власт­вуй») нашло самое широкое применение в византийской поли­тике. Умение играть соседями, как шахматными фигурами, отличало дипломатию Юстиниана. Юстиниан возвел это натрав­ливание в целую систему. Против болгар он подымал гуннов, против гуннов — аваров. Вандалов он одолел при помощи ост­готов, а остготов при содействии франков. Военное вмешатель­ство во внутренние дела других государств было одним из средств политики Юстиниана.

Если сильного врага нельзя было ни купить, ни одолеть своим или чужим оружием, Юстиниан прибегал к его поли­тическому и экономическому окружению. Там, против Ирана были брошены сабирские гунны, северные его соседи, кочевники Сирийской пустыни, угрожавшие ему с юга, бедуины Неджда, арабы Йемена, Эфиоп­ское царство. Чтобы избе­жать посредничества Ирана в торговле с Индией и Китаем, Юстиниан стремился направить эту торговлю по морским путям через Красное море.

Расширение торговых связей также использовано было Византией как одно из сильнейших орудий дипломатии. Тор­говые города, расположенные на окраинах Империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы, проникавшие к отдаленным народам, приносили в Византию сведения о них. С византийскими товарами к варварам шло и византийское влияние.

За купцом следовал миссионер. Хорошо известны те столкновения, которые имели место в Моравии между византийскими и немецкими миссионерами из-за влияния на западных славян. Распро­странение христианства на Руси было большой дипломати­ческой победой Византии. Константинополь — Царьград — становится священным городом для новообращенных народов. Миссионеры были в то же время и дипломатами, трудивши­мися над укреплением византийского влияния. В противоположность папскому Риму, который не допускал церковной службы на на­циональных языках, Византия облегчала миссионерам дело рас­пространения христианства, разрешая службу на местных язы­ках, переводя священное писание на языки новообращаемых народов. Евангелие было переведено на готский, гуннский, абиссинский, болгарский и другие языки. Духовенство, зависимое от Византии, играло огром­ную роль в варварских государствах как единственный носитель грамотности. Епископы-греки или ставленники греков заседали в княжеских советах. Школа всецело зависела от духовенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: