Осуществление данной политики подразумевает понимание всеми работниками компании ожиданий потребителей и предоставление им изделий или услуг в соответствии с этими ожиданиями или сверх этих ожиданий. Необходимо постоянно оценивать и пересматривать все требования, чтобы следовать изменениям в ожиданиях потребителей. Всю свою работу следует выполнять с заданными требованиями.
Дж.З. Джонсон, президент компании
1.6.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
По существу все инженерно-технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.
Наиболее приемлем для более полного удовлетворения требований потребителей целенаправленный автоматический метод управления качеством. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управ-
>8
ляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и особенно для технического контроля качества продукции. В последнем случае применение автоматическою метода особенно важно, гак как он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия.
Использование автоматического технического контроля качества продукции обязывает изготовителя применять неразрушаю-щие методы контроля. Однако в некоторых случаях могут применяться на определенных стадиях производства разрушающие способы контроля.
Наряду с указанными способами в практике управления качеством широко используются также статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный к о м п л е к с м е т о л о в отслеживания качества на основе статистических данных:
• статистическое регулирование;
• статистический приемочный контроль;
• статистический анализ;
• статистическая оценка качества.
Первые два метода можно отнести к основным, которые непосредственно используются при управлении качеством, а два последних - как вспомогательные при решении задач двумя предыдущими.
Для эффективного использования инженерно-технологических м е т одов н е пер е о ц е н и м ое место з а н и мает метрологическое обеспечение.
При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором -всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп.
При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления ка-
чеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции (рис. 1.6.1).
g |
100%
Кумулятивная кривая |
50%
'Код! Код Код Код[ код ] Код £001; 003 [ 002 ] 013 | СЮ7 | 012 "1
Виды брака Рис. 1.6.1. Диаграмма Парето и кумулятивная кривая «о видам брака
Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве.
Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:
• число случаев брака по его видам;
• суммы потерь от брака;
• затраты времени и материальных средств на исключение брака;
• содержание поступающих рекламаций;
• число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;
• затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д. Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям
производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др.
Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов УК. Это является важнейшим условием выживания и процветания предприятий в рыночных отношениях.
1.6.4. Экономические методы управления качеством
Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
К экономическим методам управления качеством относят:
• финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
• хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
• экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
• бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требований международных стандартов СМК;
• ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
• образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;
• применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом качества труда на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления в целом;
• использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.
Один из примеров использования экономического метода - материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат - более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: «более высокая зарплата - более высокое качество продукции». Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу «высокая эффективность - высокая зарплата». Тем не менее подтверждением полезности и эффективности такого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией «Омрон». Однако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения
всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.
Реализация этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качества продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соответствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных производственных отношений, взаимосвязанных с реализацией данного метода (рис. 1.6.2).
Рис. 1.6.2. Принципиальная сущность метода оплаты труда «Более высокая зарплата более высокое качество продукции»
1.6.5. Социально-психологические методы управления качеством
Социально-психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.
Среди социально-психологических методов следует отметить следующие:
• способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;
• формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
• приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
• способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
• приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
• способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
• приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление
качеством.
Среди методов, применяемых в управлении качеством для решения многих управленческих задач, очень часто используется экспертный метод.