Под воздействием различных условий и факторов с течением времени заинтересованность, внимание и требовательность к повы-317
шению и обеспечению качества со стороны менеджеров за рубежом и отечественных руководящих работников претерпевали изменения. Все эти изменения отношений менеджеров и руководящих работников можно объединить в ретроспективном и перспективном планах в несколько последовательных этапов.
1. Эпизодически локальный этап. Менеджеры и руководящие работники принимают управленческие решения и осуществляют воздействие эпизодически, причем локального характера и узкой направленности, что обусловливается только крайней необходимостью устранения ярко выраженных недоработок в области КП. Очевидно, что в этот период высшее звено управления самое серьезное внимание уделяет объемным показателям производства, а не повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности, т.е. этап характеризуется дефицитом продукции и практически отсутствием конкуренции.
|
|
2. Командно-комплексный этап. Он характеризуется желанием со стороны руководства предприятий использовать не локальное, а комплексное управляющее воздействие на повышение и обеспечение КП, потому что такое отношение менеджеров и руководителей определяется объективной необходимостью решения проблем качества. Применительно к нашим предприятиям данный этап малоэффективен, так как командные решения не воспринимаются остальными руководящими работниками и членами трудового коллектива. К тому же малоинициативными оказываются и руководители высшего звена управления, потому что решения эти принимались формально, по указаниям вышестоящих инстанций. Для многих предприятий отечественной промышленности рассматриваемый этап закончился с децентрализацией управления промышленностью. В актив данного этапа можно отнести разработку важнейших теоретических положений комплексного подхода к управлению качеством и апробацию их на многих предприятиях различных отраслей промышленности.
3. Всеобщеинициативный этап. Проявляются всеобщий интерес и
внимание к качеству как со стороны членов трудового коллектива,
так и менеджеров, при изменении отношения собственности и зна
чительной заинтересованности работающих в конечных результатах
деятельности предприятия. При таком отношении достигаются ощу
тимые положительные сдвиги в повышении качества. Менеджеры
высшего звена принимают минимальное количество каких-либо
принудительных мер оперативного характера, так как это компенси
руется активным участием менеджеров среднего и низового звеньев и
всех работников. Для наших предприятий рассматриваемый этап -
дело будущего, когда изменения отношения собственности, рыноч
ные условия и конкуренция станут реальностью. Однако и на этом
|
|
этапе менеджеры должны достаточно эффективно способствовать стимулированию производства высококачественной продукции.
4. Профессионально-инициативный этап. Он характеризуется максимальной требовательностью менеджеров всех звеньев к повышению качества и обеспечению конкурентоспособности продукции при одновременном серьезном отношении всех работающих к решению самого приоритетного направления деятельности предприятия в условиях жесткой конкуренции. Наряду с требовательностью каждый менеджер и работник должны обладать высоким профессионализмом, больше уделять внимания проблемам качества. Инициативность примерно такая же, как на предыдущем этапе, но темпы роста повышения качества в начале этапа весьма несущественны. Это определяется тем, что интерес и инициативность подойдут к своему насыщению, пределу, поэтому необходимость высокого профессионализма и требовательности при достигшей предела инициативности — объективное явление.
5. Системно-глубинный этап. Е г о особенностью является то, ч т о для дальнейшего повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции требуются не только профессионализм и инициативность, но и эффективное стимулирование анализа и более системно-глубинное изучение процессов повышения качества, поощрение коллективных действий по определению и ликвидации недостатков, использование передового опыта в этой области. Должна возрасти роль менеджеров в реальном воплощении системной концепции менеджмента в области качества и конкурентоспособности, проявления с их стороны большей инициативы и поддержки коллектива по постоянному систематическому совершенствованию системного подхода к решению проблем качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Нашим промышленным предприятиям трудно найти место среди перечисленных этапов, т.е., по существу, они находятся вне этапов. Связано это с тем состоянием дел в области качества, которое сложилось в результате происшедших кризисных явлений в экономике, вызванных политическими решениями при переходе к рыночным отношениям и, как следствие, деформированием и соответственным ухудшением производственных отношений, снижением общей и личной требовательности к качеству труда и продукции. «Выпадание» отечественных предприятий из этапного развития отношений к качеству не связано с теми объективными тенденциями, которые должны были бы проявиться при исторически нормальном развитии экономики. При последовательно развивающихся формах собственности, улучшающих отношение человека к средствам производства и результатам своего труда отечественное производство должно было бы находиться в начале 1990-х гг. на первых ступенях третьего этапа.
Вместе с тем стабилизация экономической деятельности в соответствии с объективными законами и закономерностями развития общества и производства сравнительно быстро поставит все наши предприятия на реально достигнутый этап.
Таким образом, при осуществлении обеспечения управления персоналом следует учитывать те изменения в отношениях зарубежных менеджеров и российских руководителей к управлению качеством, которые объективно происходят в практике управления. Наряду с этим представляется целесообразным определить понимание и реальные приоритетные направления деятельности менеджеров и руководителей предприятий, выбираемые ими. Так, отечественные руководители в 1990-Х гг. достаточно полно осознавали значимость КП и его приоритетность в условиях рынка и конкуренции среди других важнейших направлений деятельности. Однако практические действия отечественных руководителей в отношении приоритетных рассматриваемых направлений отличаются от тех, которые могли бы быть при следовании руководителей теоретически осознанному выбору. Приоритетность повышения и обеспечения качества в деятельности руководителей каждого звена управления предприятием потребует от них проявления новых свойств, которые сейчас у многих отсутствуют или не развиты. К таким свойствам следует отнести демократическое сознание и поведение, уважение к отдельной личности и ориентировку на личность подчиненного, плюрализм, видение перспективности решений в области качества, обоснованный риск и экономическую расчетливость в вопросах качества, критичность и самокритичность решений по качеству, восприятие и стремление реализовать современную концепцию управления качеством и др.
|
|
Независимо от этапов и приоритетов в нынешних условиях и тем более при дальнейшем развитии рыночных отношений специалист в области управления качеством по сравнению со своими коллегами -специалистами в других областях менеджмента должен обладать позитивными свойствами, внутренне исповедывать и выполнять в работе с подчиненными и коллегами, общении с потребителями и партнерами определенные правша, выработанные и апробированные практикой менеджмента и жизнью. Ряд таких правил, с учетом рекомендаций Д. Карнеги, кратко можно сформулировать так:
• проявлять уважение к потребителям, партнерам-смежникам, коллегам и подчиненным, дорожить их доверием;
• быть точным, пунктуальным и обязательным;
• проявлять общую культуру, здравый смысл и профессиональную компетентность (знания, умения и навыки);
• стремиться к успехам в области качества и конкурентоспособности на длительное время, а не к сиюминутной выгоде;
• уметь ставить цели по управлению качеством и конкурентоспособности, уметь анализировать ход достижения и достигать их;
|
|
• создавать в коллективе творческую, деловую обстановку и т.д.
Наряду с выполнением данных правил, реализацией принципов управления качеством и требований к руководителям в условиях рыночных отношений крайне важно объективно воспринимать и стремиться на практике реализовать концепцию системного управления качеством. По существу, современную концепцию управления качеством правильно должен воспринимать каждый работник предприятия, это должно также стать одной из целей обучения специалистов. При этом в понимание такой концепции каждым работником необходимо заложить следующее: необходимость знаний основ современного системного управления качеством и их наличие у каждого работающего; внутреннюю убежденность в необходимости только высококачественно выполнять свои обязанности, независимо от занимаемой должности; убежденность в приоритетности качества среди других направлений деятельности во имя более полного удовлетворения потребностей и получения на этой основе прибыли; уверенность в том, что более полезно и целесообразно предупреждать, заранее не допускать дефекты и брак, а не исправлять их. Следует четко понимать: нужно делать все возможное для потребителя, чтобы он был доволен, и удовлетворять его потребности, так как без потребителя не будет прибыли. Выяснение понимания каждым работником предприятия современной концепции целесообразнее начинать с распространения, заполнения и обработки специальной анкеты, в которой в доходчивой и простой форме могли бы быть поставлены вопросы или утверждения для однозначных ответов («да» или «нет», «правильно» или «неправильно»).
Эффективность деятельности и авторитет современного менеджера определяются прежде всего именно умением реализовать требуемую для условий рынка и конкуренции концепцию, наличием у него совокупности чисто человеческих и профессиональных свойств, а не правами, полномочиями и должностным статусом менеджера. Поэтому представляет интерес и практическую целесообразность сопоставление наиболее характерных свойств, присущих большинству зарубежных менеджеров и нашим руководящим работникам предприятий. На основе такого сравнения следует избрать наиболее нужные свойства (научные, технические, экономические, организационные, социально-психологические, экологические) и интегрировать их в каждом руководителе. Кроме того, управленческий состав должен уметь использовать свои лучшие свойства, знания, весь прогрессивный арсенал способов мотивации, стимулирования и активизации труда каждого работника, даже интуицию, системно воспринимая и решая проблемы качества.
3.4.3. Мотивсщионное обеспечение управления качеством
Эффективность управления качеством во многом зависит от его мотивационного обеспечения. Основу рассматриваемого обеспече-
ния составляют используемые способы мотивации качества, которые в своей совокупности следует отнести к смешанным методам управления качеством. Основных причин, которые побуждают работать человека высококачественно, сравнительно много. Среди них можно выделить его внутреннее желание, возможности и квалификацию, но особенно существенным во всем этом является побуждение человека к такому труду, т.е. мотивация. Очевидно, что для этого надо знать и использовать мотивы человека. Вместе с тем, постоянное длительное применение одних и тех же мотивов может мотивацию к высококачественному труду превратить, в конечном итоге, в демотивацию.
Для понимания мотивации качества раскроем несколько основных терминов (табл. 3.4.1).
ТаблицаЗ.4.1 Основные термины и определения по мотивации качества
Термин Потребности
Интерес
(от лат. interest
имеет значение)
Мотив
Определение термина
Необходимость, нужда в чем-либо, забота человека о необходимых средствах и условиях для своего определенного уровня существования и самосохране- ния в жизненной и социальной среде Конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действо- вать. чтобы удовлетворить данную потребность Побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов, представляющих собой образ желаемых человеком благ, которые будут достигнуты в определенных условиях при выполнении им соответствующих действий.
Структура мотивов трудового действия формируется из трех основных компонентов:
1) отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);
2) отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
3) отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.
Выбор человеком варианта своего поведения зави
сит не только от ожидаемого вознаграждения, но и
от цены, платы за результаты ___________________
Окончание табл. 3.4.1
Термин | Определение термина |
Побуждение | Ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность |
Стимул (от лат. stimulus — «погонялка») | Побуждение к действию; стимулировать, значит, поощрять, служить побудительной причиной. Одним из примеров стимула может являться пожизненный найм с приближением к собственности и распределению результатов деятельности |
Стимулирование | Способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В общем плане стимулирование - совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний |
Мотивация качества | Процесс создания мотивов и стимулов отдельному человеку или группе людей, побуждающих их достигать поставленные цели в области качества. В процессе мотивации участвуют потребности и мотивы. Потребности — это внутреннее побуждение к действию |
Фактор мотивации качества | Наиболее существенное обстоятельство, влияющее на процесс мотивации качества |
Метод мотивации качества | Способ, прием осуществления побудительной деятельности персонала по достижению целей в области качества. В практике используют, в основном, экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические методы мотивации, но чаще применяют смешанные методы |
Рис. 3.4.2. Мотивационный процесс качества |
Взаимодействие основных компонентов мотивации качества образует мотивационный процесс (рис. 3.4.2).
Современные известные общие теории мотивации труда подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать. В процессуальных теориях мотивации поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожидания возможных последствий выбранного ею типа поведения, связанного с данной ситуацией.
К представителям первой категории теории относятся Абрахам Маслоу, Дэвид Мак Клелланд, Фредерик Герцберг, ко второй категории относятся теории справедливости, теории ожидания и модель мотивации Портера-Лоулера.
• Теория справедливости основывается на том, что люди субъективно всегда соизмеряют результаты вознаграждения с затраченными собственными усилиями, а также с вознаграждениями других людей, выполняющих такую же работу. Если сравнение показывает дисбаланс, то это сказывается на уровне качества, производительности и эффективности труда Восстанавливается баланс снижением либо уровня качества, либо производительности труда либо усилением его мотивации.
• Теория мотивации Маслоу основана на иерархии потребностей. Разработанную им систему иерархии иногда называют «лестницей Маслоу», основанной на первичных (физиологических - еда, жилище, отдых и т.п.; безопасности и защищенности) и вторичных потребностях человека (социальных - на причастности и принадлежности к делу; поддержке, уважении; признании достижений; самовыражении, реализации).
• Теория потребностей МакКлелланда делает упор на потребности высшего уровня. Он выделял три потребности: власть, успех, причастность. У разных людей могут преобладать те или иные из этих потребностей.
+Двухфакторная теория Герцберга рассматривает мотивацию, формируемую под влиянием двух групп факторов: «мотиваторов» и «гигиенических факторов». К «мотиваторам» относятся: признание и одобрение результатов работы; возможности творческого и делового роста; продвижение по службе; успех; высокая степень ответственности. К «гигиеническим факторам» относятся: политика предприятия; рабочее окружение; заработная плата; отношение коллег; отношение с руководством; контроль за работой. «Гигиенические факторы» связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а «мотиваторы» - с характером и сущностью работы.
• Теория ожидания (разработана В. Врумом) основывается на по
нятии ожидания, рассматриваемого как оценка данной личностью
определенного события, и включает действие трех факторов: ожида-
ния в отношении затрат труда и результатов труда; ожидания в отношении результатов и вознаграждения; валентности, т.е. степени удовлетворенности вознаграждением. Чем больше оправдываются ожидания, чем выше валентность, тем эффективнее мотивация.
► Модель Портера-Лоулера представляет комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости. Процесс мотивации зависит от действия пяти переменных: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатом. Человек удовлетворяет свои потребности через вознаграждение за достигнутые результаты. Согласно модели Портера-Лоулера, результаты зависят от трех переменных: усилий, способностей и осознания своей роли в процессе труда.
С точки зрения мотивационного воздействия на индивида различные факторы, влияющие на качество труда, могут быть сведены к трем главным: работоспособность (возможности, квалификация индивида), желание и готовность к работе и условия труда.
Принято выделять два основных подхода к воздействию на поведе- ние людей. Д. Мак Грегор назвал их теориями Хи У.
Теория X— авторитарный тип управления, ведущий к прямому ре-гулированию и жесткому контролю. Поведение личности, на котором базируется теория X, характеризуется следующими основными чертами: человек изначально не любит работать и будет избегать работы, поэтому его следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.
Теория Y основ ан а на демократическом стиле: де ле ги рова ни е по л- номочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, признание при решении проблем того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий. Противоположное поведение личности состоит в том, что работа для человека - естественное состояние и потребность, внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации, человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности,- это основа типа управления У.
Теории X и У основываются на двух полярных воззрениях на человеческое поведение. Личности, психологический тип поведения которых определен как X, необходим авторитарный стиль управления, и наоборот, поведение по типу Гтребует более демократического управленческого воздействия.
В 1981 г. Оучи предложил еще один подход - теорию Z, которая использует особенности японского стиля управления, что позволило через развитие систем мотивации и анализ опыта японских предприятий сформировать два основных типа организационного управления: А и г(табл. 3.4.2).
Таблица 3.4.2 Основные составляющие типов организационного управления Аи Z
Тип А Тип Z
Найм на короткий срок Найм на длительный срок
Индивидуальное принятие решений Коллективное принятие решений
Конкретная формализованная Неявная, неформализованная про-
оценка цедура оценки
Индивидуальная ответственность Индивидуальная ответственность
Частая оценка работы и продвижение Нечастая оценка работы и продвижение
Специализированная карьера Неспециализированная карьера
Частичная забота о людях Всесторонняя забота о людях
Эти два типа используют следующие виды организаций:
тип А - американская типичная организация, которая является бюрократической по структуре. Она основана на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождается отчуждением и недостаточной производительностью;
тип Z - организация является американской разновидностью японского подхода. Для нее характерна философия «доверие, такт и близость».
Тот или иной менеджер, используя в практике своей работы соответствующие положения и подходы приведенных выше теорий и учитывая свои реальные свойства, в зависимости от целей, стратегии и ситуации может добиваться успехов, нередко не обладая в полной мере некоторыми идеальными свойствами.
Спектр мотивов, способствующих повышению активизации, повышению качества и производительности труда, может быть весьма широк. Специалисты выделяют различную номенклатуру мотивов, например:
• справедливое материальное вознаграждение;
• возможность повышения в должности;
• расширение властных полномочий;
• присвоение титулов, званий и т.п.;
• служебное признание;
• наличие служебного автомобиля;
• наличие престижного кабинета;
• долгосрочные трудовые договоры и гарантии сохранения рабочего места;
• льготный выход на пенсию и повышенный ее размер;
• возможности повышения квалификации и профессионализма;
• выполнение интересной работы;
• нормальный производственный климат;
• удовлетворяющий разумный стиль руководства и т.п.
Мотивами также могут быть:
1) спонтанные премии, которые, несмотря на свою традиционность, не утратили привлекательности для многих работников. Принцип сам по себе прост. Руководитель платит за особые заслуги и результаты деятельности сотрудника практически немедленно и, в общем, неожиданно для него. Работник начинает осознавать, что его неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Такая форма позволяет достичь удивительных результатов даже в отношении тех сотрудников, которые избалованы успехами и премиями. Правда, при этом следует соблюдать одно условие: выполненную работу и неожиданную выплату не должен разделять слишком большой промежуток времени;
2) дополнительная оплата, которая используется там, где требуется, чтобы заинтересованность и творческие способности работника проявились в новых областях труда. Это могут быть разовые проекты или специальные мероприятия. Некоторые фирмы выплачивают по ним, помимо годового вознаграждения, дополнительные суммы;
3) особый статус, который, как правило, постоянно приносит сюрпризы, так как связан с воздействием на внешнюю среду. Благодаря определенному статусу сотрудник может выделяться среди коллег. Марка автомобиля, обстановка и размер кабинета, участие в международных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж, неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Использовать этот метод следует осторожно. Следует отметить, что частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям, конфликтам вплоть до увольнения. То, что раньше работало как стимул, становится антистимулом;
4) мотивация через уверенность, вызывающая у различных л ю д е й неодинаковую восприимчивость к тем или иным методам мотивации. Возраст сотрудника при этом часто играет весьма существенную роль. Отражаются на мотивации и глобальные события, например экономические кризисы. В подобные периоды может возрасти роль таких факторов, как уверенность в работе на своем рабочем месте, долгосрочные трудовые договоры, предусматривающие крупные
суммы компенсации, обеспечение старости и т.п. Для закрепления квалифицированных кадров на предприятии часто используются указанные выше факторы.
Зарубежный и отечественный опыт показал, что трудовую деятельность менеджера стимулируют к хорошей работе различные мотивы. Например, по данным американского ученого-психолога Стивена Рейсса людей в жизни направляют 16 мотивов: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, стремление к экономии, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения, спокойствие.
С учетом вышеуказанных мотивов можно привести примерно с ле дующи набор мотивов без учета их приоритетности:
1) престиж;
2) удовольствие, удовлетворение;
3) расширение властных полномочий и влияния;
4) присутствие элемента состязательности;
5) возможность самореализации как личности;
6) высокий жизненный уровень, обеспечиваемый справедливой высокой оплатой труда;
7) возможности для карьеры;
8) самостоятельность;
9) условия для реализации своих идей;
10) выполнение интересной работы;
11) продолжительный отпуск;
12) короткий рабочий день;
13) гибкий рабочий график;
14) служебное и общественное признание;
15) здоровый рабочий климат;
16) долгосрочные трудовые договоры и гарантии сохранения рабочего места;
17) хорошее обеспечение в старости, льготный выход на пенсию и повышенный ее размер;
18) удовлетворяющий разумный стиль управления;
19) хорошие санитарно-гигиенические условия труда;
20) степень автоматизации труда;
21) перспектива на жилье;
22) сплоченный коллектив;
23) спокойная работа с четко определенным кругом обязанностей;
24) соответствие личных интересов результатам выполняемой работы;
25) присвоение титулов, званий, ученых степеней и т.п.;
26) наличие служебного автомобиля;
27) наличие престижного кабинета;
28) возможности повышения квалификации и профессионализма.
Специалисты единодушны в одном: каким бы ни был набор мотивов, составленный под влиянием многих факторов, он должен быть ориентирован на конкретного сотрудника. Каждый человек имеет среди них свои приоритеты. В зависимости от этого можно выявлять его индивидуальные способности и стремления.
В условиях рынка в системе стимулирования предпринимателей и собственников средств производства, кроме заработной платы, появился новый мощный стимул — предпринимательский доход. Предпринимательский доход во много раз по мощности мотива превышает заработную плату.
Система стимулирования изменилась, приобрела новое содержание исходя из новых мотивов индивида. Одним из примеров может являться пожизненный найм как системный стимул с приближением к собственности и распределению результатов деятельности.
Стимулирование работников для обеспечения высокой результативности — важная функция менеджмента качества. Среди стимулов побуждения к высокачественному труду можно выделить материальные и нематериальные (табл. 3.4.3).
Таблица 3.4.3 Классификация стимулов
Стимулы | |
Материальные | Нематериальные (моральные, трудовые, организационные) |
• Урегулирование проблем оплаты труда (прожиточ ный минимум) с учетом его качества • Получение предпринима тельского дохода • Участие в успехе (премии) • Услуги социального харак тера, предоставляемые пред приятием • Вознаграждения за участие в инновационных процессах • Другие | • Обучение и повышение квалификации персонала • Предоставление возможностей карь ерного роста • Социальная коммуникация • Групповое членство • Лидерство • Регулирование рабочего времени и перерывов • Изменение содержания труда • Оборудование рабочего места • Возможности участия в инновацион ном процессе • Другие |
Следует отметить, что стимулирование и мотивация несколько отличаются друг от друга по своему назначению, так как первое часто направлено на закрепление существующего положения в области качества, а второе — чаще на его изменение. Вместе с тем стимулирование и мотивация дополняют друг друга. Для успешной работы на рынке необходимо стимулировать каждого работника, чтобы было
стремление работать лучше и больше, например, в соответствии с лозунгом, использованным в советские времена: «Сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня».
Все методы мотивации можно подразделить на группы в соответствии с тем или иным классификационным признаком, например:
• по отношению к материальности и нематериальности мотива (табл. 3.4.4);
• по сущности мотива: принуждение (однако, как известно, что быка можно силой привести к водопою, но его нельзя заставить напиться); договоры купли-продажи труда (материальные); самомотивации (высокое качество не может создаваться без самомотивации, которая реализуется работой в коллективе, так как человек — существо социальное); смешанные мотивы.
Таблица 3.4.4 Перечень возможных методов, используемых при мотивации качества
Наименование
Перечень конкретных методов |
совокупности
методов
Методы участия в доходах
Методы улучшения условий труда
Методы профессионального развития Социальные методы (материальные)
Увеличение оклада. Соучастие в собственности предприятия. Соучастие в прибылях. Должностное продвижение с увеличением оклада. Ступенчатая оплата за улучшение характеристик (возможна без должностного повышения). Премирование (деньгами и/или акциями). Патентные и рационализаторские гонорары. Выделение доли в сэкономленной сумме. Адекватная заслугам зарплата. Приобретение акций по льготной цене. Наличные вознагражде- ния (в конверте). Стимулирующие вознаграждения
Удовлетворение нужд ученых. Гранты на поисковые исследования. Адекватное выделение ресурсов на проект. Частично оплачиваемое свободное время на инициативные исследования и обучение. Персонифицированное переоформление рабочего места/помещения. Программы психологического и физического восстановления Творческие командировки и переговоры с покупателями. Активное членство в профессиональной ассоциации. Оплачиваемое обучение
Предоставление социальных преимуществ. Участие в пенсионных планах и фондах. Льготное членство в клубах отдыха. Программы медобслуживания. Программы страхования. Уход за детьми. Улучшение транспортных услуг
i
Окончание табл. 3.4.4
12 | |
Методы восхваления | Позитивная своевременная обратная связь. Регулярное официальное представление добившихся наилучших результатов. Персональные конкретные похвалы руководства. Выражение высшим руководством восхищения и поддержки. Высокие оценки коллег. Вручение призов (уникальные сувениры от фирмы в присутствии родственников). Общественная награда. Вывешивание фото передовиков (с описанием их вклада в развитие предприятия) на регулярно обновляемую Доску почета (отличников качества). Почетные наименования рабочих групп. Направление благодарственного письма за подписью администрации членам семьи отличившегося |
Методы расширения ответственности и полномочий | Относительная свобода действий и творчества. Свобода выбора личного исследовательского проекта. Свобода в выработке решений проблем. Полномочия на принятие и распределение ответственности в группе. Контроль за характеристиками процессов. Контроль за расходами. Контроль за бюджетом. Контроль за премированием |
Методы про-фессиональ-ного признания | Авторство на рацпредложение и публикацию. Вознаграждение ассоциации. Членство в академиях, профессиональных обществах. Приглашение на семинары, симпозиумы, конференции. Титулы и звания. Письменные удостоверения или сертификаты. Регулярные обзоры достижений сотрудника |
Методы должностного положения | Меры, соответствующие персональным целям. Создание ощущения достижений. Предоставление интересных и значимых проектов и исследований. Совместная выработка целей. Членство в группе. Участие в «горизонтальном» и «вертикальном» должностном росте. Личностные отношения с вышестоящим руководством |
Аналогичную классификацию дает известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, который выделяет четыре основных метода мотивации:
• принуждение (через страх, штрафами, наказаниями и т.п.);
• вознаграждение (материальное и нематериальное);
• солидарность или отождествление (через убеждение, воспитание, обучение, создание определенного климата, формирование устремлений и мотивов, совпадающих или близких к целям фирмы);
• приспособление (через делегирование полномочий на более ни
зовые уровни управления, влияние на цели и задачи самой орга
низации, приспосабливая их частично к целям менеджеров и ру
ководителей, создавая близость к собственности и соучастию к
принятию стратегических решений организации или своего
подразделения).
Следует отметить, что три последних метода могут быть основаны как на договорных способах, так и на самомотивации. Через эти основные методы организация может воздействовать на личность работника.
В идеале должно быть сочетание этих методов, с учетом этапа развития общества и интересов каждого работника.
Какие бы методы ни использовались, высокое качество результатов труда будет только там, где есть справедливость.
С точки зрения мотивационного воздействия на индивида раз- личные факторы, влияющие на качество труда, могут быть сведены к трем главным:
• работоспособность (возможности, квалификация индивида);
• готовность к работе (мотивы, стимулы, духовные ценности);
• условия труда (нормативы, цели и задачи организации, средства труда и предметы труда, психологический климат и другие условия внутренней и внешней среды).
Можно различать приемлемые уровни результативности качества (по нормам и требованиям документации) и стимулированные уровни результативности (превышающие приемлемые за счет инновационное™).
Для количественного измерения мотивации можно воспользоваться формулой, в которой учитывают значимость каждой цели мотивации (р,) и вероятность ее достижения (/>):
Современная экономика требует высокой квалификации работников, что является одной из задач системы мотивации. Работник с высокой квалификацией меньше сопротивляется изменениям, направленным на применение новых технологических процессов и машин.
Непереоценимую роль в общей мотивации качества играет мотивация труда руководителей всех уровней и каждого трудящегося. Необходимо создавать такие условия, чтобы все работающие на предприятии, независимо от формы собственности, чувствовали себя нужными, востребованными; понимали, что их труд почетен и что за высококачественную работу он будет уважаемым и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае трудящийся будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда.
Мировая практика показывает, что участие в конкурсах на присуждение межгосударственных, внутригосударственных, частных и других премий является серьезным стимулом повышения и обеспечения необходимого качества. При этом участие в конкурсах за получение премии заставляет проводить самооценки, обеспечивающие проведение исследования систем и возможности улучшения систем управления качеством в требуемых направлениях. В организации подобных конкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество должны участвовать не только государственные органы, но и различного рода общественные организации, что активизирует работу по обеспечению и улучшению качества.
Премии, призы и конкурсы в области качества в РФ следует расширять, развивать и дифференцировать по уровням управления качеством в стране (федеральном, государственном, региональном и т.д.). Следует привлекать для проведения конкурсов по качеству другие организации, помимо государственных органов и частных яиц. Критериями награждения в общем плане могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество в целом и т.п.
Внедрение системы мотивационного обеспечения качества следует
| осуществлять поэтапно, используя последовательно-параллельный
принцип проведения работ.
• Первый этап — разработка и внедрение системы материального
стимулирования. Здесь предусматривается ориентация в основном на
внешнефирменные факторы: базисную заработную плату, надбавки и
премии (бонусы). На этом этапе следует предусматривать достаточно
высокий уровень надбавок и премий для того, чтобы продемонстри
ровать реальную заинтересованность руководства поддержать стрем
ление к качественной работе.
Цели мотивации на этом этапе — выполнение требований политики качества, руководства качества и всей системы качества, базирующихся на принятых на предприятии стандартах качества.
• Второй этап — стимулирование ускорения разработки и постановки конкурентоспособной продукции на производство — динамическая мотивация. В Японии есть показатель инновативности ТАТ — время разработки и постановки продукции на производство (включая отгрузку потребителям первой серии изделий). Это система материального стимулирования.
• Т р е т и й э т а п — создание общей системы мотивации, о с н о в ы в а ю -щейся на современной гуманизации человека, философии качества жизни, теории всеобщего управления качеством и его понимания, изменении мышления у персонала, высокой квалификации, пропаганде качества, справедливом распределении благ и т.п.
Вопросы мотивации качества целесообразно документировать в рамках системы МК (с учетом ныне действующих ГОСТ Р ИСО серии 9000).