Организация создания групп качества и конкурентоспособности

Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не ис­ключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений пред­приятия.

В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования, состав работ которых может быть примерно следующим (в скобках указаны исполнители работ).

Подготовительный этап:

1) проведение разъяснительной и информационной работы в коллективах об экономическом и социальном значении групп, прин­ципов и организации их работы, по вопросам стимулирования и по­ощрения (руководство предприятия и подразделений);

2) издание приказа руководителем предприятия об организации работ по созданию и обеспечению функционирования групп (руко­водитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);

3) определение функций и создание координирующего подразде­ления по созданию и обеспечению функционирования групп (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);

4) разработка положения о совете по группам и его формирова­ние (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, за­меститель руководителя по качеству);

5) обучение руководителей и специалистов, участвующих в рабо­те по организации и созданию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);


6) разработка НМД по организации создания и обеспечению функционирования групп, в том числе установление порядка рас­смотрения и реализации предложений групп (заместитель руководи­теля по качеству, координирующее подразделение);

7) проведение анализа состояния дел на предприятии по качеству и конкурентоспособности продукции и определение наиболее акту­альных направлений деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

8) определение конкретных подразделений предприятия для соз­дания в них опытных групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

9) оценка подготовленности предприятия к организации и соз­данию групп (заместитель руководителя по качеству, координирую­щее подразделение).

Создание групп:

1) формирование опытных групп и назначение их кураторов (за­меститель руководителя предприятия, координирующее подразделе­ние, подразделения);

2) обучение членов опытных групп (заместитель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);

3) обеспечение функционирования опытных первоочередных групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, другие подразделения, кураторы);

4) накопление, обобщение и анализ опыта организации и функ­ционирования опытных групп. Определение более широкого круга направлений и тематики деятельности групп (заместитель руководи­теля по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);

5) определение конкретных участков производства и других про­изводственных и функциональных структур для формирования ши­рокого круга групп (руководитель предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);

6) уточнение, корректировка и утверждение НМД по организа­ции создания и обеспечению функционирования групп (руководи­тель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координи­рующее подразделение, подразделения, кураторы);

7) формирование новых групп и назначение их кураторов. Обу­чение членов новых групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подраз­деления, кураторы).


• Функционирование групп.

1) обеспечение деятельности всех групп (руководитель предпри­ятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее под­разделение, подразделения, кураторы);

2) контроль соблюдения установленного порядка создания и обеспечения функционирования групп (руководитель предпри­ятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

3) организация и проведение семинаров и конференций по об­мену опытом. Проведение смотров-конкурсов на лучшую организа­цию работы групп (заместитель руководителя по качеству, коорди­нирующее подразделение);

4) обеспечение гласности и пропаганды результатов деятельно­сти групп, обобщение и распространение положительного опыта их работы (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

5) совершенствование деятельности групп (руководитель пред­приятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы).

В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, на­значаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников. Свои обя­занности каждый куратор может осуществлять в одной или не­скольких группах. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделе­ний (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.

Возглавлять группу должен наиболее инициативный и квалифи­цированный работник, избираемый всеми членами группы. Важней­шей его функцией может быть обеспечение активности и конструк­тивного обсуждения имеющихся проблем всеми работниками, входя­щими в группу, создание в группе уважительного отношения к пред­ложениям каждого члена Рабочие заседания группы следует прово­дить не реже одного раза в неделю как в рабочее (не более 1-2 часов), так и в нерабочее время. Высшее звено управления формирует коор­динирующее подразделение, на которое возлагается вся оперативная работа по организации и координации работы групп качества, а так­же обязанность по разработке перечня проблем для решения группа­ми, ведение регистрации и учета поступающих предложений, их тех-


нико-экономическая экспертиза и обеспечение внедрения принятых предложений.

Организованная работа групп качества может дать значительный эффект, например, как на японских предприятиях. В составе ком­плекса документации следует иметь Положение о группах качества и конкурентоспособности или СТП «Организация и порядок работы групп качества и конкурентоспособности». Особенностью такого докум ен та должно стать то, что круг деятельности' групп следует определить значительно шире, чем это регламентируется документами для тра­диционных групп качества.

3.4.6. Инструментарий, используемый группами качества и конкурентоспособности

Результаты деятельности групп качества во многом зависят от ис­пользуемого инструментария. Так, при проведении анализа и осуществ­лении поиска наиболее рациональных путей и способов повышения и обеспечения качества они применяют разнообразные методы. Среди них следует назвать методы: системного анализа, структуризации целей, экспертный, расчетный, сравнений, нормативный, моделирования, ФСА, корреляционного и регрессивного анализа, статистического, ана­логий, морфологического, генерирования идей, планирования экспе­риментов, расслоения, графического моделирования и др.

Все эти методы можно классифицировать на методы сбора данных и их обработки. Из всего многообразия методов, безусловно, чаще ис­пользуются те, которые более просты и доступны. Например, в практи­ке японских кружков качества при проведении анализа и поиска путей повышения и обеспечения качества используется методический инстру­ментарий: метод генерирования идей; метод диаграмм, графиков и гис­тограмм (метод графического моделирования); метод расслоения.

>Метод генерирования идей. Сущность его заключается в коллек­тивном решении того или иного вопроса в области качества и конкурен­тоспособности продукции. При использовании данного метода осуще­ствляются обсуждение вопроса и генерирование идей, направленных на его решение, а также оценка и отбор наиболее эффективных идей.

^Метод диаграмм, графиков и гистограмм. В практике менедж­мента в области качества довольно широко применяют (особенно на зарубежных предприятиях) диаграммы, графики, гистограммы и др.

Диаграмма Парето часто помогает выявить причины и факторы, позитивно или негативно влияющие на качество, так как наглядно показывает их в порядке уменьшения значимости. Например, при оп­ределении приоритетности девяти стимулов приобретения (реализа­ции) на внутреннем рынке телевизоров отечественного производства и представлении результатов обработки данных в виде диаграммы Парето (рис. 3.4.4) оказалось, что наиболее значимым стимулом для


потребителей (покупателей) является более высокий технический уровень телевизоров (эти данные были получены экспертным мето­дом на основе парных сопоставлений при участии 20 экспертов).

1 2 3-4-5-6- 7 8 9

Обозначения: / - более высокий технический уровень; 2 - более высокий экс­плуатационный уровень качества; 3 - меньшие единовременные затраты потреби­теля (покупателя); 4- более высокий имидж предприятия-изготовителя; 5- более высокий уровень сервиса (в том числе гарантии); 6 - более высокий уровень каче­ства изготовления; 7 - меньшие текущие затраты потребителя; 8 - точные сроки поставки продукции; 9- прочие.

Рис. 3.4.4. Диаграмма Парето для анализа стимулов приобретения (реализации) продукции

Целью построения диаграммы Исикавы яаляегся выявление эффектив­ного способа решения поставленного вопроса. В диаграмме исследуемый вопрос (например, характеристика качества) изображается в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, - наклонными прямыми линиями (стрелками). На диа­грамме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. - малыми наклонными линиями (рис. 3.4.5). Пример диаграммы Исикавы для анализа брака про­дукции показан на рис. 3.4.6. Порядок построения диаграммы может быть следующим: сначала выбирается исследуемая характеристика качества, конкурентоспособности («узкое место»), и на диаграмму наносят прямую горизонтальную линию; затем определяются причинные факторы первого порядка, влияющие на исследуемую характеристику, и на диаграмму нано­сят большие наклонные линии; далее определяются причинные факторы


последовательно второго, третьего и последующих порядков, влияющие на причинные факторы первого порядка и т.д., и на диаграмму наносят малые наклонные линии; в заключение выявляется значимость всех причинных факторов, оказывающих влияние на исследуемую характеристику. На ос­нове результатов анализа диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.

Д Е ж

Обозначения: К - наименование характеристики качества; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -причинные факторы (материалы, оборудование условия и т.п.); А, А2,..., Ж2 -причины, обусловливающие причинный фактор А (для следствия А)... (для след­ствия Ж); Ж,, - причина, обусловливающая причину Ж (для следствия Ж|).

Рис. 3.4.5. Принцип построения причинно-следственной диаграммы (диаграммы Исикавы, т.е. «рыбьего скелета», «рыбьей кости»)

Рис. 3.4.6. Пример упрощенной причинно-следственной диаграммы брака изделия

Графики, отображаемые ломаной линией, обычно используют при изучении характера изменения исследуемой характеристики от време-


ни (рис. 3.4.7). Обрабатывая имеющиеся данные, например, методом наименьших квадратов, можно определить тенденцию изменения ха­рактеристики, а в некоторых случаях — дать прогноз ее изменения.


Кривая, характеризующая: тенденцию \

Участки, реально характеризующие изменение

О 3


1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Годы Рис. 3.4.7. Характер изменения брака в зависимости от времени

Графики в виде контрольных карт отличаются от обычных наличи­ем линий, называемых границами регулирования (контрольными грани­цами). Контрольные карты чаще всего используются при контроле ка­чества продукции и регулировании технологических процессов. В зави­симости от вида контроля различают контрольные карты, применяемые при контроле и регулировании по количественному (в том числе аль­тернативному) и качественному признакам. В первом случае использу­ются численные значения показателей качества единиц продукции, во втором - единицы продукции делят на несколько групп качества и ре­шение о контролируемой продукции принимают в зависимости от со­отношений единиц продукции разных групп. Пример одной из кон­трольных карт по количественному признаку представлен на рис. 3.4.8.

я р - количество дефектных единиц продукции в выборке
Гарантия регулирования (
d = 8) Разладка техпроцесса

и 2 4 6 8 10 12 14 16

Номер выборки технологического процесса

Обозначения: пр - карта для статистического регулирования технологических процессов методом учета дефектов; d- браковочное число (минимальное число дефектных единиц в выборке, по достижении которого технологический процесс признается разлаженным).

РИС- 3.4.8. Контрольная карта числа дефектных единиц продукции


Как видно на карте, 18-я выборка имеет восемь дефектных еди­ниц продукции, что совпадает с браковочным числом (со значением границ регулирования). Следовательно, в этом случае технологиче­ский процесс должен быть признан разлаженным и требующим регу­лирования.

Метод расслоения. Это один из наиболее простых статистиче­ских методов, используемых для анализа качества продукции на РМ. Сущность данного метода заключается в расслоении данных (груп­пировке) по фактам их получения, причем обработка сгруппирован­ной информации производится по каждой группе отдельно. Напри­мер, данные о качестве изготовления изделий (количестве дефектов) на РМ цеха могут быть различными и зависеть от используемого станка, исполнителя, сменности работы, длительности рабочей сме­ны, дня недели и т.д. Все эти факторы могут служить для расслоения информации, например по дефектам. Расслоения эффективнее всего представлять в виде таблиц. Анализ таких расслоений позволяет обоснованно принимать рациональные решения по повышению и обеспечению качества.

Наряду с перечисленными методами в последнее время в связи с распространением компьютеров практическое применение стали находить методы планирования экспериментов, регрессивного и многофакторного ан ализа и др., т.е. методы математической стати-стики и исследования операций.

Компьютерная техника дает возможность с помощью указанных методов различного уровня и сложности решать широкий спектр за­дач как в области качества, так и конкурентоспособности продукции (проводить анализ рынков, учитывать конкурентов, прогнозировать потребности и т.п.).

При использовании некоторых рассмотренных методов (причин­но-следственной диаграммы, диаграммы Парето и др.) решение ак­туальных проблем в области качества представляет собой ряд после­довательно (или параллельно, или последовательно-параллельно) выполняемых работ, осуществляемых группами качества. Общий со­став работ групп качества при решении актуальных проблем в облас­ти обеспечения качества и конкурентоспособности продукции может быть следующим:

1. Выбор проблемы для решения группой качества.

2. Разработка причинно-следственной диаграммы.

3. Определение заданий членам группы качества.

4. Сбор и анализ информации для выполнения каждого задания.

5. Разработка причинно-следственной диаграммы в соответствии с заданием.

6. Разработка диаграммы Парето по проблеме.


7. Разработка предложений и мероприятий, направленных на ли­квидацию недостатков (на основе диаграммы Парето).

8. Получение необходимой помощи при подготовке предложений и мероприятий.

9. Разработка окончательных предложений и мероприятий по
решению проблемы.

10. Внедрение предложений и реализация мероприятий.

11. Анализ и обсуждение технико-экономических и социальных результатов внедрения предложений и реализации мероприятий.

При этом для большинства работ должны быть предусмотрены обратные связи.

Независимо от используемого инструментария при решении той или иной задачи повышения и обеспечения качества и конкуренто­способности группам качества следует придерживаться определенно­го порядка, включающего следующие этапы работы (в скобках ука­заны исполнители работ).

1. Творческий этан работы:

• формирование банка проблем в области качества и конкуренто­способности продукции, требующих решения. Обсуждение про­блем и их выбор для решения (заместитель директора по качест­ву, координирующее подразделение, подразделения, кураторы групп, группы качества);

• анализ состояния проблемы и предварительное выявление факторов и условий, влияющих на нее (группы качества, под­разделения);

• анализ факторов и условий, влияющих на проблему (группы ка­чества, подразделения);

• разработка предложений по решению проблемы и проекта плана мероприятий по их внедрению (группы качества, под­разделения);

• обоснование, оформление и подача предложений по решению проблемы (группы качества, БРИЗ, НОТ, технические и эконо­мические службы).

2. Рассмотрение предложений:

• рассмотрение и принятие решения о внедрении (не более двух недель). В случае отклонения предложений — аргументация причин отклонения (технические и экономические службы, ру­ководство предприятия);

• уточнение плана мероприятий по их внедрению по решению проблемы (группы качества, технические и экономические службы и др.);

• утверждение решения о принятии предложений и плана меро­приятий о их внедрении (руководитель предприятия).


3. Реализация (диффузия) предложений:

• внедрение, включая подготовку к реализации (производствен­ные и технические службы, группы качества);

• определение и расчет эффектов по результатам реализации предложений (экономические службы);

• составление и утверждение акта об их реализации (производст­венные, технические и экономические службы);

• материальное и моральное стимулирование групп качества - в соответствии с НМД (руководство предприятия).

На отечественных предприятиях группы качества, специализи­рующиеся только на качестве изготавливаемой продукции, стали создаваться в соответствии с директивными указаниями с 1986 г. и уже через два-три года формально их можно было насчитать только в Москве, например, около 2-3 тысяч. Формирование групп осуще­ствлялось в производственных подразделениях по бригадам, по це­лям для решения отдельных задач в области качества, по професси­ям, по видам продукции.

Применительно к рыночным условиям, при усилении конкурен­ции и интеграции в мировую экономику всем управленцам отечест­венных предприятий крайне важно, просто необходимо, сосредото­чить свое внимание на активизации деятельности каждого работаю­щего на решении проблем повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также предприятия в целом как при подготовке системы управления качеством, так и продукции к сертификации. В противном случае такие предприятия может ожи­дать только банкротство.

3.4.7. Защита прав потребителей и ответственность руководителей и персонала за качество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: