При подготовке личного состава к эксплуатации машин в пустынно-песчаной местности, с водителями и специалистами по техническому обслуживанию и ремонту должны быть организованы занятия, в программу которых включается изучение климатических, метеорологических и дорожных условий районов эксплуатации машин: влияние высокой температуры и запыленности воздуха на работу машин; особенности и состояние дорог; особенности вождения одиночных машин и в составе колонны; особенности технического обслуживания и хранения машин;средства повышения проходимости машин при движении по песку; ориентирование на местности и другие вопросы. К проведению занятий привлекаются офицеры, прапорщики (сержанты), механики, опытные водители, которые могут рассказать и практически показать порядок обслуживания, вождения и хранения машин, оказать помощь личному составу при работе в пустынно-песчаной местности.
Подготовка машин к использованию в пустынно-песчанных районах.
Надежная работа автомобильной техники в пустынно-песчанных районах кроме соблюдения общих правил эксплуатации, обеспечивается соблюдением следующих дополнительных требований: техническое обслуживание, связанное с разборкой механизмов машин, проводить в полевых условиях, только в укрытиях или палатках, исключающих попадание песка в механизмы машин.
При подготовке машин к использованию необходимо: промыть (при необходимости) систему охлаждения с удалением накипи, проверить при избыточном давлении 58,8-68,6 кПа (0,6-0,7 кгс/см2) герметичность систем охлаждения, проверить плотность закрытия горловины пробкой радиатора и регулировку парового клапана;
промыть и прочистить приборы системы питания, после обслуживания систему питания проверить на герметичность;
проверить исправность приборов и механизмов системы смазки и очистить их от грязи и отложений, прочистить и продуть сжатым воздухом воздухопроводы и каналы системы вентиляции картера;
проверить техническое состояние и регулировку приборов системы электрооборудования, состояние изоляции проводов низкого и высокого напряжения, довести плотность электролита аккумуляторных батарей до величины, предусмотренной для климатического района эксплуатации машин; очистить от пыли и грязи механизмы трансмиссии, проверить их исправность и при необходимости отрегулировать, смазать шлицевые соединения карданных валов, проверить состояние сальниковых уплотнений,
очистить вентиляционные отверстия агрегатов (механизмов), для чего вывернуть вентиляционные устройства (сапуны, клапаны), промыть их в керосине и продуть сжатым воздухом,
проверить состояние и при необходимости устранить просачивание (утечку) жидкости (воздуха) тормозной системы, проверить исправность и надежность работы системы регулирования давления воздуха в шинах,
дополнительно оборудовать и укомплектовать средствами для предотвращения попадания пыли в агрегаты (механизмы) и для повышения проходимости
Защита двигателя и других агрегатов от проникновения пыли имеет первостепенное значение при эксплуатации машин в пустынно-песчаной местности
Защищаются от пыли следующие агрегаты и механизмы машин распределитель зажигания, генератор, шарниры карданных валов, сочленения тяг рулевого управления, поверхности шаровой опоры поворотных цапф управляемых ведущих мостов, отверстия указателя уровня масча в двигателе, аккумуляторная батарея, тормозной кран пневматического привода тормозов, лючок картера маховика, сапуны агрегатов трансмиссии (рис 21 15)
Распределитель зажигания следует защищать от пыли защитным чехлом из хлопчатобумажной ткани
Генератор защищается от пыли сетчатым фильтром, который снаружи покрывается чехлом из байки
Шарниры карданных валов, сочленения тяг рулевого управления, а также поверхность шаровой опоры поворотной цапфы ведущих управляемых мостов защищают от пыли чехлами из брезента, парусины или другой плотной и прочной ткани
Для предотвращения попадания пыли в двигатель через отверстия в картере для указателя уровня масла на стержень масло указателя устанавливается жестяной колпачок с кожаной
Тормозной кран пневматического привода тормозов предохраняется от попадания пыли путем установки чехла или простейшего фильтра из полупроницаемого материала.
Лючок в картере маховика (для установки зажигания) закрывают крышкой с войлочной прокладкой.
Для повышения проходимости автомобилей при работе в песках применяются специальные приспособления: колейные дорожки из металлической сетки, якорь-самовытаскиватель, противобуксаторы, лебедки самовытаскиватели, колейные мостики, трапы и др.
или фетровой шайбой. На аккумуляторные батареи для защиты от пыли устанавливаются крышки с полупроницаемым уплотнением.
Периодичность технического обслуживания машин, используемых в условиях пустынно-песчаной местности, сокращается для автомобилей на 30-35%, гусеничных тягачей (транспортеров) и тракторов на 20% от норм, установленных для равнинной местности и определяется в каждом конкретном случае заместителем командира части по вооружению (ЗКВ) или начальником автомобильной службы соединения (части) в зависимости от условий эксплуатации и технического состояния машин.
Из-за ограниченного количества воды мойку и чистку машин следует проводить комбинированно: водой, сжатым воздухом и путем механического удаления пыли и грязи. Для сокращения расхода воды и повторного ее использования целесообразно применять моечные установки в комплекте с водоочистительными установками.
Машины заправлять фильтрованным топливом и маслом, как правило, закрытой струёй, в местах, защищенных от ветра. Если естественные укрытия отсутствуют, необходимо устраивать навесы из брезента.
Фильтры и отстойники системы питания у автомобилей очищать от грязи не реже чем через 350-400, а у гусеничных тягачей — через 250-300 км пробега.
Не реже одного раза в три дня проверять состояния элемента фильтра тонкой очистки топлива.
Центробежные фильтры (центрифуги) промывать через 1500-2000 км.
С повышением температуры снижается вязкость моторного масла и увеличивается возможность его просачивания через прокладки и сальники. В связи с этим необходимо постоянно наблюдать за их состоянием. Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо: снижать жесткость воды перед ее доливкой в системы охлаждения, в качестве умягчителя воды применять тринатрий фосфат из расчета 15-20 г на 10 л воды; хромпик — 50 г на 10 л воды и др.; избегать смены воды в системе охлаждения — это уменьшает отложение накипи; при заправке избегать расплескивание воды на радиатор, так как мокрые трубки и пластинки быстро покрываются слоем пыли, что приводит к нарушению нормальной работы системы охлаждения; ежедневно проверять натяжение ремня вентилятора, не допускать его проскальзывания на шкивах. Для бесперебойной работы приборов электрооборудования необходимо ежедневно очищать от пыли и грязи и проверять надежность крепления.
Через два-три дня контролировать уровень электролита в аккумуляторных батареях, так как при температуре воздуха выше плюс 30°С он может понижаться до 2 мм в сутки вследствие испарения воды. При техническом обслуживании агрегатов и сборочных единиц трансмиссии необходимо освободить механизмы от пылезащитных чехлов, очистить от скопления пыли и грязи
3. Определить степень разряженности батареи (вариант№5)
Исходные данные: плотность должна быть 1,28 г/ см3
- плотность электролита =1.25 г/ см3
- температура электролита = -200С
Вопрос: определить степень разряженности АКБ
Ответ:
1) t0 электролита надо привести к +25 0С (каждые 15 0С плотность меняется на 0,01; разность составляет 0,03)
2) 1.25 г/ см3 - 0,03 г/ см3 = 1,22 г/ см3
3) 1,28 г/ см3 - 1,22 г/ см3 =0,06 г/ см3
4) 6 (сотых) х 5-6% = 30 - 36%
Вывод: АКБ разряжено на 30-36%