double arrow

Роль малого предпринимательства в экономике

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое зна­чение. По уровню развития малого предпринимательства специа­листы даже судят о способности страны приспосабливаться к ме­няющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно со­здание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечи­вающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япо­ния, ФРГ, Франция и др. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 30,7%, тогда как в странах ЕЭС только микропредприятия составляют 90%. В табл. 29.1 представлены данные Госкомстата РФ о доли малых предприятий в основных экономических показателях России в 1999 г.1

Таблица 29.1. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 1999 г.

За последние годы число малых предприятий не увеличилось. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2000 г. — 890,6 тыс. Снизилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и в других отраслях. К сожале­нию, за последние годы сократилась и численность работающих на малых предприятиях. Если в 1997 г. средняя численность работни­ков, занятых на малых предприятиях, составила 8639,2 тыс., то на начало 2000 г. — 7543,4 тыс. человек. Из них среднесписочная численность работников составляла 6485,8 тыс. человек, средняя численность совместителей — 647,8 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера — 409,8 тыс. человек. Характерно, что за последние годы сократилась сред­няя численность работающих на одном малом предприятии страны

— с 10 человек в 1996 г. до 9 человек на начало 2000 г.

За последние годы несколько увеличился объемутродукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями^ Так, в 1999 г. малые предприятия произвели продукции (работ, услуг) на сум­му 423 711,6 млн. руб., в том числе в промышленности — 130 287,3 млн., в строительстве — 96 872,8 млн., в торговле и общественном питании — 107 426,1 млн. руб. К сожалению, не уменьшается количество убыточных малых предприятий, удель­ный вес.которых к общему числу малых предприятий составил в 1999 г. 35,2%, но нужно отметить, что убыточных крупных и сред­них предприятий несколько больше (в 1997 г. — 50,1%, в 1998 г. — 53,2, в 1999 г. — 40,8%).

Развитие малого предпринимательства способствует успешно­му решению следующих проблем:

формирование конкурентных цивилизованных рыночных от­ношений;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

приближение производства товаров и услуг к конкретным

содействие структурной перестройке экономики;

привлечение личных средств населения для развития произ­водства;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов реме­сел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп насе­ления;

формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и от­ходов крупных производств;

содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и осна­стки;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточ­ных предприятий за счет их аренды и выкупа.

51 Протекционизм и фритредерство в истории экономической мысли

Фритредерство -свободная торговля в экономике. (отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.)

Фритредеры провозглашают принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь или же сводят его к незначительным дозам.

Протекционизм -экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

4 стадии:

1)ранний этап - меркантелисты, связан с накоплением капитала

2)19 век капитализм- защищенный протекционизм

3)19-20 века монополистич стадия - наступательный протекционизм - защита сильных, крыпных транснац. корпораций

4)современная протекционистская политика

Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится её основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Свобода торговли - отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.

Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Протекционизм - экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальный внутренний рынок от иностранной конкуренции путём введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрета ввоза определённых товаров.

Международная практика свидетельствует, что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: