Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не исключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений предприятия.
В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования, состав работ которых может быть примерно следующим (в скобках указаны исполнители работ).
• Подготовительный этап:
1) проведение разъяснительной и информационной работы в коллективах об экономическом и социальном значении групп, принципов и организации их работы, по вопросам стимулирования и поощрения (руководство предприятия и подразделений);
2) издание приказа руководителем предприятия об организации работ по созданию и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
3) определение функций и создание координирующего подразделения по созданию и обеспечению функционирования групп (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
|
|
4) разработка положения о совете по группам и его формирование (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
5) обучение руководителей и специалистов, участвующих в работе по организации и созданию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
6) разработка НМД по организации создания и обеспечению функционирования групп, в том числе установление порядка рассмотрения и реализации предложений групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
7) проведение анализа состояния дел на предприятии по качеству и конкурентоспособности продукции и определение наиболее актуальных направлений деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
8) определение конкретных подразделений предприятия для создания в них опытных групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
9) оценка подготовленности предприятия к организации и созданию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение).
• Создание групп:
1) формирование опытных групп и назначение их кураторов (заместитель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения);
2) обучение членов опытных групп (заместитель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
|
|
3) обеспечение функционирования опытных первоочередных групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, другие подразделения, кураторы);
4) накопление, обобщение и анализ опыта организации и функционирования опытных групп. Определение более широкого круга направлений и тематики деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
5) определение конкретных участков производства и других производственных и функциональных структур для формирования широкого круга групп (руководитель предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
6) уточнение, корректировка и утверждение НМД по организации создания и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
7) формирование новых групп и назначение их кураторов. Обучение членов новых групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы).
• Функционирование групп.
1) обеспечение деятельности всех групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
2) контроль соблюдения установленного порядка создания и обеспечения функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
3) организация и проведение семинаров и конференций по обмену опытом. Проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
4) обеспечение гласности и пропаганды результатов деятельности групп, обобщение и распространение положительного опыта их работы (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
5) совершенствование деятельности групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы).
В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников. Свои обязанности каждый куратор может осуществлять в одной или нескольких группах. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделений (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.
Возглавлять группу должен наиболее инициативный и квалифицированный работник, избираемый всеми членами группы. Важнейшей его функцией может быть обеспечение активности и конструктивного обсуждения имеющихся проблем всеми работниками, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложениям каждого члена Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в неделю как в рабочее (не более 1-2 часов), так и в нерабочее время. Высшее звено управления формирует координирующее подразделение, на которое возлагается вся оперативная работа по организации и координации работы групп качества, а также обязанность по разработке перечня проблем для решения группами, ведение регистрации и учета поступающих предложений, их тех-
нико-экономическая экспертиза и обеспечение внедрения принятых предложений.
|
|
Организованная работа групп качества может дать значительный эффект, например, как на японских предприятиях. В составе комплекса документации следует иметь Положение о группах качества и конкурентоспособности или СТП «Организация и порядок работы групп качества и конкурентоспособности». Особенностью такого докум ен та должно стать то, что круг деятельности' групп следует определить значительно шире, чем это регламентируется документами для традиционных групп качества.
3.4.6. Инструментарий, используемый группами качества и конкурентоспособности
Результаты деятельности групп качества во многом зависят от используемого инструментария. Так, при проведении анализа и осуществлении поиска наиболее рациональных путей и способов повышения и обеспечения качества они применяют разнообразные методы. Среди них следует назвать методы: системного анализа, структуризации целей, экспертный, расчетный, сравнений, нормативный, моделирования, ФСА, корреляционного и регрессивного анализа, статистического, аналогий, морфологического, генерирования идей, планирования экспериментов, расслоения, графического моделирования и др.
Все эти методы можно классифицировать на методы сбора данных и их обработки. Из всего многообразия методов, безусловно, чаще используются те, которые более просты и доступны. Например, в практике японских кружков качества при проведении анализа и поиска путей повышения и обеспечения качества используется методический инструментарий: метод генерирования идей; метод диаграмм, графиков и гистограмм (метод графического моделирования); метод расслоения.
>Метод генерирования идей. Сущность его заключается в коллективном решении того или иного вопроса в области качества и конкурентоспособности продукции. При использовании данного метода осуществляются обсуждение вопроса и генерирование идей, направленных на его решение, а также оценка и отбор наиболее эффективных идей.
|
|
^Метод диаграмм, графиков и гистограмм. В практике менеджмента в области качества довольно широко применяют (особенно на зарубежных предприятиях) диаграммы, графики, гистограммы и др.
Диаграмма Парето часто помогает выявить причины и факторы, позитивно или негативно влияющие на качество, так как наглядно показывает их в порядке уменьшения значимости. Например, при определении приоритетности девяти стимулов приобретения (реализации) на внутреннем рынке телевизоров отечественного производства и представлении результатов обработки данных в виде диаграммы Парето (рис. 3.4.4) оказалось, что наиболее значимым стимулом для
потребителей (покупателей) является более высокий технический уровень телевизоров (эти данные были получены экспертным методом на основе парных сопоставлений при участии 20 экспертов).
1 2 3-4-5-6- 7 8 9
Обозначения: / - более высокий технический уровень; 2 - более высокий эксплуатационный уровень качества; 3 - меньшие единовременные затраты потребителя (покупателя); 4- более высокий имидж предприятия-изготовителя; 5- более высокий уровень сервиса (в том числе гарантии); 6 - более высокий уровень качества изготовления; 7 - меньшие текущие затраты потребителя; 8 - точные сроки поставки продукции; 9- прочие.
Рис. 3.4.4. Диаграмма Парето для анализа стимулов приобретения (реализации) продукции
Целью построения диаграммы Исикавы яаляегся выявление эффективного способа решения поставленного вопроса. В диаграмме исследуемый вопрос (например, характеристика качества) изображается в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, - наклонными прямыми линиями (стрелками). На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. - малыми наклонными линиями (рис. 3.4.5). Пример диаграммы Исикавы для анализа брака продукции показан на рис. 3.4.6. Порядок построения диаграммы может быть следующим: сначала выбирается исследуемая характеристика качества, конкурентоспособности («узкое место»), и на диаграмму наносят прямую горизонтальную линию; затем определяются причинные факторы первого порядка, влияющие на исследуемую характеристику, и на диаграмму наносят большие наклонные линии; далее определяются причинные факторы
последовательно второго, третьего и последующих порядков, влияющие на причинные факторы первого порядка и т.д., и на диаграмму наносят малые наклонные линии; в заключение выявляется значимость всех причинных факторов, оказывающих влияние на исследуемую характеристику. На основе результатов анализа диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.
Д Е ж
Обозначения: К - наименование характеристики качества; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -причинные факторы (материалы, оборудование условия и т.п.); А, А2,..., Ж2 -причины, обусловливающие причинный фактор А (для следствия А)... (для следствия Ж); Ж,, - причина, обусловливающая причину Ж (для следствия Ж|).
Рис. 3.4.5. Принцип построения причинно-следственной диаграммы (диаграммы Исикавы, т.е. «рыбьего скелета», «рыбьей кости»)
Рис. 3.4.6. Пример упрощенной причинно-следственной диаграммы брака изделия
Графики, отображаемые ломаной линией, обычно используют при изучении характера изменения исследуемой характеристики от време-
ни (рис. 3.4.7). Обрабатывая имеющиеся данные, например, методом наименьших квадратов, можно определить тенденцию изменения характеристики, а в некоторых случаях — дать прогноз ее изменения.
Кривая, характеризующая: тенденцию \ |
Участки, реально характеризующие изменение |
О 3
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Годы Рис. 3.4.7. Характер изменения брака в зависимости от времени
Графики в виде контрольных карт отличаются от обычных наличием линий, называемых границами регулирования (контрольными границами). Контрольные карты чаще всего используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты, применяемые при контроле и регулировании по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества единиц продукции, во втором - единицы продукции делят на несколько групп качества и решение о контролируемой продукции принимают в зависимости от соотношений единиц продукции разных групп. Пример одной из контрольных карт по количественному признаку представлен на рис. 3.4.8.
я р - количество дефектных единиц продукции в выборке
Гарантия регулирования ( d = 8) Разладка техпроцесса
и 2 4 6 8 10 12 14 16
Номер выборки технологического процесса
Обозначения: пр - карта для статистического регулирования технологических процессов методом учета дефектов; d- браковочное число (минимальное число дефектных единиц в выборке, по достижении которого технологический процесс признается разлаженным).
РИС- 3.4.8. Контрольная карта числа дефектных единиц продукции
Как видно на карте, 18-я выборка имеет восемь дефектных единиц продукции, что совпадает с браковочным числом (со значением границ регулирования). Следовательно, в этом случае технологический процесс должен быть признан разлаженным и требующим регулирования.
• Метод расслоения. Это один из наиболее простых статистических методов, используемых для анализа качества продукции на РМ. Сущность данного метода заключается в расслоении данных (группировке) по фактам их получения, причем обработка сгруппированной информации производится по каждой группе отдельно. Например, данные о качестве изготовления изделий (количестве дефектов) на РМ цеха могут быть различными и зависеть от используемого станка, исполнителя, сменности работы, длительности рабочей смены, дня недели и т.д. Все эти факторы могут служить для расслоения информации, например по дефектам. Расслоения эффективнее всего представлять в виде таблиц. Анализ таких расслоений позволяет обоснованно принимать рациональные решения по повышению и обеспечению качества.
Наряду с перечисленными методами в последнее время в связи с распространением компьютеров практическое применение стали находить методы планирования экспериментов, регрессивного и многофакторного ан ализа и др., т.е. методы математической стати-стики и исследования операций.
Компьютерная техника дает возможность с помощью указанных методов различного уровня и сложности решать широкий спектр задач как в области качества, так и конкурентоспособности продукции (проводить анализ рынков, учитывать конкурентов, прогнозировать потребности и т.п.).
При использовании некоторых рассмотренных методов (причинно-следственной диаграммы, диаграммы Парето и др.) решение актуальных проблем в области качества представляет собой ряд последовательно (или параллельно, или последовательно-параллельно) выполняемых работ, осуществляемых группами качества. Общий состав работ групп качества при решении актуальных проблем в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции может быть следующим:
1. Выбор проблемы для решения группой качества.
2. Разработка причинно-следственной диаграммы.
3. Определение заданий членам группы качества.
4. Сбор и анализ информации для выполнения каждого задания.
5. Разработка причинно-следственной диаграммы в соответствии с заданием.
6. Разработка диаграммы Парето по проблеме.
7. Разработка предложений и мероприятий, направленных на ликвидацию недостатков (на основе диаграммы Парето).
8. Получение необходимой помощи при подготовке предложений и мероприятий.
9. Разработка окончательных предложений и мероприятий по
решению проблемы.
10. Внедрение предложений и реализация мероприятий.
11. Анализ и обсуждение технико-экономических и социальных результатов внедрения предложений и реализации мероприятий.
При этом для большинства работ должны быть предусмотрены обратные связи.
Независимо от используемого инструментария при решении той или иной задачи повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности группам качества следует придерживаться определенного порядка, включающего следующие этапы работы (в скобках указаны исполнители работ).
1. Творческий этан работы:
• формирование банка проблем в области качества и конкурентоспособности продукции, требующих решения. Обсуждение проблем и их выбор для решения (заместитель директора по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы групп, группы качества);
• анализ состояния проблемы и предварительное выявление факторов и условий, влияющих на нее (группы качества, подразделения);
• анализ факторов и условий, влияющих на проблему (группы качества, подразделения);
• разработка предложений по решению проблемы и проекта плана мероприятий по их внедрению (группы качества, подразделения);
• обоснование, оформление и подача предложений по решению проблемы (группы качества, БРИЗ, НОТ, технические и экономические службы).
2. Рассмотрение предложений:
• рассмотрение и принятие решения о внедрении (не более двух недель). В случае отклонения предложений — аргументация причин отклонения (технические и экономические службы, руководство предприятия);
• уточнение плана мероприятий по их внедрению по решению проблемы (группы качества, технические и экономические службы и др.);
• утверждение решения о принятии предложений и плана мероприятий о их внедрении (руководитель предприятия).
3. Реализация (диффузия) предложений:
• внедрение, включая подготовку к реализации (производственные и технические службы, группы качества);
• определение и расчет эффектов по результатам реализации предложений (экономические службы);
• составление и утверждение акта об их реализации (производственные, технические и экономические службы);
• материальное и моральное стимулирование групп качества - в соответствии с НМД (руководство предприятия).
На отечественных предприятиях группы качества, специализирующиеся только на качестве изготавливаемой продукции, стали создаваться в соответствии с директивными указаниями с 1986 г. и уже через два-три года формально их можно было насчитать только в Москве, например, около 2-3 тысяч. Формирование групп осуществлялось в производственных подразделениях по бригадам, по целям для решения отдельных задач в области качества, по профессиям, по видам продукции.
Применительно к рыночным условиям, при усилении конкуренции и интеграции в мировую экономику всем управленцам отечественных предприятий крайне важно, просто необходимо, сосредоточить свое внимание на активизации деятельности каждого работающего на решении проблем повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также предприятия в целом как при подготовке системы управления качеством, так и продукции к сертификации. В противном случае такие предприятия может ожидать только банкротство.
3.4.7. Защита прав потребителей и ответственность руководителей и персонала за качество