| Группа критериев | Наименование критерия | Относительная значимость критерия | Оценка предложения 1 | Оценка предложения 2 | ||||||||
| низкая | высокая | низкая | высокая | |||||||||
| 2 | 2 | |||||||||||
| 1 | у | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | // | 12 | 13 | |
| Цели, стратегия, политика | 1. Соответствие проектного предложения целям развития предприятия 2.Соответствие проектного предложения науч но-техническому потенциалу предприятия 3. Соответствие проектного предложения поли тике нововведений предприятия | 1,0 0,9 0,8 | + + | + | + + + | |||||||
| Рыночные | 4.Отвечает ли проектное предложение требова ниям рынка 5.Вероятность коммерческого успеха 6.Вероятность достаточного объема продаж 7.Положительное восприятие потребителями 8.Возможность укрепления позиций в конку рентной борьбе | 1,0 0,9 0,8 0,8 0,9 | + + | + + + | + | + + + + |
| 4 5 6 + |
Экономические
Научно-технические
Производственные
Организационные
Итого
_______________________ 2 _______________________________
9. Оценка стартовых затрат 0,6
10. Возможная прибыльность 0,7 И. Наличие необходимых средств на разработку
и внедрение проектного предложения 0.7
12. Патентная защита о7
13. Наличие научно-технических ресурсов 0.6
14. Возможные будущие разработки____________________ (К5
15. Наличие необходимых производственных мощностей 0,8
16. Наличие производственного персонала и их квалификация 0,5
17. Цена и наличие материалов 0,4
18. Возможность разработки новых технологиче-
ских процессов_______________________________ 0,3
19. Соответствие проекту действующей системы управления 0,5
20. Наличие каналов сбыта 0,4
21. Наличие информационной базы 0,4
22. Уровень маркетинговой деятельности на предприятии 0,9
| J |
| g |
| + + |
Окончание таб.!. 1.1. 10 | // 12 13 1 +
+
+ +
+
| j |
| ; |
| + + |
+
| + + | + | + | + | |||
| +1 4- | ||||||
| 55,9 | 59,6 |
Использование рассмотренных экспертных методов целесообразно только при уверенности полной информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта.
1,7.3. Метод сопоставления
Метод сопоставления осуществляется, как уже указывалось ранее, парным сравнением и последовательным сопоставлением.
При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект / - объект 2. объект 2- объект 3 и т.д.) или в форме матрицы. Общее количество пар сравнения
A=N(N~ l)/2. где N - количество исследуемых объектов экспертизы.
В результате сравнения эксперт высказывает мнение о важности того или иного объекта, т.е. отдает одному из них предпочтение. Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Для упорядочения всех рассматриваемых объектов необходима последующая обработка результатов сравнения. Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку, используя в качестве инструмента матрицы (табл. 1.7.5, 1.7.6).
Таблица 1.7.5 Матрица оценки объектов методом парного сравнения
| Название объекта | Номер объекта | Эксперт | Общее количество предпочтений | ||||
| 1-й | 2-й | 3-й | ЛМ'1 | ||||
| X | |||||||
| X | |||||||
| X | |||||||
| X |
В отдельных случаях при большом количестве исследуемых объектов на результаты парного сравнения оказывают влияние психологические факторы, т.е. предпочтение порой получает не тот объект, который действительно предпочтителен перед другими, а тот, который в перечне пар записан первым или находится по расположению в матрице выше сравниваемого, поэтому иногда для исключения психологического влияния проводят двойное парное сравнение, т.е. еще раз осуществляют парное сравнение, но только при обратном расположении объектов и объектов в каждой паре. Количество пар
при двойном парном сравнении соответственно в два раза больше, чем при одинарном парном сравнении.
При записи каждой комбинации эксперт подчеркивает в каждой паре сравниваемых объектов наиболее важный. На пересечении вертикальных и горизонтальных строк матрицы для каждой пары объектов он ставит I или 0 (либо плюс или минус) в зависимости от определенной им значимости того или иного объекта. Весомость каждого объекта сравнения рассчитывается по формуле:

(1.7.7)
где А„п - количество предпочтений (единиц, или плюсов, подчеркиваний) /-го объекта над (/ + 1)-м объектом, указанное /-м экспертом; А - общее количество пар объектов; к - число экспертов.
Таблица I. 7.6
Пример заполнения матрицы определения для использования
метода парного сравнения при определении значимости
укрупненных функций маркетинга на промышленном предприятии
Функция
2
4
г
6
8
9
| 1 2 3 4 5 6 7 8 I 9 |
Обеспечить получение заказов на поставку продукции Уточнять технические" дан-
ные на изделия________________
Участвовать в определении ассортимента продукции Изучать возможности и емкость рынка
Заключать контракты на поставку продукции Разработать план поставок
продукции____________________
Оформлять документацию, свя-занную с отгрузкой продукции Организовать работу по от-
грузке продукции______________
Составлять план перевозок и доставки продукции заказчикам
Проверка количества предпочтений: А
| X |
X
9 • 8/2 = 36
X
X
X
X
7
4 3 4
2 3
Результаты заполнения матриц всеми экспертами и расчетные данные можно свести в сводную матрицу (табл. 1.7.7).
Таблица 1.7.7 Сводная матрица результатов парного сравнения объектов

Расчеты при двойном парном сравнении проводятся по тем же формулам, что и при обычном парном сравнении, однако количество пар при этом увеличивается вдвое.
Метод парных сравнений очень прост он позволяет исследовать большее количество объектов по сравнению, например, с методом рангов и с большей точностью.
Приведем пример использования экспертных методов для целей определения коэффициентов весомости групповых уровней, определяющих обобщенный (определяющий) уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции -- отечественных телевизоров. Знание этих коэффициентов позволит определить приоритетные стимулы приобретения (реализации) потребителями на внутреннем рынке отечественных телевизоров.
В связи с существенным влиянием параметров весомости на результаты оценки или возможности их определение следует проводить одновременно несколькими методами, в частности методами рангов и парного сопоставления. Сравнение полученных таким образом результатов позволяет увеличить объективность выводов. Указанные два экспертных метода являются для этих целей более предпочтительными, чем другие.
Следует отметить, что среди других методов, с помощью которых можно было бы решить данную задачу, следует отметить методы стоимостных регрессионных зависимостей (стоимостной), предельных и номинальных значений, эквивалентных соотношений и вероятностный метод. Каждый из них обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Реально все данные методы определения параметров весомости показателей качества и конкурентоспособности практически никогда не использовались. Это связано с теми недостатками, которыми они обладают. Для условий рынка (когда требуется оценка на базе мно-
жества показателей для определенного периода времени, конкретного сегмента и т.п.) они тем более затруднительны для использования.
При экспертном определении коэффициентов весомости групповых уровней конкурентоспособности отечественных телевизоров, используя метод рангов и парного сопоставления, необходимо соблюдение всех правил и выполнения экспертных процедур.
Результаты, данные экспертами, использовавшими одновременно два экспертных метода, представлены в сводной таблице (табл. 1.7.8). На основе этих суждений экспертов определены коэффициенты весомости каждого из групповых уровней, определяющих обобщенный (определяющий) уровень конкурентоспособности отечественных телевизоров.
Таблица 1. 7.8
Определение коэффициентов весомости групп показателей
конкурентоспособности промышленной продукции
методами попарного сопоставления и ранжирования
(на примере отечественных телевизоров для условий внутреннего рынка)
| Группа показателей конкурентоспособности промышленной продукции | 1 С, | Ранг | Коэффициент весомости | ||
| Метод парного сопоставления | Метод ранжирования | Общий подвум методам | |||
| 1. Проектно-техничес-кий уровень качества | 0,333 | ||||
| 2. Технический уровень качества изготовления продукции | ^ 0,067 | ||||
| З. | 0,267 | ||||
| 4. Экономико-коммерческий уровень качества продукции (единовременные и текущие затраты ютребителя) | 0,200 | ||||
| 5. Организационно-экономический уровень качества и социально-психологический уровень продукции | 0,133 |
Примечание. Технический товарно-эксплуатационный уровень качества продукции охватывает стадии товарооборота, эксплуатации и утилизации. Организационно-экономический и социально-психологический уровни продукции здесь прежтакие,.ы совместно.
В результате обработки экспертных данных получена формула для определения уровня конкурентоспособности отечественных телевизоров на внутреннем рынке:
Кац1 =0.333-Г, +0,067-Г,+ 0,267- + 0,200 • Г4 + 0,133-Г„ (1.7.9) где Г, проектно-технический уровень качества; Г, технический уровень качества изготовления; Г, технический товарно-эксплуатационный уровень качества; Г, - экономико-коммерческий уровень качества; Г, -организационно-экономический уровень качества и социально-психологический уровень.
Коэффициенты при Г,,..., Г, определялись как нормированные, в зависимости от полученною по экспертным данным ранга каждой группы, при условии, что сумма всех коэффициентов равна единице.
Анализ приведенной выше формулы показывает, что наиболее приоритетными для приобретения рассматриваемой продукции оказались более высокий проектно-технический уровень (ранг 1) и технико-эксплуатационный уровень качества (ранг 2).
Метод последовательного сопоставления состоит в следующем; эксперт располагает все исследуемые объекты в порядке их важности (как метод рангов); предварительно каждому из объектов приписывается определенное количество баллов, например, по шкале от 0 до 1 (как метод оценивания), причем самому важному объекту дается балл, равный 1, а всем остальным - в порядке уменьшения их значимости (т.е. от I до 0). Далее эксперт решает вопрос, будет ли важность объекта, имеющего ранг, больше суммы балльных оценок всех остальных объектов; если будет, то значение балльной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то эксперт уменьшает это значение так, чтобы оно стало меньше суммы оценок всех остальных объектов.
Оценки второго, третьего и последующих объектов по важности определяются последовательно, аналогично оценке первого, наиболее важного, объекта.
Метод последовательного опоставления для экспертов более трудоемок. Особенно это проявляется при количестве рассматриваемых объектов более шести.
1.7.4. Оценка согласованности экспертных данных
Обработка собранных мнений экспертов проводится как количественная (численных данных), так и качественная (содержательной информации). При этом используются различные методы. Необхо-
димо отметить, что при наличии численных данных для решения вопросом. имеющих достаточный информационный материал, в основном применяются методы усреднения экспертных суждений. Однако даже при имеющихся численных данных, но при недостаточности информации по решаемому вопросу (что нередко бывает при исследовании СУ) используются наряду с количественными методами обработки экспертных данных также и методы качественного анализа и синтеза.
При использовании рассмотренных экспертных методов (рангов и др.) мнения экспертов часто совпадают не полностью. Поэтому необходимо количественно оценивать меру согласованности мнений экспертов и определение причин несовпадения суждений. Для оценки меры согласованности мнений экспертов используются коэффициенты конкордата, (согласия).
Мера согласованности, естественно, определяется на основе статистических данных всей группы экспертов. Так, согласованность мнений компетентных экспертов при использовании всех указанных экспертных методов, где определяются ранги объектов, можно рассчитать, например, с помощью коэффициента конкор-дации по формуле:
W ---- 12- С/|А'-'-(/--7/)|, (1.7.10)
где С - сумма квадратов отклонений сумм рангов по каждому объекту от средней суммы рангов по всем объектам и экспертам, т.е.
|
(1.7.11)
К- [(//+ 1)/2] - средняя сумма рангов; К - общее количество экспертов.
Полная запись формулы имеет следующий вид:
(h+ n Г
W= --------- U ----------------------- U-, (1.7Д2)
А'2 (Я3 -/■/)
Коэффициент конкордации может быть в диапазоне 1 > W >0. При W = 0 согласованность мнений экспертов отсутствует, а при W- 1 - согласованность полная. Обычно считается, что согласованность вполне достаточна, если W> 0,5.
Допустим, по результатам работы компетентных экспертов получены определенные данные ранжирования и по ним требуется рассчитать коэффициент конкордации (табл. 1.7.9).
Таблица 1. 7.9
Данные для расчета коэффициента конкордащи
| Эксперт № (Количество экспертов К = Ь) | Ранги, поставленные экспертами по пяти объектам ранжирования (Я= 5) | ||||
| / | 2 | .? | 5 | ||
| К[{Н+ 1)/2| | |||||
| М | |||||
| ZA,y-~K[(H+l)/2\}2 |
Коэффициент конкордации
И/=(12 16+ 100+ 36+64 + 0) / |62 • (55- 5)] = 0,6, (1.7.13)
т.е. мнения экспертов можно признать согласованными, так как полученное значение коэффициента конкордации удовлетворяет условию W> 0,5.
При использовании экспертных методов, в которых ранги не определяются, для нахождения конкордации рассчитанные значимости объектов следует переводить в ранги. Ранг 1 приписывается объекту, у которого значимость наибольшая, в противном случае оценку согласованности мнений проводят по другим критериям согласия.
Рассчитанное значение коэффициента конкордации следует взвешивать по критерию Пирсона (Х2)с определенным уровнем значимости (В), т.е. максимальной вероятностью неправильного результата работы экспертов. Обычно задавать значимость достаточно в пределах 0,005 - 0,05.
В случае получения расчетной величины г|Т1„ больше табличной Х2„б, (с избранным уровнем значимости) мнения экспертов окончательно признаются согласованными.
Табличные величины Х',,б1 (табл. 1 7.10) зависят от принимаемого уровня значимости и числа степеней свободы (^.которое определяется по формуле S= H - \.
|
| Таблица1.7.10 |
| Табличные значения критерия Пирсона Х при различных степенях свободы |
Расчетное значение у.',,,,,определяется по формуле:
Гржч =И/- К-(И- 1). (1.7Л4)
Таким образом, для данных приведенного ранее примера
Г„аО1= 0,6 • 6 • (5 - 1)= 14,4. (1.7.15)
При уровне значимости 0,05 табличное значение /Л,,, ~ 9, т.е. мнения экспертов можно окончательно признать с вероятностью 0,95 согласованными, так как r,w, больше г,,г,
В случае несогласованности мнений экспертов по коэффициенту конкордации и соответствующей проверке его значения по критерию Пирсона экспертные опросы следует осуществить повторно. Если при использовании экспертного метода ранги объектов экспертизы не определяются, то для расчета коэффициента конкордации их следует ранжировать, приписывая самому большему количеству предпочтений ранг 1, следующему по важности - 2 и т.д. В противном случае оценку согласованности мнений экспертов следует проводить по критерию согласия D.
Обработка экспертных и социологических данных и расчеты мер согласованности требуют довольно трудоемких вычислений, поэтому при проведении сбора и обработки результатов экспертной и социологической информации следует шире использовать компьютерную технику. Возможности для этого существуют, так как автоматизация проведения и обработки результатов подобного рода данных стала предметом создания ряда продуктов программного обеспечения.
Применение всех рассмотренных экспертных методов, несмотря на их недостатки, при исследованиях и проектировании систем управления качеством показывает их эффективность. Причем наибольший эффект достигается при одновременном использовании как рассмотренных выше методов, так и других.
В составе НМД системы менеджмента качества целесообразно иметь документ, определяющий применение экспертных методов при проведении работ с участием экспертов.
1.8. Методы исследования управления качеством
1.8.1. Общие требования к исследованию управления качеством и его виды
Системный подход к управлению качеством обусловливает наличие в нем многообразного комплекса объектов, подлежащих потенциальному исследованию (табл. 1.8.1).
Таблица 1,8.1
Основные виды объектов исследования при системном подходе к управлению качеством
| Классификационный признак | Вид объекта исследования |
| Уровень УК | • Элемент, исполнитель. • Субподсистема, подразделение. • Подсистема, группа подразделений. • Система УК в организации, совокупности под разделений. • Система УК в объединении, совокупности орга низаций. • Система УК в отрасли |
| Общие функции УК | • Прогнозирование. • Планирование. • Организация. • Координация. • Выполнение работ. • Мотивация. • Регулирование. • Контроль. • Учет. • Анализ |
| Среда УК | • Внешняя среда. • Внутренняя среда |
| Функции УК | • Функции системы общего УК. «продуктовых систем» УК, «продуктовых систем» УК для бесконтрактных условий, обеспечивающих систем УК |
Окончание табл. 1.8.1
| Классификационный признак | Вид объекта исследования |
| Элементы системы УК | • Организационная структура УК. • Технология УК. • Технические средства УК. и др. |
| Целевое назначение | • Оценка эффективности системы УК. • Оценка уровня качества продукции, услуг. • Оценка качества труда. • Оценка конкурентоспособности продукции. • Оценка конкурентоспособности предприятия (орга низации). • Оценка рисков в управлении качеством (произ водственных, финансовых и др.). • Оценка стратегии развития УК и др. |
Исследование управления качеством как целенаправленный процесс изучения его объектов в их взаимосвязи и взаимодействии предполагает использование соответствующей методологической базы и определенных методов. При этом оно должно удовлетворять ряду общих требований, среди которых следует выделить:
• целенаправленность (позволяющую установить границы исследования и адресность выводов);
• объективность (достигаемую использованием соответствующих методов исследования; выбором показателей, отражающих состояние управления качеством; подбором исполнителей определенной квалификации; выбором базы для сравнения при проведении исследований и т.д.);
• системность (обеспечивающую необходимую полноту и достоверность исследования);
• специфичность (обеспечиваемую учетом особенностей объекта исследования);
• своевременность (обеспечивающую проведение исследований и принятие решений в нужное время).
1.8.2. Классификация видов исследования систем управления качеством
Очевидно, что виды исследования управления качеством могут быть различными. Так, в зависимости от того или иного классификационного признака, безотносительно к объектам исследования среди них можно выделить, например, фундаментальные и прикладные, локальные и комплексные, а также ряд других (табл. 1.8.2).
Таблица 1.8.2 Классификация видов исследования управления качеством
| Классификационный признак | Вид исследования |
| Используемый метод исследования УК | Теоретический, экспериментальный, теоретико-экспериментальный |
| Стадия исследования УК | Поисковый, научно-исследовательская разработка, опытно-промышленная разработка |
| Место проведения исследования УК | Лабораторный, промышленный |
| Вид исследуемого объекта | Натурный, модельный |
| Подход к объекту исследования УК | Локальный, комплексный |
| Сфера использования результатов УК | Фундаментальный, прикладной |
По периодичности исследования управления качеством могут быть разовыми, периодическими и регулярными.
По отношению к сфере использования результатов исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей управления качеством. При этом в ряде случав такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования даже в обозримом будущем.
Цель прикладных исследований - использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач по управлению качеством и его обеспечению. Прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для действующих систем управления качеством должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых -- проектирование и внедрение Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к системам управления качеством заключается в выявлении и научном обосновании направлений совершенствования управления качеством, разработке мероприятий по реализации направлений и повышении на этой основе эффективности функционирования систем управления качеством (более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации). Следует отметить, что подавляющее большинство исследований управления качеством относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности.
В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором же случае познание явлений, происходящих при управлении качеством, основывается на использовании неких абстрактных объектов. Практически же исследования управления качеством носят, в основном, теоретико-эмпирическую направленность, более полно способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, их тенденций развития, важнейших причинно-следственных связей, определению направлений, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления качеством.
Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов:
• локальное, предусматривающее изучение свойств отдельных эле
ментов подсистем системы без учета взаимосвязей с другими;
• комплексное, предусматривающее изучение совокупности свойств
управленческих элементов в их взаимосвязи и взаимодействии.
1.8.3. Комплексное исследование
управления качеством и системный подход
В зависимости от поставленных целей и задач как локальное, так и комплексное исследования имеют свои достоинства и недостатки. Однако комплексное исследование признается практически всеми исследователями более прогрессивным. Его методологической базой является системный подход (см. параграф 1.3.3).
Таким образом, при проведении исследований системы управления качеством следует четко определить «границы» производственной (управляемой) и управляющей подсистем. В ряде случаев такие «границы» во многом будут условны, но тем не менее такое разделение необходимо осуществить, как того требует системный подход. Однако в любом случае базовой ячейкой каждой из подсистем системы качества, как уже указывалось ранее, является элемент, который структурно автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но одновременно функционально интегративен с другими элементами, подсистемами, их внутренней и внешней средой. Это обусловливает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве. Следовательно, при системном подходе исследование того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять в единстве со средой, в которой он находится.
Системный подход к исследованию управления качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных
направлений и методов. К ним можно отнести, например, общую теорию систем, системотехнику, исследование операций, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализ и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.
Общая теория систем предназначена для исследования и изучения систем любой сложности и назначения, она должна быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический и динамический методы. При этом использование того или иного вида абстрагирования дает возможность получения ответов на определенную группу вопросов. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование общей теории систем для решения задач исследования доказало ее полезность и возможность применения.
Системотехника используется, как правило, при исследовании сложных автоматизированных систем, к которым можно отнести современные СУ. При этом общепризнано, что наиболее эффективно с использованием системотехники могут решаться задачи планирования и проектирования таких систем как части их прикладного исследования.
Исследование операций как научное направление использует при исследовании СУ математическое моделирование процессов и явлений. Это особенно приемлемо при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.
Еще одним из важнейших научных направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления качеством, является системный анализ. В основе системного анализа лежат системный и ситуационный подходы, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с диалектическим подходом к познанию. При многообразии целей и задач исследования управления качеством в условиях рынка научный аппарат системного анализа приобретает исключительную значимость. Его применение актуально для таких задач, как, например, анализ и совершенствование системы управления качеством при реструктуризации организаций, их конверсии, техническом перевооружении, диверсификации производства и т.п. Особенностью системного анализа является сочетание в нем различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.
Системный анализ обусловливает:
• четкое выделение объекта исследования;
• установление цели анализа;
• определение подхода и метода исследования;
• определение технологии использования метода для изучения объекта;
• необходимость разработки системной модели объекта;
• необходимость изучения факторов и их взаимосвязей, определяющих функционирование и развитие объекта;
• необходимость разработки практических приемов и способов эффективного управления объектом.
1.8.4. Основные методы исследования
При проведении исследований в области управления качеством, как уже указывалось выше, может использоваться широкий арсенал методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др.
К теоретическим методам обычно относят:
• метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);
• метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
• метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
• метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию.
К эмпирическим методам можно отнести:
• метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управления качеством;
• метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта управления качеством, измеренную в определенных единицах;
• метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. — в зависимости от цели исследования управления качеством);
• метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого
объекта управления качеством в искусственно созданных для не
го условиях (натурных или моделированных). Данный метод
предполагает, как правило, использование ряда других методов
исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и
сравнения. (Примером крупномасштабного экспериментирова
ния может являться создание в 1970-е гг. комплексных систем
управления качеством.)
Теоретико-эмпирические методы могут включать:
• метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
• метод анализа исинтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям управления качеством технологическую схему;
• метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
• метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п.; результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования управления качеством, по принадлежности к стадиям жизненного цикла продукции и услуг, видам подсистем системы управления качеством, целям исследования, видам анализа и т.п.
Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемых объектов, что требует формирования их концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.
Результатами исследования управления качеством должны быть не только обоснованные направления его развития на перспектив130
ный период, но и определенные причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем управления качеством для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто диагностикой управления качеством. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в управлении и их последующей ликвидации.
Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управления качеством. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.
При исследовании управления качеством немаловажное значение может иметь также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем управления качеством интегративного характера (совокупности взаимосвязанных систем управления качеством организаций), осуществляющих единый производственный процесс.
Независимо от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности:
• самообследование;
• интервьюирование, беседа;
• активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;
• анкетирование, изучение документации и информационных материалов;
• фукнкционально-стоимостной анализ;
• декомпозиция;
• последовательная подстановка;
• сравнение;
• динамический метод;
• структуризация целей;
• экспертный, социологический, органолептический методы;
• генерирование идей;
• нормативный метод;
• параметрический метод;
• метод главных компонент;
• балансовый метод;
• корреляционный метод;.*
• матричный метод;
• аналитически-расчетный метод;
• метод аналогий;
• сетевой метод;
• блочный метод;
• метод творческих совещаний;
• морфологический анализ;
• дифференциальный, комплексный и смешанный методы;
• индексный метод;
• графический и номографический методы, в том числе метод графического моделирования.
Из всех перечисленных методов остановимся на нескольких наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию управления качеством.
V Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное описание, сроки достижения и анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей управления качеством. Структурированные цели часто представляют графически в виде «дерева целей», отображающего связи между ними и средства их достижения. Построение такого «дерева» осуществляется на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур. Оно состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель - главные цели (подцели первого уровня) - цели второго уровня - подцели третьего уровня (и так до требуемого уровня). Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (по существу эти цели выступают по отношению к вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей требуется реализовать соответственно свои более конкретные цели второго уровня и т.д. Обычно для построения «дерева целей» используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Каждая подцель должна характеризоваться коэффициентом относительной важности. Сумма этих коэффициентов для подцелей одной цели должна равняться единице. Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.
+ Нормативный метод предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей, например, системы управления качеством может позволить установить соответствие этой системы приня-
той концептуальной модели. Нормативы могут определить состав и содержание функций управления качеством, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип ОСУ управления качеством и др. Примером нормативов может быть норма управляемости, число допустимых уровней управления, уровень квалификации, процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, уровень качества выполнения функций и т.п.
• Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы управления качеством и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).
Корреляционный {взаимосвязанный) метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющим определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системы. При этом корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев - наблюдений.
Первоначальной важнейшей задачей корреляционного метода является определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрессии). Простейшим видом такого уравнения, характеризующим взаимосвязь между двумя параметрами, может быть уравнение прямой:
у - а + Ьх,
где у, х - зависимая и независимая переменные соответственно; а, b - постоянные коэффициенты.
Вывод о прямолинейном характере зависимости можно проверить путем простого сопоставления имеющихся данных или графическим способом (регистрацией в прямоугольной системе координат значений у и х, расположение которых на графике позволяет сделать вывод о правильности или ошибочности представления о линейном характере зависимости между двумя изучаемыми параметрами).
Следующей задачей является определение постоянных коэффициентов связи между переменными параметрами, которые наилучшим образом будут отвечать имеющимся фактическим данным у и х. В данном случае можно в качестве критерия оценки адекватности линейной зависимости фактическим данным использовать
минимум суммы квадратов отклонений реальных статистических значений у от рассчитанных по уравнению принятой к применению прямой. Коэффициенты прямой при использовании данного критерия могут быть определены ИЗУСТНЫМ методом наименьших квадратов.
Примером линейной зависимости можно признать количество заместителей начальника у отдела (например. ОТК) от числа работников х в этом отделе и на основе статистических данных (для данного примера, как правило, не менее 20-25 пар) получить следующую зависимость:
у = 0,600+ 0,0206.x. (1.8.1)
Значение исследуемого параметра довольно часто складывается под влиянием не одного, а нескольких факторов. В этом случае, например, при линейной связи всех факторов можно использовать линейное уравнение множественной корреляции следующего вида:
у=a„+a]xj + ayX2+...+ anx„. (1.8.2)
Если же воздействие какого-либо фактора на исследуемый объект не может быть признано линейным, то соответствующие факторы могут включаться в уравнение не в первой, а в более высокой степени, например, во второй:
y = a0+alXl +a2x, + a,x• (1.8.3)
Примером однофакторной нелинейной зависимости может быть, например, формула для определения численности управленческого персонала по функции организации управления качеством Н в электронной промышленности (в восьмидесятые годы):
# = 0,071 Я^7, (1.8.4)
где />„„„- численность промышленно-производственного персонала, человек.
Корреляционные методы, особенно при множественной корреляции параметров, эффективно используются, как правило, в совокупности с другими экономико-математическими методами.
Среди других методов исследования управления качеством, которые наряду с этим также используются и при обеспечении качества, можно отметить метод генерирования идей.
>Метод генерирования идей заключается в коллективном решении вопроса:
• обсуждение вопроса;
• генерирование идей по решению вопроса;
• оценка идей;
• отбор наиболее эффективных идей по решению вопроса.
• Метод графического моделирования часто предполагает использование различныхдиаграмм, графиков и гистограмм, в частности:
диаграмм - Парето; Исикавы («рыбьего скелета» - причинно-следственной диаграммы); диаграммы разброса; диаграммы «радиационного» вида; системной диаграммы - древовидной, матричной, сетевой и др.;
графиков - круговых, ленточных, Z-образных, в виде ломаных линий и др.;
гистограмм - с двусторонней симметрией, вытянутых влево или вправо, «двугорбых», с обрезанным (ограниченным) одним или двумя «краями» и др.
Среди перечисленного графического инструментария представляет практический интерес диаграмма Парето, о которой упоминалось ранее.
Целью построения и использования диаграммы Исикавы является определение наиболее эффективного способа решения поставленного вопроса. В таких диаграммах исследуемый объект (например, качество продукции) отображается в виде горизонтальной линии, а причинно-следственные факторы, влияющие на объект, изображаются наклонными стрелками. При этом следует учитывать и соответственно отображать на диаграмме максимальное количество причинных факторов. Факторы первого порядка изображаются большими наклонными линями, а второго, третьего и т.д. - малыми.
Основные работы по построению такой диаграммы включают следующее:
• выбор «узкого места» в области качества или управления им;
• проведение на диаграмме прямой горизонтальной линии, отображающей характеристику избранного для исследования объекта;
• определение причинных факторов первого порядка, влияющих на объект, и изображение их на диаграмме в виде больших наклонных линий;
• определение причинных факторов второго, затем третьего и последующих порядков на объект и нанесение на диаграмму малых наклонных линий;
• выявление значимости всех причинных факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект.
Далее на основе результатов анализа построенной диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.
Графики, отображаемые ломаной линией, как правило, отображают характер изменений исследуемого объекта от времени. Дан-
ные могут обрабатываться, например, методом наименьших квадратов. Подобного рода графики позволяют выявить тенденцию изменения объекта, а в некоторых случаях (при соблюдении определенных условий) - дать прогноз тако*) изменения.
В любом случае, независимо от используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. На разных этапах исследования эффективны различные методы.
Следует отметить, что при проведении исследований в области управления качеством, как и непосредственно при управлении качеством, часто используется рассмотренный выше экспертный метод.
1.8.5. Функционально-стоимостной анализ
Новые экономические отношения и качественно иная система менеджмента требуют использования более современных методов анализа и проектирования систем управления качеством. Одним из таких методов является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА), который, как показывают исследования, способен быть адекватным современным требованиям при проведении исследовательских работ по управлению качеством.
Метод ФСА получил свое название от одноименного метода, использовавшегося при анализе изделий промышленности. К настоящему времени применительно к решению задач управления этот метод незаслуженно редко используется в практике организационного проектирования, а в области управления качеством такого опыта еще меньше.
Исследование метода ФСА и использование его применительно к условиям перехода к рыночным отношениям, характеризующимся большим уровнем инфляции и соответствующим высоким темпом роста цен на товары и стоимости выполнения функций управления, показало:
1. ФСА как метод исследования функций на основе только их стоимости не позволяет объективно определить пути совершенствования и эффективные резервы снижения затрат на управление. Это обусловлено тем, что стоимость функций в условиях инфляции не может полностью адекватно отражать реальное состояние дел по их формированию.
2. Несмотря на указанный выше недостаток, основные методические положения метода ФСА в условиях перехода к рыночным отношениям не теряют своей значимости и целесообразности применения этого метода, но требуют делать выводы по результа-
там исследования одновременно как по стоимости функций, так и но трудоемкости их выполнения. Все затраты на выполнение функций управления необходимо в обязательном порядке привести к одному моменту времени, т.е. провести дисконтирование затрат.
Таким образом, не умаляя достоинства метода ФСА и не отрицая целесообразности его использования при исследовании управления качеством в условиях перехода к рыночным отношениям, а также в случаях существенной нестабильности цен и соответственно изменчивости стоимости выполнения функций управления, следует отметить, что этот метод является не только стоимостным, но и трудоемкостным. При таком подходе этот метод анализа более точно представляется функциональным трудоемко-стно-стоимостным, т.е. методом функционального трудоемкост-но-стоимостного анализа (ФТСА). Следовательно, при каждом использовании этого метода для принятия решений по управлению качеством необходимо учитывать не только трудоемкость, но и стоимость выполнения функций управления. Данные для расчета стоимости и трудоемкости функций управления качеством целесообразно сводить в соответствующую таблицу (например, вида табл. 1.8.3).
Трудоемкость выполнения функций управления качеством должна определяться на основе фактической трудоемкости, определяемой любым из наиболее приемлемых способов. С наименьшими трудностями и временными затратами такая трудоемкость выявляется методом опроса работников, непосредственно осуществляющих функцию. Однако при этом следует принять во внимание то обстоятельство, что сотрудники, как правило, завышают трудоемкость (обычно на 10-18%). Кроме того, необходимо учитывать возможность дублирования выполнения функций другими работниками подразделений, а также несвойственные, ненужные, т.е. излишние функции.
Таким образом, расчетное значение трудоемкости выполнения функции /;„,, можно определить по формуле:
'/;„ф -(7ф„„ -r.w],--I\.......) - k,JT- Тпф - 7],,,,,). (1.8.5)
где 7;...., Тт,„ 7;,, „ - трудоемкость выполнения функции, соответствен
но, фактическая, дублированная и несвойственная (ненужная); *,,„ -
коэффициент завышения трудоемкости функций (в случае выявления
методом опроса работников или руководителей по оценкам экспертов он
равен 0,10-0,18).
После преобразования формула принимает вид:
т|Ш„=- (7;,...... -73,,.,, — 7;„ф) < 1 -кш). (1.8.6)
| - | № № n/n | ||
| Kj | Полное наименование функции управления качеством | ||
| Виды документов, форм или данных, выходящих из структурного подразделения в течение года по функции | |||
| Виды документов, форм или данных. поступающих в структурное подразделение для обработки или составления данного документа {формы) по функции | |||
| Наименование подразделения или организации, откуда поступают документы, формы или исходные данные | |||
| On | Куда направляются обработанные или составленные документы (формы), или данные по функции (перечислить все экземпляры) | ||
| ^J | Наименование технических средств, с помощью которых производится обработка документов, форм или данных | ||
| Or, | Количество технических средств, шт. и их стоимость, руб. | ||
| Должности лиц, участвующих в обработке или составлении документа, формы или данных по функции, их месячный оклад в руб. | |||
| 1руб./год | Затраты труда на обработку или составление документа, формы или данных по функции каждого исполнителя в течение года | ||
| раз(дата) | Периодичность обработки или составления документа, формы или данных в течение года | ||
| Суммарная трудоемкость и стоимость обработки или составления документа, формы или данных по функции в течение года | |||
| 4± |
1.8.6. Методы аудита и самооценки
При проведении оценки системного управления качеством нередко могут применяться методы аудита и самооценки.
Метод аудита
В последние годы в практике проверок различных видов деятельности промышленных предприятий широко стал использоваться метод аудита. По характеру и содержанию его с определенной долей условности можно отнести к способам исследования.
В России аудит (от лат. «слушать») впервые стал проводиться во времена Петра 1 для решения вопросов, связанных с имущественными спорами в армии, а в дальнейшем аудит стал применяться в финансовой и других областях деятельности организаций различного иерархического уровня. В сравнении с государственным или ведомственным надзором аудит, как правило, более демократичен, профессионален и его результаты обычно позитивнее.
С точки зрения универсального использования аудита существу-ют неоднозначные определения этого термина, на пр им ер:
• «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» (Закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 120-ФЗ от 07.08.2001 г.).
• «Аудит (проверка) - систематизированный, независимый документированный процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)». Свидетельства аудита здесь понимаются как «записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки) и которая может быть проверена», а критерии аудита (проверки) необходимо воспринимать как «совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»).
• «Аудит: 1) частный случай верификации типового представления объекта исследования экспертом - специалистом в областях бухгалтерского учета и экономического анализа; 2) совокупность специальных методов экономического исследования системы управления юридическим лицом; 3) (внешний или внутренний аудит) относительно независимое исследование финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации об объекте для подтверждения их достоверности; 4) метод инверсной (на основе ретроспективного анализа данных бухгалтерско-
го учета) верификации текущей деятельности предприятия с целью получения заключения о правильности модели и системы бухгалтерского учета, достоверности используемой информации; 5) метод разработки решений по улучшению деятельности предприятия, повышению эффективности бухгалтерского учета на предприятии» {Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. - Жуковский: Крылья, 2000). Очевидно, что аудит для универсального его применения, в том
числе к системам управления качеством, следует определять несколько
шире, т.е.:
• признавать аудит не только предпринимательской деятельностью по независимой проверке, проводимой свободной от аудируемой (проверяемой) организации третьей стороной, но и а) работой некоммерческого вида (проводимой, например, второй стороной - союзами потребителей и т.п.) и 6) работой внутреннего характера (проводимой, в частности, подразделениями и определенными работниками своей организации или от их имени другой организацией, а также работой, осуществляемой непосредственно самими работниками на основе самооценки системы, подсистемы и т.п.);
• распространять возможную сферу проверок на весь спектр деятельности предприятия во внешней среде, а не только на бухгалтерский учет и финансовую (бухгалтерскую) отчетность или только отдельные подсистемы предприятия (например, только на систему менеджмента качества и/или подсистему управления охраной окружающей среды).
Целью аудита является выражение мнения аудиторов о достоверности и соответствии аудируемых объектов предъявляемым к ним требованиям. Здесь под достоверностью следует понимать меру точности проверяемых данных и, в конечном итоге, определять место аудируемых объектов и на их основании делать достаточно объективные выводы и принимать обоснованные решения. При этом нельзя аудит подменять государственным контролем, осуществляемым в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Нельзя также аудит рассматривать полностью тождественным исследованию, так как у проверок и исследования, как правило, разные цели. Такого рода проверки в большей части не предусматривают выявление причин и не намечают меры по устранению выявленных недостатков в аудируемой организации. Аудит, несомненно, соотносится с исследованием как часть последнего, результаты аудита могут служить полезным информационным материалом для различного вида оценок, в том числе при определении уровня качества и развития системы управления качеством.
По в и д а м аудит, в зависимости от решаемых аудируемым предприятием задач в области управления качеством, условно можно подразделить на внутренний и внешний (рис. 1.8.1). При этом он может быть обязательным и инициативным. При проверке системы предприятия одновременно несколькими организациями аудит называют совместным.
Аудит