Логопед: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем читать стихотворение и ритмично выполнять движения.
Осень, мы гулять идём. /Попеременно топают носками ног, пятки
на месте/
Листья сыплются дождём, /Поднимают и опускают руки/
Под ногами шелестят /Трут ладонями друг о дружку, сначала
И шуршат, шуршат, шуршат. медленно, постепенно убыстряя темп/
Ветерок – дружок крылатый, /Вытянуть губы вперёд трубочкой, дуть
на одном выдохе, не надувая щёк/
Дождь принёс и он закапал. /Щелкают пальцами рук/
Капли по земле стучат,
Поиграть они хотят.
Ветер шутку не стерпел, /Ритмично потирают ладонь о ладонь/
Зашипел и засвистел.
Ветер листья поднимает /Поднимают и опускают руки/
И под ноги опускает.
Гонит ветер нас долой - /Попеременно топают носками ног, пятки
Отправляемся домой на месте/
Логопед: Как вы понимаете выражение «листья сыплются дождем»?
Дети: Много, много падает листьев с деревьев. Листья летят и летят …
На наборном полотне выставляется схема «птицы».
Логопед: Пока мы с вами гуляли, появился новый листок со схемой.
|
|
О ком мы будем говорить?
Дети: О птицах.
Логопед: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?
Дети: Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Логопед: Скажите, а почему это происходит?
Дети: Отдельные птицы бояться холода, многие из них питались мошками, жучками, а теперь их нет…
Логопед: Легко ли в пути перелетным птицам?
Дети: Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета…
Логопед: А как можно помочь зимующим птицам?
Дети: Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно…
На наборное полотно помещается символ «животных».
Логопед: Что делают животные осенью?
Дети: Животные готовятся к зиме.
Логопед: Как они готовятся к зиме?
Дети: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку.
Логопед: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?
Дети: Лесники заготавливают корм для отдельных животных…
3. Проведение д инамической паузы «На водопой».
Логопед: Что это у меня?
Дети: Маски животных и их детенышей.
Логопед: Как вы думаете, зачем я их принесла?
Дети: Мы будем играть с ними. Вы нам подарите их …
Логопед: Да, вы угадали, мы будем играть.
Дети выбирают маски и «превращаются» в животных.
Как-то раз лесной тропой /Идут по кругу друг за другом/
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосёнок, /Идут, громко топая/
За мамой лисицей крался лисёнок, /Крадутся на носочках/
За мамой ежихой катился ежонок, /Двигаются, полуприседая/
За мамой медведицей шёл медвежонок, /Идут вперевалку/
|
|
За мамою белкой скакали бельчата, /Двигаются прыжками/
За мамой зайчихой косые зайчата, /Продолжают прыгать, сделав
ушки из ладоней/
Волчица вела за собою волчат, /Крадутся большими шагами/
Все мамы и дети напиться хотят. /Наклоны вперед/
Логопед: Куда шли звери?
Дети: На водопой.
Логопед: Как вы понимаете слово водопой?
Дети: Животные шли пить воду. Они шли к реке…
Логопед: Правильно. Водопой – это место на реке, озере, где поят скот; туда же приходят пить лесные звери.
Выставляется схема образования слова водопой.
Логопед: Как образовалось слово водопой?
Дети: Путем сложения двух слов: вода и пить.
Логопед: Кто шел на водопой?
Дети: На водопой шли лосиха с лосенком, …
Логопед просит детей снять маски и пройти к столу.
4. Развитие психологической базы речи.
Включается вентилятор, разлетаются осенние листья, листья со схемами.
Логопед: Ребята, помогите мне, пожалуйста. Резкий осенний ветер разбросал наши листья. Надо собрать только те листья, на которых нарисованы схемы, и расположить их на наборном полотне в том порядке, в котором я вам их предъявляла. С какой схемой будет первый лист? Второй …
Дети: Лист со схемой солнце (небо, дерево, земли, птицы, животного).