При низких температурах окружающего воздуха пуск двигателя затрудняется.
Это обусловлено следующими причинами:
- при низкой температуре окружающего воздуха увеличивается сопротивление проворачиванию коленчатого вала двигателя в связи с повышением вязкости моторного масла.
- с поступлением холодного воздуха в цилиндры двигателя ухудшаются условия испаряемости автомобильных бензинов и образования горючих и рабочих смесей;
- с понижением температуры значительно ухудшаются энергетические характеристики аккумуляторных батарей;
- при электростартерном пуске двигателя уменьшается энергия искры;
- ухудшением прокачиваемости дизельных топлив по трубопроводам и через фильтры топливной системы.
С понижением температуры ниже минус 5°С вязкость незагущенных масел резко повышается. Минимальная температура пуска современных двигателей на незагущенных маслах по условиям проворачиваемости коленчатого вала находится в пределах от минус 15 до минус 20°С для карбюраторных двигателей и от минус 5 до минус 10°С для дизелей.
При более низких температурах надежный пуск двигателей осуществляется после их предварительной подготовки и применения загущенных масел.
По условиям смесеобразования зимние сорта бензинов обеспечивают надежный пуск холодных карбюраторных двигателей при температуре окружающего воздуха до минус 25-30°С, в то время как летние — только до минус 15-25°С (в зависимости от сорта масла и состояния аккумуляторных батарей).
Минимальная температура пуска современных двигателей на летнем дизельном топливе по условиям его воспламеняемости и прокачиваемости составляет минус 10°С. При более низких температурах необходимо применять зимнее дизельное топливо и вспомогательные средства, облегчающие пуск двигателя (пусковые жидкости, предпусковые подогреватели и др.).
Причиной ухудшения энергетических характеристик аккумуляторных батарей при низких температурах является увеличение вязкости электролита.
Так, например, при температуре электролита от минус 15 до минус 20°С наблюдается резкое ухудшение разрядных и особенно зарядных характеристик аккумуляторных батарей, а при температуре электролита ниже минус 30°С они не обеспечивают надежного пуска двигателя и не способны принимать заряд.
Для поддержания работоспособности аккумуляторных батарей в условиях низких температур применяется электролит большей плотности (по сравнению с районами умеренной климатической зоны) и принимаются меры по предотвращению значительного снижения температуры электролита в них (при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С батареи снимаются с машин и хранятся в отапливаемых помещениях, производится их утепление на машинах, применяется электроподогрев электролита и др.).
Работоспособность агрегатов трансмиссии при низких температурах оценивается в основном возможностью трогания автомобиля с места и его способность двигаться на высших передачах через несколько минут движения.
С понижением температуры воздуха происходит увеличение силы сопротивления качению и уменьшение силы тяги на колёса.
На преодоление возрастающих сил сопротивления в агрегатах трансмиссии теряется значительная мощность, увеличивается расход топлива. Показатели этих потерь тем выше, чем хуже низкотемпературные свойства масел. Лучшими низкотемпературными свойствами обладают маловязкие загущенные масла. Величина сопротивления троганию с места автомобиля при работе на загущенных трансмиссионных маслах в два-три раза меньше чем на загущенных маслах при температуре окружающего воздуха от -40 до -50С.
Работоспособность органов управления и ходовой части машин в условиях низких температур обеспечивается применением жидкостей, масел и смазок соответствующих сортов и марок.
С понижением температуры увеличивается вязкость рабочих жидкостей, применяемых в гидроусилителях. Это вызывает увеличение сил трения, ухудшается протекаемость жидкостей через клапаны, фильтрующие сетки, трубопроводы, затрудняется перемещение золотникового механизма.
У гидравлических жидкостей изготовленных на касторовой основе, при температуре -20С и ниже происходит интенсивная кристаллизация составляющих касторового масла. В результате жидкость полностью теряет подвижность.
В ресиверах, трубопроводах и фильтрах пневматического привода тормозов конденсируется и замерзает влага, увеличивается жёсткость диафрагм тормозных камер, нарушается герметичность соединений.
Механизмы органов управления и ходовой части автомобиля имеют большое количество точек смазывания, где используются пластичные смазки.
При понижении температуры пластичные смазки утрачивают свои защитные и смазывающие свойства, затвердевают и плохо пропрессовываются. В результате затвердевания смазок ухудшается поступление их к узлам трения, износ деталей увеличивается.
При охлаждении резиновых изделий (колец, манжет, шлангов, прокладок) нарушается их уплотняющая способность, следовательно, нарушается герметичность приводов и соединений.
В автомобильных шинах возникают остаточные деформации, которые в начале движения могут привести к появлению трещин и расслоению. Из-за потери упругости ухудшается сцепление шин с дорогой, затрудняется управление автомобилем.
Эффективность использования автомобильной техники и безопасность движения зависят во многом от условий работы водителя, основным рабочим местом которого является кабина. На температуру воздуха в кабине отрицательно влияют нарушения в уплотнениях дверей, боковых стёкол, пола внутренней обшивки, и низкая тепло производительность отопителя
В конструкцию современной автомобильной техники заложены высокие показатели надёжности и работоспособности. Однако конструкция сама по себе не исключает отрицательного влияния низких температур на работоспособность машин. Это вызывает необходимость осуществлять ежегодно мероприятия по подготовке техники к зимнему периоду эксплуатации, применять современные способы и средства, обеспечивающие постоянную готовность машин к использованию.