Особенности эксплуатации автомобильной техники в зимних условиях

При низких температурах окружающего воздуха пуск двига­теля затрудняется.

Это обусловлено следующими причинами:

- при низкой температуре окружающего воздуха увеличивается сопротивление проворачиванию коленчатого вала двигателя в связи с повышением вязкости моторного масла.

- с поступлением холодного воздуха в цилиндры двигателя ухудшаются условия испаряемости автомобильных бензинов и образования горючих и рабочих смесей;

- с понижением температуры значительно ухудшаются энер­гетические характеристики аккумуляторных батарей;

- при электростартерном пуске двигателя уменьшается энергия искры;

- ухудшением прокачиваемости дизельных топлив по трубопро­водам и через фильтры топливной системы.

С понижением температуры ниже минус 5°С вязкость неза­гущенных масел резко повышается. Минимальная температура пуска современных двигателей на незагущенных маслах по условиям проворачиваемости коленчатого вала находится в пре­делах от минус 15 до минус 20°С для карбюраторных двигателей и от минус 5 до минус 10°С для дизелей.

При более низких температурах надежный пуск двигателей осуществляется после их предварительной подготовки и приме­нения загущенных масел.

По условиям смесеобразования зимние сорта бензинов обес­печивают надежный пуск холодных карбюраторных двигателей при температуре окружающего воздуха до минус 25-30°С, в то время как летние — только до минус 15-25°С (в зависимости от сорта масла и состояния аккумуляторных батарей).

Минимальная температура пуска современных двигателей на летнем дизельном топливе по условиям его воспламеняемости и прокачиваемости составляет минус 10°С. При более низких температурах необходимо применять зимнее дизельное топливо и вспомогательные средства, облегчающие пуск двигателя (пусковые жидкости, предпусковые подогреватели и др.).

Причиной ухудшения энергетических характеристик аккуму­ляторных батарей при низких температурах является увеличение вязкости электролита.

Так, например, при температуре электролита от минус 15 до минус 20°С наблюдается резкое ухудшение разрядных и особенно зарядных характеристик аккумуляторных батарей, а при темпера­туре электролита ниже минус 30°С они не обеспечивают надеж­ного пуска двигателя и не способны принимать заряд.

Для поддержания работоспособности аккумуляторных батарей в условиях низких температур применяется электролит большей плотности (по сравнению с районами умеренной климатической зоны) и принимаются меры по предотвращению значительного снижения температуры электролита в них (при температуре окру­жающего воздуха ниже минус 15°С батареи снимаются с машин и хранятся в отапливаемых помещениях, производится их утепление на машинах, применяется электроподогрев электролита и др.).

Работоспособность агрегатов трансмиссии при низких темпе­ратурах оценивается в основном возможностью трогания авто­мобиля с места и его способность двигаться на высших передачах через несколько минут движения.

С понижением температуры воздуха происходит увеличение силы сопротивления качению и уменьшение силы тяги на колёса.

На преодоление возрастающих сил сопротивления в агрегатах трансмиссии теряется значительная мощность, увеличивается расход топлива. Показатели этих потерь тем выше, чем хуже низкотемпературные свойства масел. Лучшими низкотемпературными свойствами обладают маловязкие загущенные масла. Величина сопротивления троганию с места автомобиля при работе на загущенных трансмиссионных маслах в два-три раза меньше чем на загущенных маслах при температуре окружающего воздуха от -40 до -50С.

Работоспособность органов управления и ходовой части машин в условиях низких температур обеспечивается примене­нием жидкостей, масел и смазок соответствующих сортов и марок.

С понижением температуры увеличивается вязкость рабочих жидкостей, применяемых в гидроусилителях. Это вызывает увеличение сил трения, ухудшается протекаемость жидкостей через клапаны, фильтрующие сетки, трубопроводы, затрудняется перемещение золотникового механизма.

У гидравлических жидкостей изготовленных на касторовой основе, при температуре -20С и ниже происходит интенсивная кристаллизация составляющих касторового масла. В результате жидкость полностью теряет подвижность.

В ресиверах, трубопроводах и фильтрах пневматического привода тормозов конденсируется и замерзает влага, увеличивается жёсткость диафрагм тормозных камер, нарушается герметичность соединений.

Механизмы органов управления и ходовой части автомобиля имеют большое количество точек смазывания, где используются пластичные смазки.

При понижении температуры пластичные смазки утрачивают свои защитные и смазывающие свойства, затвердевают и плохо пропрессовываются. В результате затвердевания смазок ухудшается поступление их к узлам трения, износ деталей увеличивается.

При охлаждении резиновых изделий (колец, манжет, шлангов, прокладок) нарушается их уплотняющая способность, следовательно, нарушается герметичность приводов и соединений.

В автомобильных шинах возникают остаточные деформации, которые в начале движения могут привести к появлению трещин и расслоению. Из-за потери упругости ухудшается сцепление шин с дорогой, затрудняется управление автомобилем.

Эффективность использования автомобильной техники и безопасность движения зависят во многом от условий работы водителя, основным рабочим местом которого является кабина. На температуру воздуха в кабине отрицательно влияют нарушения в уплотнениях дверей, боковых стёкол, пола внутренней обшивки, и низкая тепло производительность отопителя

В конструкцию современной автомобильной техники заложены высокие показатели надёжности и работоспособности. Однако конструкция сама по себе не исключает отрицательного влияния низких температур на работоспособность машин. Это вызывает необходимость осуществлять ежегодно мероприятия по подготовке техники к зимнему периоду эксплуатации, применять современные способы и средства, обеспечивающие постоянную готовность машин к использованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: