осуществляется: первой стороной - самим пред- осуществляется второй
приятием; от имени первой стороны другой орга- стороной - организа-
низацией или совместно - первой стороной с при- цией, потребителем или
влечением другой организации для внутренних от его имени, а также
целей, в том числе для декларирования своего со- осуществляется треть-
ответствия предъявляемым требованиям; непо- ей стороной - незави-
средственно самими работниками на основе само- симой организацией
оценки
Рис. 1.8.1. Классификация видов аудита в зависимости от решаемых предприятиями задач
Внутренний и внешний аудиты могут принципиально не отличаться по используемым методологическим положениям, но внешние проверки всегда нейтральны по отношению к аудируемой организации. Это определяется тем, что его проводят работники другой организации. Внешние проверки осуществляются, как правило, по заявке или, при необходимости, по заказу компетентных организаций.
Следует отметить, что оценка систем управления качеством может быть признана комплексной, так как здесь оцениванию подвергается очень широкий спектр подсистем организации и их элементов.
|
|
Внешние оценки, проводимые независимыми организациями (например, по заказу первой стороны или в ряде других случаев), имеют определенные достоинства и недостатки по сравнению с внутренними проверками (табл. 1.8.4).
Для повышения организованности проведения аудита следует разрабатывать программу оценки, которая может представлять собой совокупность одной или нескольких оценок, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Документом, отражающим процесс проведения и результаты оценки, может служить отчет; руководствуясь терминологией по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, его можно назвать свидетельством оценки.
Свидетельство оценки в этом случае следует понимать как записи, включающие изложение фактов и другой информации. Такой
документ составляется для того, чтобы при необходимости оценка могла быть перепроверена. Свидетельство базируется на использовании количественных и/или качественных характеристик объектов оценивания.
Таблица 1.8.4
Достоинства и недостатки внешних оценок систем управления качеством
Достоинства внешней оценки | Недостатки внешней оценки |
• Большая объективность, чем при внутренней оценке. • Более высокий уровень про ведения оценочных работ, чем у работников, осуществ ляющих внутренние оценки. • Затраты на внешние оценки определяются более точно, чем на внутренние. • Производительность труда внешних работников выше, чем у работников предпри ятия, проводящих оценки. • Положительные результаты оценок можно демонстриро вать другим заказчикам и ис пользовать в целях рекламы оцениваемого предприятия. • Более конструктивное вос приятие рабогниками оцени ваемого предприятия выяв ленных внешними специали стами недостатков, чем свои ми работниками | • Трудности по сбору объективной ин формации о состоянии оцениваемого предприятия. • Недостаточное знание внешними специалистами специфических осо бенностей управления и производства, неформальных и производственных взаимоотношений между работника ми оцениваемого предприятии. • Невозможность использования в от крытом отчете оценки конфиденци альной и секретной информации. • Зависимость внешних специалистов от внутреннего распорядка оценивае мой организации. • Ограниченные возможности по ис пользованию системного подхода к оценке предприятия. • Настороженное отношение работни ков организации к внешним специа листам, • Ограниченность времени для прове дения детального оценивания |
По результатам аудита обычно оформляется официальный документ - аудиторское заключение, которое предназначено для заказчиков и пользователей аудируемых организаций. Заключение составляется в соответствии с установленными правилами (например, при аудите финансовой отчетности организации в соответствии с федеральным законодательством), и оно должно быть связано с критериями оценивания и результатами процесса оценивания.
|
|
Организация проведения avduma заключается в упорядочении всех действий служб и работников, участвующих в аудиторских работах. При этом следует учитывать методологию и методику его проведения.
Особое место при проведении аудита занимают принципы, имеющие непосредственное отношение к аудиторам, участвующим в аудиторских работах:
• профессионализм, компетентность (поддерживающиеся на должном уровне периодическим повышением квалификации, периодической аттестацией);
• опытность (включающая опыт применительно к аудируемой организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, где он проводится);
• этичность и тактичность поведения (доверие, честность, соблюдение конфиденциальности, вежливость и т.п.);
• прилежание;
• логичность и здравый смысл;
• деловитость;
• способность к объективным оценкам;
• образованность и широкая эрудиция;
• выдержанность;
• пунктуальность;
• умение слушать собеседника;
• сосредоточенность;
• доброжелател ьность;
• коммуникабельность;
• принципиальность;
• наблюдательность;
• неподкупность;
• достойная оплата труда (при этом следует использовать известное правило: «Проверяющий не может оплачиваться ниже проверяемого»);
• способность к анализу.
Среди основополагающих принципов, относящихся непосредственно к процессу аудита, необходимо соблюдать, как минимум, следующие: независимость; систематичность; беспристрастность; объективность; воспроизводимость и проверяемость результатов аудита; соблюдение закона и установленных правил; документированность.
В дополнение к этому следует отметить, что аудиторы обязаны:
• по запросу аудируемой организации предоставлять необходимую информацию;
• все работы проводить в сроки, установленные договором оказания аудиторских услуг;
• обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе
мых в ходе аудиторской проверки, и без согласия аудируемой
организации не разглашать их содержание.
Как правило, при проведении аудита аудиторы имеют право (исключение могут составить внутренние аудиты, проводимые от имени первой стороны другой организацией или совместно первой стороной с привлечением другой организации для внутренних целей):
|
|
• самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
• проверять в полном объеме документацию, связанную с объектом аудита аудируемой организации;
• получать у должностных лиц аудируемой организации разъяснения в устной и/или письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
• отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о проверяемом объекте в достаточно объективных случаях (например: при непредставлении аудируемой организацией всей необходимой для проверки информации; в случае оказания давления на аудиторов, что может повлиять на результат проверки).
Рис.1.8.2. Примерный алгоритм проведения внутреннего аудита предприятия |
Алгоритмы проведения внутреннего и внешнего аудита во многом похожи, в своей основе они содержат указанные выше этапы программы аудита. (Пример такого алгоритма для внутреннего аудита представлен на р и с. 1. 8. 2.)
Следует отметить, что при проведении аудита во многом используются те же методы, что и при традиционных исследованиях организационно-экономических систем.
Во многих случаях возникает потребность в проведении внутреннего аудита иных сфер деятельности предприятий, основывающегося на самооценках. Именно им в современном системном управлении качеством отводится существенная роль в улучшении деятельности предприятий в области качества.
Самооценка управления качеством - всесторонний и систематический анализ и оценивание работниками предприятия рассматриваемого вида управления на соответствие результатов функционирования целям и предъявляемым требованиям. На нынешнем этапе развития системного управления качеством такими требованиями являются те, которые приведены в стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001. Итогом оценивания является мнение о результативности, эффективности, зрелости и развитии управления качеством. Целью самооценки, как правило, является разработка рекомендаций и мероприятий по улучшению деятельности в области качества. Соответственно самооценка основывается на сравнении результатов функционирования процессов управления качеством с достигнутыми целями и показателями. Данный метод обладает простотой и малой трудоемкостью.
|
|
При проведении самооценки системного управления качеством могут использоваться разнообразные модели. Одним из примеров использования модели самооценки может служить оценивание системы управления качеством на соответствие требованиям, предъявляемым условиями различных конкурсов на получение международных, национальных, региональных и других премий различного уровня и статуса.
Независимо от модели этот метод самооценки позволяет:
• малыми затратами оперативно проводить оценку за счет внутренних ресурсов одним или группой работников оцениваемой организации (обязательно при участии и/или поддержке высшего звена управления);
• применять оценку как ко всей системе управления качеством, так и к ее любой составной части и процессу;
• проводить оценку системы управления качеством с необходимой детализацией и глубиной;
• определять направления улучшения системы управления качеством на основе реальных возможностей и ресурсов организации.
Сущность одного из методов самооценки системы управления качеством заключается в сравнении фактического состояния дел в области качества, например, с положениями ГОСТ Р ИСО 9004-2001 на
основе балльного метода оценивания в диапазоне 1-5 баллов (1 балл присваивается в случае отсутствия в оцениваемой системе формализованных положений стандарта или в случае их невыполнения)
Для проведения самооценки целесообразно предварительно разработать анкету с вопросами (примеры вопросника для самооценки системы М К приведены в Приложениях 2, 3).
Результаты самооценки могут отражаться различными способами. Один из вариантов представлен в табл. 1.8.5.
Проведение самооценки систем управления качеством не подменяет внутренние аудиты и анализ на соответствие моделям премий по качеству.
По результатам самооценки можно определить, например, уровень развития СМ К (табл. 1.8.6), результирующая оценка которого может быть рассчитана по следующей формуле:
Р
где п - число учитываемых показателей; Р. - фактическая самооценка /'-го объекта, баллы (от 1 до 5); Р1ба1 - базовое значение оценки /-го объекта, баллы (например, для каждого объекта Р„пк = 5; в этом случае знаменатель будет равен п • 5).
При таком подходе, чем выше уровень СМ К. тем ближе он к единице.
Еще одним способом расширения области применения самооценок является участие предприятий в конкурсах, например, на получение премий. Премии в области качества и конкурентоспособности для предприятий имеют различные уровни:
• международный;
• федеральный, государственный;
• региональный (в субъекте РФ, регионе);
• городской; районный:
• уровень холдинга и других объединений предприятий.
В настоящее время существуют премии правительств субъектов РФ (в некоторых субъектах РФ), Премия Правительства РФ в области качества и др. В мировой практике также существуют престижные премии, например: приз «За высокое качество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей; приз «Золотой Глобус» Фонда содействия Востоку; приз «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран): «Европейская премия за качество» (с 1990 г.); «Премия Малкольма Болдрид-жа» (США), присуждаемая с 1987 г.; «Приз Эдвардса Деминга» (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за достижения в области качества с 1951 г.; «Шведская национальная премия за качество» и ряд других.
5.3. Поли гика в области качества | Объект самооценки (пункт ГОСТР ИСО 9004-2001) | |||
0\ | Вопрос анкеты самооценки (номер) | |||
ся в письменном виде | Документ «Политика в области качества» имеет- | Наличие документа организации (или информации в документе), отражающего требования к процессу функционирования объекта самооценки | ||
О.С Я X J2 ■е-2 = I q 5 = <т> х г х о ** 5 £ ■§ g ° "3 ° 3 ^ = о а я й X О w ■<: •< ё - • | Е £ Й ^ - fi d t x x E q я тз? S "? н,? 2 ~ i Я i 4 | ваниям. предъявляемым к политике в области качества. что обеспечивает планируемые результаты | Разъясняет сущность всем заи нтересованным сторонам: соответствует требо- | Характеристика и качественная оценка фактического состояния объекта самооценки и соответствия (несоответствия) его требованиям, ответ на вопрос | |
Текст политики недостаточно унифицирован | Причина несоответствия фактического состояния объекта самооценки требуемому | |||
OJ | ISI | Количественная оценка фактического состояния объекта самооценки, балл (1—5 баллов) | ||
^2 UJO ° Н I ■< 00»Х,,,Хт-- я as |g п х я,|->. х Ft 3?5 Я _ -А- — й a S ё i о с '-" 11 1 о 1 Sfa g 3 * £ v X g Х- а •< s 1 q & о з ■<-а к и о о _} 3 Р а н g о вз 1 £ 1 7 | В настоящий момент не требуются | Мероприятия по улучшению (что, ответственный, срок исполнения) | ||
ov< с т, х х з О ~ s О С О JX* н х 5 х - '- И х о- О Й •-- х ~ X х '< -с S я •< ^ х о = о 5 d «п | Примечание |
§
■е-
!
I
Таблица 1.8.6 Уровни развития системы менеджмента качества
Уровень развития СМК и его характеристика | Примечание |
1. Формализованный подход отсутствует | Систематической подход к проблемам отсутствует. Нет результатов. Результаты низкие или их невозможно предсказать |
2. Подход, основанный на реакции на проблемы | |
3. Устоявшийся формализованный системный п о д х о д | |
4. Акцент на постоянное улучшение | Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения |
5. Лучшие показатели в классе деятельности | Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями |
Среди наиболее престижных национальных премии за качество следует выделить:
• японскую премию «Приз им. Эдвардса Демин га» (The Deming Application Prize);
• американскую награду в области качества «Премия им. Мал-кольма Болдриджа» {Malcolm Baldrige National Quality Award - MBA);
• «Европейскую награду за качество»* European QualityAward - EQA). • Премии Правительства РФ в области качества присуждаются
ежегодно в четырех номинациях - малые, средние, крупные и сверхкрупные предприятия (табл. 1.8.7).
Общее число лауреатов этой премии - не более 12. Премия не имеет прямого денежного эквивалента.
Основная идея национальных премий по качеству - не нахождение конкретных лидеров (хотя и это очень важно), а вовлечение максимального числа предприятий в деятельность по улучшению своей работы при помощи достаточно доступной методики самооценки по критериям премии по качеству.
За рубежом (в Японии, США и др. странах) вопросам оценки управления качеством и соответствующего мотивирования качества уделяют довольно серьезное внимание, в том числе создают условия для состязательности между работниками, коллективами (группами качества), предприятиями. Это определило проведение различного
рода конкурсов по качеству продукции и соответственное присуждение премий.
Таблица 1.8. 7 Структура Премии Правительства РФ в области качества
Возможности организации по качеству | Результаты деятельности организации по качеству |
• Роль руководства в организации работ,! 00 баллов (10%) • Использование потенциала ра ботников, 120 баллов (12%) • Планирование в области качест ва, 100 баллов (10%) • Рациональное использование ре сурсов, 100 баллов (10%) • Управление процессами выпол нения работ, 130 баллов (13%) | • Удовлетворенность персонала рабо той в организации, 90 баллов (9 %) • Удовлетворенность потребите лей. 180 баллов (18%) • Влияние организации на общест во 60 баллов (6 %) • Результаты работы организации, 120 баллов (12%) |
Всего: 550 баллов (55 %) | Всего: 450 баллов (45 %) |
Итого: 1000баллов (100%) |
+Премия Эдвардса Делшнга, учрежденная в Японии в 1951 г. в честь вклада в науку американского ученого, предусматривает награждение компаний за их достижения и за общие достижения во внедрении принципов управления качеством в масштабах всей компании (CWQC). Оценка качества деятельности компаний осуществляется по десяти направлениям, каждое из которых, в свою очередь, подразделяется на ряд элементов:
1) политика в области качества (для данною направления приведем пример его оцениваемых элементов: соотношение управления и политики качества, формирование и проявление политики, составляющие политики, использование статистических методов, форма распространения политики, периодичность пересмотра политики, отношения между политикой и планированием);
2) организация и управление;
3) уровень образования персонала;
4) сбор и использование информации о качестве;
5) анализ работы;
6)стандартизация;
7) организация контроля;
8) обеспечение качества;
9) полученные результаты в области качества;
10) планирование качества.
Оценка участников конкурса на Премию имени Малкольма Болд-риджа, учрежденную в августе 1987 г., проводится по 1000-балльной системе по 32 показателям, сгруппированным по следующим семи направлениям:
• руководство качеством (100 баллов);
• информация и анализ (60 баллов):
• стратегическое планирование качества (90 баллов);
• использование человеческих ресурсов(150 баллов);
• обеспечение качества продукции и услуг(180 баллов);
• достигнутые результаты в области качества (140 баллов);
• удовлетворение требований потребителей (300 баллов), что включает:
° определение требований и пожеланий заказчиков (30 баллов);
управление отношениями с потребителями (50 баллов); - стандарты услуг для потребителей (20 баллов); обязательства по отношению к заказчику (15 баллов); " жалобы на качество (25 баллов); обеспечение удовлетворения заказчика (20 баллов); результаты по удовлетворению потребителя (70 баллов); ' удовлетворение потребителя по сравнению с конкурентами
(70 баллов). При разработке Европейской премии по качеств}' был творчески осмыслен опыт всех ранее существовавших премий по качеству (табл. 1.8.8).
Таблица 1.8.8 Структура модели оценки Европейской премии по качеству
Во зможност и | Результаты |
Руководство фирмы.......................... 10 % Управление персоналом Политика и стратегия........................ 8 % Наличие и использование ресурсов................................................ 9 % Оценка процессов.............................. 14% | Удовлетворенность потребителей......................... 20 % Удовлетворенность персонала фирмы................... 9 % Воздействие на общество 6 % Результаты бизнеса....15 % |
Всего: 50 % | Всего: 50 % |
Для улучшения деятельности в области качества необходимо: • мотивировать персонал на качество;
• использовать существующие прогрессивные и опережающие стандарты;
• использовать уникальные позитивные стороны предприятия и проводить систематическое совершенствование системы управления качеством (т.е. исследование и улучшение на базе всеобщего управления качеством, участия в конкурсах на получение премий).
В подавляющем большинстве премий соотношение критериев внутреннего и внешнего характера составляет примерно 45 и 55 % соответственно. Это соотношение следует изменить в пользу внешних критериев, установив соотношение 30 и 70 % соответственно. Предпочтение весомости внешних критериев для премий и конкурсов обусловлено значимостью их для потребителей, что и является самым важным при использовании методов аудита и самооценок.
Вопросы и задания
1. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качество»?
2. Что представляют собой категории «качество продукции», «качество услуги» и «управление качеством»?
3. Какие причины обусловливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции (услуг), удовлетворяющего требованиям потребителей?
4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?
5. Какими достоинствами обладали отечественные системы управления качеством труда (БИП, КАНАРСПИ, НОРМ, СБТ)?
6. В чем сущность комплексных систем управления качеством?
7. Какими достоинствами и недостатками обладали комплексные системы управления качеством?
8. Дайте характеристику основных направлений развития и преобразования комплексных систем управления качеством (в 1970- 1980-е гг.).
9. Определите место целевой системы управления качеством в системе управления предприятием (организацией).
10. Дайте характеристику основных зарубежных моделей систем управления качеством.
11. Перечислите основные особенности опыта управления качеством в Японии.
12. В чем сущность опыта управления качеством в США?
13. Перечислите этапы «петли качества», регламентированные международными стандартами ИСО по управления качеством серии 9000.
14. Какие международные стандарты ИСО стали основой управления качеством продукции и услуг во многих странах мира?
15. Определите состав и взаимосвязи международных стандартов ИСО серии 9000 с российскими аналогичными стандартами.
16. В чем сущность основных направлений развития управления качеством в России применительно к условиям рыночных отношений?
17. При каких условиях в России возможно решение проблемы качества?
18. Какова структура совокупности знаний об управлении качеством?
19. Какие стадии и этапы включает жизненный цикл промышленной продукции?
20. Какие общие и общесистемные принципы выполняются при управлении качеством?
21. Перечислите специальные принципы менеджмента качества, приведенные в ГОСТ Р ИСО серии 9000, дайте им характеристику, а также дополните их перечень другими необходимыми принципами.
22. Определите состав и дайте характеристику основных элементов системы менеджмента качества.
23. Каковы состав и взаимосвязи общих функций управленческого цикла в системе управления качеством"
24. Какие подсистемы входят в «продуктовые системы качества»?
25. Классифицируйте все основные принципы управления качеством.
26. Какие методы управления качеством относятся к экономическим и в чем их сущность?
27. Какова роль организационно-распорядительных методов управления качеством в условиях рыночных отношений?
28. Определите состав основных социально-психологических методов управления качеством и дайте их характеристику.
29. Какие особенности присущи современным технологическим методам управления качеством?
30. Какие методы наиболее часто используются при исследовании систем управления качеством?
31. Какое определение дается всеобщему управлению качеством'.'
32. В чем заключается сущность всеобщего управления качеством?
33. Какие этапы развития заложены в образное представление управления качеством в виде «звезд качества»?
34. Какова взаимосвязь всеобщего управления качеством с общим менеджментом?
35. Какие условия должны быть созданы на предприятии для реализации всеобщего управления качеством?
36. Какими являются основные направления и перспективы развития всеобщего управления качеством?
37. Дайте характеристику основных экспертных методов оценки рассматриваемых экспертами объектов, используемых при управлении качеством.
38. В чем сущность метода ФСА, используемого при исследовании управления качеством?
39. Раскройте сущность и содержание методов аудита и самооценок
системного управления качеством.