При системном подходе к построению и функционированию автоматизированной информационной подсистемы управления каче- ством информацию следует представлять в максимально приближенном к машиноориентированному виду. Такой подход предусматривает обмен информацией по прямым и обратным каналам связи как внутри каждой из субподсистем, подсистем и системы управления качеством в целом, так и с любой из подсистем и систем более высоких уровней управления.
Для решения задач информационного обеспечения систем управления качеством на предприятии исключительно важное место занимают компьютерные и сетевые технологии, которые могут повысить эффективность осуществления процессов обеспечения качества внутри предприятия и взаимодействие с партнерами, потребителями и другими структурами. Наиболее перспективным применением компьютерных и сетевых технологий является интеграция связей внутренней сети, построенной на базе технологий интранет (с соз-
данием внутренней структуры универсального портала предприятия), с интернет и экстранет (с построением внешней структуры портала предприятия).
Использование современных информационных технологий по сравнению с традиционными позволяет получить как временной эффект, так и экономический.
Очевидно, что в автоматизированном (или автоматическом) режиме доступ к информации без участия управленческого персонала должен дозироваться.
Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности унифицированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели. При этом всю информацию, используемую при управлении качеством, целесообразно классифицировать по видам, например показатели КП, услуг и труда; внутренняя информация (отказы при испытаниях продукции, дефекты и брак при изготовлении, производственные потери и др.); внешняя информация (замечания по эксплуатации, наличие рекламаций, требования потребителей и др.).
Состав и содержание информационного обеспечения управления качеством определяется продукцией, услугами и их свойствами, организационной структурой управления предприятием и функциями системы управления качеством. Оно должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления производством. Необходимо отметить характерные недостатки информационного обеспечения. Во-первых, отсутствует достаточно полная научно-техническая и экономическая информация о техническом уровне продукции, лучших аналогах за рубежом, затратах на качество. Во-вторых, поступает информация, которая не всегда используется разработчиками при проектировании новой продукции. В-третьих, информационное обеспечение недостаточно полно регламентировано НТД, в частности СТП. В-четвертых, не отвечают современным требованиям автоматизированные системы сбора и обработки информации о качестве. В основном, автоматизируются только частные задачи учета качества труда, потерь от брака и рекламаций, в меньшей степени автоматизированы процессы УК на стадии исследования и проектирования (особенно при прогнозировании потребностей технического уровня и планировании повышения качества), при исследовании изделий в условиях эксплуатации.
Анализ информации по качеству, проведенный по данным статистической отчетности ряда предприятий промышленного характера, показал конкретные направления по совершенствованию инфор-
мационного обеспечения системы управления качеством. Основными из них являются:
• разработка и использование в производстве единого классификатора дефектов и возможных причин брака (их примеры приведены в табл. 3.5.1, 3.5.2);
• унификация исовершенствование действующей отчетно-учетной документации по качеству, находящейся в обращении;
• применение метода диаграмм Парето в технико-экономическом анализе КП;
• типизация форм отчетности по качеству; внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о надежности.
Таблица 3.5.1
Классификатор дефектов продукции
Характеристика группы дефектов
Малозначительные дефекты продукции (существенно не влияют на использование продукции по назначению и надежность)
Значительные дефекты продукции (существенно влияют на использование продукции по назначению и надежность)
Критические дефекты (использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо)
Значимость дефекта, по мнению потребителя
Малозначимый скрытый дефект (несущественный дефект, потребителем, как правило, не замечается и практически не требует устранения)
Малозначимый видимый дефект (несущественный дефект; обнаруживается обычно потребителем и, как правило, требует устранения)
Значимый (существенный дефект; обнаруживается потребителем и требует устранения)
Очень значимый (может привести к отказу, но практически не влияет на безопасность и экологию)
Исключительно значимый (может привести к отказу и влияет на безопасность и экологию)
Номер
группы
дефектов
Оценка, балл