Технические работники
Эксперт
Представители организаций
Эксперт
Консультант- эксперт
Эксперт
Рис. 1.7.1. Типовой состав экспертной комиссии
Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.
В экспертную ipvnuv входят эксперты - специалисты по решаемым проблемам. Формирование этой группы осуществляет руководитель (организатор) рабочей группы. При этом ему следует выполнить р я д последовательных м е р о п р и я г и й:
• постановку проблемы и определение области деятельности группы;
• составление предварительного списка экспертов - специалистов в рассматриваемой области деятельности;
. анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточнение списка:
• получение согласия эксперта на участие в работе;
• составлениеокончательного списка экспертной группы.
|
|
Число экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий: в частности от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.
Минимальное число экспертов может определяться по следующей формуле:
,Vml„ = 0,5 • О/а 1-5), (1.7.2)
где я _ возможная ошибка результатов экспертизы (0 < а <!).
Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов. Для этой цели используются разнообразные с п о с о б ы:
• оценка кандидатов в эксперты на основестатметического анали
за результатов прошлой деятельности в качестве экспертов по
проблемам управления качеством;
. коллективная оценка кандидата в эксперты как специалиста в данной области;
• самооценка кандидата в эксперты;
• аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты.
Однако всем этим методам присущи определенные н е д о с та т к и, среди которых следует отметить:
. отсутствие единой общепризнанной методики опенки;
• высокая трудоемкость оценки;
. возникновение проблем этического характера при использовании субъективных методов оценки.
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной опенки качеств предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако
следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки.
|
|
В общем случае формирование экспертной группы может осуществляться следующим образом:
• выявляется и формулируется проблема;
• определяется цель и область деятельности группы;
• составляется предварительный список экспертов;
• проводится анализ и отбор экспертов (на основе использования одного или нескольких способов отбора их);
• уточняется список экспертов;
• получается согласие эксперта на участие в работе экспертной группы;
• определяется окончательный репрезентативный список экспертов.
Всех потенциальных экспертов можно классифицировать, в зависимости от их уровня качества и компетенции, на семь классов (табл. 1.7.1).
Таблица /. 7. / Пример градации уровня качества и компетентности экспертов
Класс эксперта | Качество и компетентность эксперта |
1-й | Очень высокое |
2-й | Высокое |
3-й | Выше среднего |
4-й | Среднее |
5-й | Нижесреднего |
6-й | Низкое |
7-й | Очень низкое |
Выбор числа классов качества экспертов в данном случае обусловлен «правилом семерки», которым традиционно пользуются при решении проблем управления качеством.
Такая градация позволяет отобрать требуемых экспертов для работы в экспертной группе. Для получения достаточно объективных результатов исследования системы управления отбор желательно осуществлять из числа экспертов, относящихся к 1-4-му классам качества. Кандидатов в эксперты более низких классов качества привлекать к экспертизам нецелесообразно.
Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны удовлетворять во всех случаях следующим требованиям:
• профессиональная компетентность и наличие практического и исследовательского опыта в области управления;
• креативность (умение решать творческие задачи);
• научная интуиция;
• заинтересованность в объективных результатах экспертной работы;
• независимость суждений:
• деловитость (собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, независимость суждений, мотивированность действий);
• объективность;
• нонконформизм;
• высокая общая эрудиция.
В настоящее время с развитием сертификационных работ, связанных с СМ К и продукцией, в рамках различных систем обязательной и добровольной сертификации разработаны и используются специальные комплексы процедур аттестации экспертов.
Проведение сбора мнений экспертов предполагает решение следующих вопросов:
• определение места и времени сбора мнений;
• определение формы и методики сбора мнений;
• определениеколичества туров сбора мнений;
• определение состава и содержательной части документации;
• определение порядка занесения результатов мнений экспертов в документы.
Очень важным является определение формы сбора мнений экспертов. Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные (групповые) и смешанные, т.е. указанные формы различаются прежде всего по фактору участия экспертов в работе (индивидуальное или коллективное). Каждая из этих форм имеет ряд разновидностей:
• анкетирование;
• интервьюирование;
• дискуссия;
• мозговой штурм;
• совещание;
• деловая игра.
Все они обладают своими достоинствами и недостатками. Во многих случаях эти разновидности используются совместно, что дает нередко больший эффект и объективность. Такой подход к сбору мнений экспертов, т.е. подход, использующий смешанную форму, применяется в случаях некоторой неясности проблемы, при разногласиях индивидуальных мнений или разногласиях экспертов при коллективном обсуждении.
Вместе с тем, наиболее часто в практике управления качеством используется анкетирование, которое позволяет е меньшими трудозатратами экспертов собрать их мнение, но сбор мнений при использовании этого вида занимает более продолжительный период времени.
|
|
Обычно процесс разработки анкеты включает:
• определение формы и содержания обращения к эксперту;
• выбор типа вопросов;
• формулирование вопросов;
• изложение необходимой для эксперта информации;
• разработку формы анкеты.
Представляет интерес выбор типов вопросов, среди которых наиболее употребляемыми в последние годы стали так называемые веерный, закрытый и открытый типы {веерный - предполагает один ответ из представленного заранее в анкете ряда ответов; закрытый - «да», «нет», «не знаю»; открытый - ответ на вопрос может быть дан в произвольной форме).
Очень важно при анкетировании экспертов правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах, а в тексте пояснительной записки указать, что конкретно требуется от эксперта.
Для ответов на вопросы, т.е. для принятия решения каждым экспертом, проводятся объективные и/или субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном измерении эксперты, как правило, применяют один из указанных ранее наиболее употребляемых при этом методов (рангов, непосредственного оценивания, сопоставлений).
В общем случае экспертные работы должны осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые следует использовать в зависимости от целей проведения этих работ. Среди таких правил необходимо отметить следующие:
• применение системного подхода при проведении экспертных работ;
• обеспечение преемственности использования обратной связи с экспертами; в проведении экспертных работ;
• использование обратной связи с экспертами;
• регулярное привлечение к работе экспертов;
• обеспечение рационального баланса гласности и конфиденциальности экспертных работ и результатов экспертизы;
|
|
• создание условий для персонификации суждений экспертов;
• обеспечение условий для соблюдения экспертами полной независимости при выражении своих суждений;
• создание условий для демократического проведения экспертных работ и ответственности субъектов экспертизы;
• однократность проведения экспертизы.
1.7.2. Метод рангов и непосредственного оценивания
• Метод рангов предусматривает ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от
их относительной значимости (предпочтительности), осуществляемое экспертом. При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивают ранг 1, а наименее предпочтительному - последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования, и наоборот.
При предпочтительной (по рангам) расстановке объектов экспертизы одним экспертом сумма рангов должна равняться сумме чисел всего натурального ряда количества объектов Н, начиная с единицы,
Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опросов определяются как сумма рангов для каждого объекта. При этом в итоге первый ранг присваивается тому объекту, который получил наименьшую сумму рангов, а последний - тому, у которого оказалась наибольшая сумма рангов, т.е. наименее значимому объекту. (Пример определения результирующего ранга грех объектов семью экспертами приведен в табл. 1.7.2.)
Таблица!.7.2 Определение результирующего ранга объектов ранжирования
Объект ранжирования | Эксперт | Сумма рангов объектов | Результирующий ранг объекта | ||||||
1 -й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | |||
1-й | I | ? | |||||||
2-й | I | ! | |||||||
3-й | 3 | з |
Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов системы управления. Д о с т о и н с т в о м метода рангов является его простота.
Недостатками являются:
• невозможность с достаточной точностью ранжировать объекты, количество которых превышает 15-20;
• не отвечает на вопрос, как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Очень часто требуется после нахождения рангов определить коэффициенты весомости каждого из объектов ранжирования bi[r.m, которые при использовании данного экспертного метода можно рассчитать, в частности, по следующей формуле:
*„«,„, = (n -r„+ \) /S„, (1.7.3)
при условии, что сумма всех коэффициентов весомости £,,,„„ от 1 до я равна единице, где п - число исследуемых объектов; /•„ - ранг исследуемого объекта по результатам экспертизы; S„ - сумма всех чисел от 1 до л; S„ = [(а, +a„)a„]/2.
Например, для девяти объектов исследования:
Ь,Р,,„ = (9-1 + 0/45 =9/45,
К.™, =8/45,
*•,,„„„- =7/45,
*41И„1 =6/45,
<S,W„, = I/45-
Таким образом, сумма всех коэффициентов весомости Ь,............. от 1
до 9 равна единице: 9/45 + 8/45 + 6/45 +... + 1/45 = 1.
Расчетная формула для определения коэффициентов Л „,. основанная на положениях теории информации, имеет следующий вид:
(1.7.4)
При учете предпочтений по каждому объекту исследования всеми экспертами коэффициенты весомости объектов ранжирования могут рассчитываться подругой формуле:
(1.7.5)
где Э - число экспертов.
При использовании экспертных методов очевидно, что чем больше привлекается экспертов, тем выше объективность результата оценки. Однако привлечение большого числа квалифицированных экспертов и высокая трудоемкость экспертных работ повышаю! стоимость проведения оценок качества. Можно существенно уменьшить трудоемкость работ экспертов, используя самый малотрудоемкий метод - метод рангов, который предусматривает только ранжирование показателей, а не их численное определение экспертами.
Тем не менее данный метод применяется в практике исследования систем управления, несмотря на свою простоту и малую трудоемкость, сравнительно нечасто, что связано, как правило, с большим числом ранжируемых объектов исследования.
• Метод непосредственного оценивания (балльный метод) представляет собой упорядочение исследуемых объектов (например, при отборе параметров для составления параметрической модели) в зави-
си мости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается (дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. Наиболее распространенные диапазоны шкалы оценок: от 0 до 1,0; от 0 до 5,0; от 0 до 10,0; от 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Например. «очень важный», «важный», «маловажный» и т.п., что тоже в ряде случаен для большего удобства обработки результатов опроса переводится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1).
Непосредственное оценивание следует применять при уверенности полной профессиональной информированности экспертов о свойствах исследуемых объектов. По результатам оценок определяются ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта (пример оценивания трех объектов по 10-балльной шкале приведен в табл. 1.7.3).
Таблица I. 7.3 Определение результатов непосредетвенного оценивания объектов
Объект оценивания | Эксперт (А = 7) | Сумма баллов объекта | Результирующий ранг объекта | Весомость объекта | ||||||
1-й | 2-й 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | |||||
2-й 3-Й | 7 9 4 | 6 10 1 | 5 8 2 | 6 7 4 | 4 5 3 | 7 8 5 | 8 10 | 43 57 21 | 2 1 3 | 0,36 0,47 0,17 |
По результатам оценок экспертов место любого объекта можно определить по формуле:
X Л
/■ - 1
где В, - значимость /-го объекта (/ = 1, 2,..., я), рассчитанная на основании оценок экспертов (/ = 1, 2,..., к);Ап- оценка (в баллах), данная /-му объектуу-м экспертом.
Аналогично можно оценить экспертным методом (например, балльным методом исходя из 5-балльной градации) какие-либо альтернативные проекты (табл. 1.7.4).
Таблица 1.7.4