Логопед: Я к вам пришла не с пустыми руками, а с осенними листьями. Они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о времени года -- осень. Вот и первый листок – сюрприз, наш помощник. На наборном полотне логопед выставляет схему «солнца».
Логопед: О чём мы будем составлять предложение?
Дети: О солнце.
Логопед: Какое бывает солнце?
Дети: Солнце бывает круглое, жёлтое, красивое, весёлое, яркое…
Логопед: А теперь скажите, как солнце светит и греет осенью?
Дети: Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце …
Логопед: А о чем сейчас мы будем рассказывать? Появляется символ «неба».
Дети: О небе.
Логопед: Что можно сказать про осеннее небо?
Дети: Небо осенью пасмурное, серое, хмурое, ясное…
Логопед: Кто объяснит значение сочетания слов «пасмурное небо»?
Дети: Серое, нерадостное, грустное; с неба часто идет дождь.
Логопед на наборное полотно помещает условное обозначение «дерева».
Логопед: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?
|
|
Дети: Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья …
Логопед: Как можно назвать одним словом жёлтые, красные, оранжевые листья? Какие они?
Дети: Разноцветные, разные, красивые …
Логопед просит повторить детей слово «разноцветные» хором и индивидуально.
Логопед выставляет на панно схему для объяснения слова листопад.
Логопед: Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?
Дети: Листья падают. С деревьев летят разноцветные листочки …
Логопед: Посмотрите на схему, обратите внимание, как образовалось слово листопад.
Дети: Это слово образовалось из двух слов: листья и падать.
Логопед: Какими становятся деревья к концу осени?
Дети: К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми …
Логопед: А теперь давайте вспомним всё, что мы говорили о деревьях.
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.
Логопед выставляет символ «земли».
Логопед: О чём будем составлять предложение?
Дети: О земле.
Логопед: Чем покрыта земля осенью?
Дети: Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от ёлок …