Осуществление политики

Осуществление данной политики подразумевает понимание всеми работ­никами компании ожиданий потребителей и предоставление им изделий или услуг в соответствии с этими ожиданиями или сверх этих ожиданий. Необходи­мо постоянно оценивать и пересматривать все требования, чтобы следовать из­менениям в ожиданиях потребителей. Всю свою работу следует выполнять с заданными требованиями.

Дж.З. Джонсон, президент компании

1.6.3. Инженерно-технологические методы управления качеством

По существу все инженерно-технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпус­каемой продукции, а также на способы их совокупного использова­ния. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автома­тизированные, механизированные и ручные.

Наиболее приемлем для более полного удовлетворения требова­ний потребителей целенаправленный автоматический метод управ­ления качеством. При использовании этого метода отклонения про­цессов от заданных параметров и соответствующие действия (управ-

>8


ляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и особенно для тех­нического контроля качества продукции. В последнем случае приме­нение автоматическою метода особенно важно, гак как он не позво­ляет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия.

Использование автоматического технического контроля каче­ства продукции обязывает изготовителя применять неразрушаю-щие методы контроля. Однако в некоторых случаях могут приме­няться на определенных стадиях производства разрушающие спо­собы контроля.

Наряду с указанными способами в практике управления качест­вом широко используются также статистические методы. Они пред­ставляют собой взаимосвязанный к о м п л е к с м е т о л о в от­слеживания качества на основе статистических данных:

• статистическое регулирование;

• статистический приемочный контроль;

• статистический анализ;

• статистическая оценка качества.

Первые два метода можно отнести к основным, которые непо­средственно используются при управлении качеством, а два по­следних - как вспомогательные при решении задач двумя преды­дущими.

Для эффективного использования инженерно-технологических м е т одов н е пер е о ц е н и м ое место з а н и мает метрологическое обеспечение.

При реализации технологических методов управления качест­вом часто используют графические методы, в том числе метод кон­трольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные грани­цы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зави­симости от вида контроля различают контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором -всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и ре­шение о контролируемой партии принимают в зависимости от со­отношений качества различных подгрупп.

При использовании метода статистического анализа часто на­ходят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто исполь­зуется при выявлении причин и факторов, позитивно или нега­тивно влияющих на обеспечение и эффективность управления ка-


чеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из при­чин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной про­дукции объективно и полно оценить потери предприятия и уста­новить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции (рис. 1.6.1).


g

100%

Кумулятивная кривая

50%

'Код! Код Код Код[ код ] Код £001; 003 [ 002 ] 013 | СЮ7 | 012 "1

Виды брака Рис. 1.6.1. Диаграмма Парето и кумулятивная кривая «о видам брака

Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества раз­рабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и пре­дупреждения брака на производстве.

Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фак­тическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:

• число случаев брака по его видам;

• суммы потерь от брака;

• затраты времени и материальных средств на исключение брака;

• содержание поступающих рекламаций;

• число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;

• затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д. Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям

производственной сметы, затраты на производство (сырье и материа­лы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др.

Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов УК. Это является важнейшим условием выживания и про­цветания предприятий в рыночных отношениях.


1.6.4. Экономические методы управления качеством

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и кол­лективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

К экономическим методам управления качеством относят:

• финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

• хозяйственный расчет в подразделениях системы управления ка­чеством;

• экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответст­вующих их требованиям;

• бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требований международных стандартов СМК;

• ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня ка­чества;

• образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;

• применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом качества труда на каждом рабочем месте производст­венной системы и системы управления в целом;

• использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и ока­зываемых услуг.

Один из примеров использования экономического метода - материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансиро­ванное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат - более высокого качества выпускаемой продук­ции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: «более высокая зарплата - более высокое качество продукции». Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу «высокая эффективность - высокая зарплата». Тем не менее подтверждени­ем полезности и эффективности такого подхода могут быть резуль­таты, достигнутые, например, японской корпорацией «Омрон». Од­нако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения


всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.

Реализация этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предпри­ятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качест­ва продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соот­ветствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных про­изводственных отношений, взаимосвязанных с реализацией данно­го метода (рис. 1.6.2).

Рис. 1.6.2. Принципиальная сущность метода оплаты труда «Более высокая зарплата более высокое качество продукции»

1.6.5. Социально-психологические методы управления качеством

Социально-психологические методы управления качеством основа­ны на использовании группы факторов, влияющих на управление про­текающими в трудовых коллективах социально-психологическими про­цессами для достижения целей в области качества.

Среди социально-психологических методов следует отметить сле­дующие:

• способы повышения самодисциплины, ответственности, ини­циативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов подразделений по улучшению качества и со­вершенствованию управления им;


• формы морального стимулирования высокого качества результа­тов труда;

• приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологи­ческой совместимости сотрудников;

• способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;

• приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

• способы сохранения и развития традиций предприятия по обес­печению необходимого качества;

• приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление
качеством.

Среди методов, применяемых в управлении качеством для реше­ния многих управленческих задач, очень часто используется экс­пертный метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: