1.7.1. Сущность экспертных методов
и организация работ по их использованию при управлении качеством
Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и получил название «Дельфи». В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки. Сначала экспертные методы использовались, в основном, для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем они стали применяться в других областях, в том числе в управлении качеством. Это связано с большим числом возникающих при этом виде управления противоречий, которые во многих случаях невозможно разрешить объективными методами. Экспертные методы также используют в случаях:
• невозможности применения моделирования и описания управляемых объектов формализованными математическими способами;
• отсутствия достаточно достоверной информации;
• информационной неопределенности управляемых объектов;
• разработки средне- и долгосрочных прогнозов влияния законов и закономерностей на управление качеством;
|
|
• существования тенденции развития управления качеством и рыночной среды;
• наличия экстремальных ситуаций в управлении качеством.
В таких случаях непереоценимое значение приобретает использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.
Экспертный (в том числе и органолептический) метод предполагает использование мнений экспертов. Термин «эксперт» определяется в дословном переводе с латинского языка как «опытный». Данный метод следует применять, в основном, в тех случаях, когда невозможно использовать объективные методы.
Сущность экспертных методов как при решении задач управления качеством, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники и управления заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. При этом усредненная оценка мнений экспертов К в общем виде определяется по следующей формуле:
= f(ZK,f)/N. (1.7.1)
где К,, - оценка, даннаяу-м экспертом; N - количество экспертов.
К разновидностям экспертных методов с определенной долей условности можно отнести органолептический и социологический.
Органолептический метод основан на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод применяется при измерении значений показателей качества, например, продукции пищевой промышленности.
Социологический метод базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.
|
|
Основные принципы использования вышеупомянутого метода «Дельфи»:
• осуществление научно обоснованного отбора экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности;
• составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме;
• обеспечение сбора мнений экспертов при опросе экспертов
должно проводиться в несколько туров (количество туров долж
но быть достаточным для уточнения вопросов и получения объ
ективных ответов после ознакомления с результатами опроса
каждого тура) без прямых дискуссий и дебатов;
• обоснование экспертами после каждого тура своих суждений
при расхождении их с мнением большинства;
• период работы экспертов при участии их во всех турах не должен превышать тридцати дней.
• проведение после каждого турастатистической обработки, анализа и обобщения результатов суждений экспертов.
В общем случае метод «Дельфи» направлен на рациональную организацию и создание таких условий для работы экспертов, которые бы обеспечивали согласованную опенку экспертной группы путем независимого опроса каждого из экспертов в несколько туров с последующим сообщением им результатов предыдущего тура В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки.
Наиболее распространенными экспертными методами при классифика ции по способу полученияэкспсртных оценок в настоящ ее время при принятии решений по управлению качеством являются следующие:
• метод рангов (ранжирования);
• метод непосредственного оценивания (балльный);
• метод сопоставлений.
Метод сопоставлений имеет две разновидности:.парного сравнения:
• последовательногосопосгашюния.
Все методы имеют много общею, а отличие, в основном, состоит только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными методами. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.
Общими д о с т о и н с т в а м и экспертных методов являются быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в системе управления, возможность оценивания тою или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.
Недостатка м и экспертных методов являются их субъективность и соответствующие этому возможные погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.
Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести:
• организацию экспертного оценивания;
• проведение сбора мнений экспертов;
• обработку результатов мнений экспертов.
Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Кроме тою, заметно влияют:
• лицо, ответственное за организацию и проведение работ по экс
пертной оценке;
• состав экспертных комиссий.
Для общего руководства экспертными работами следует назначать председателя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют № группы.рабочую и экспертную (рис. 1.7.1).