Принципиальные положения автоматизации информационного обеспечения управления качеством

При системном подходе к построению и функционированию ав­томатизированной информационной подсистемы управления каче- ством информацию следует представлять в максимально приближенном к машиноориентированному виду. Такой подход предусматривает об­мен информацией по прямым и обратным каналам связи как внутри каждой из субподсистем, подсистем и системы управления качеством в целом, так и с любой из подсистем и систем более высоких уровней управления.

Для решения задач информационного обеспечения систем управления качеством на предприятии исключительно важное место занимают компьютерные и сетевые технологии, которые могут повы­сить эффективность осуществления процессов обеспечения качества внутри предприятия и взаимодействие с партнерами, потребителями и другими структурами. Наиболее перспективным применением компьютерных и сетевых технологий является интеграция связей внутренней сети, построенной на базе технологий интранет (с соз-


данием внутренней структуры универсального портала предпри­ятия), с интернет и экстранет (с построением внешней структуры портала предприятия).

Использование современных информационных технологий по сравнению с традиционными позволяет получить как временной эффект, так и экономический.

Очевидно, что в автоматизированном (или автоматическом) ре­жиме доступ к информации без участия управленческого персонала должен дозироваться.

Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности унифицированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели. При этом всю информацию, используемую при управлении качеством, целесообразно классифицировать по видам, например показатели КП, услуг и труда; внутренняя информация (отказы при испытаниях продукции, дефекты и брак при изготов­лении, производственные потери и др.); внешняя информация (замечания по эксплуатации, наличие рекламаций, требования потребителей и др.).

Состав и содержание информационного обеспечения управле­ния качеством определяется продукцией, услугами и их свойства­ми, организационной структурой управления предприятием и функциями системы управления качеством. Оно должно осущест­вляться на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления производством. Необходимо отметить характерные недостатки информационного обеспечения. Во-первых, отсутствует достаточно полная научно-техническая и экономическая инфор­мация о техническом уровне продукции, лучших аналогах за рубе­жом, затратах на качество. Во-вторых, поступает информация, кото­рая не всегда используется разработчиками при проектировании но­вой продукции. В-третьих, информационное обеспечение недоста­точно полно регламентировано НТД, в частности СТП. В-четвертых, не отвечают современным требованиям автоматизированные систе­мы сбора и обработки информации о качестве. В основном, авто­матизируются только частные задачи учета качества труда, потерь от брака и рекламаций, в меньшей степени автоматизированы процессы УК на стадии исследования и проектирования (особен­но при прогнозировании потребностей технического уровня и планировании повышения качества), при исследовании изделий в условиях эксплуатации.

Анализ информации по качеству, проведенный по данным ста­тистической отчетности ряда предприятий промышленного харак­тера, показал конкретные направления по совершенствованию инфор-


мационного обеспечения системы управления качеством. Основными из них являются:

• разработка и использование в производстве единого классифика­тора дефектов и возможных причин брака (их примеры приве­дены в табл. 3.5.1, 3.5.2);

• унификация исовершенствование действующей отчетно-учетной документации по качеству, находящейся в обращении;

• применение метода диаграмм Парето в технико-экономическом анализе КП;

• типизация форм отчетности по качеству; внедрение автомати­зированной системы сбора и обработки информации о на­дежности.

Таблица 3.5.1

Классификатор дефектов продукции


Характеристика группы дефектов

Малозначительные дефекты продукции (су­щественно не влияют на использование про­дукции по назначе­нию и надежность)

Значительные дефек­ты продукции (суще­ственно влияют на ис­пользование продукции по назначению и на­дежность)

Критические дефекты (использование продук­ции по назначению практически невозмож­но или недопустимо)


Значимость дефекта, по мнению потребителя

Малозначимый скрытый де­фект (несущественный де­фект, потребителем, как пра­вило, не замечается и прак­тически не требует устра­нения)

Малозначимый видимый де­фект (несущественный де­фект; обнаруживается обыч­но потребителем и, как правило, требует устране­ния)

Значимый (существенный дефект; обнаруживается по­требителем и требует уст­ранения)

Очень значимый (может привести к отказу, но практически не влияет на безопасность и экологию)

Исключительно значимый (может привести к отказу и влияет на безопасность и экологию)


Номер

группы

дефектов


Оценка, балл



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: