Управление финансами в Российской Федерации

Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны,

эффективность хозяйствования также осуществление мер по развитию
финансового рынка.

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

- разработка предложений по привлечению в экономику страны
иностранных кредитов;

- совершенствование методов финансово-бюджетного
планирования;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

- Важнейшими департаментами Министерства финансов россии являются:

- бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;

- отраслевые департаменты финансирования промышленности,
строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи,
сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы,-
оборонного комплекса и др.;

- департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

- департамент налоговых реформ;

- департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка
рынка

Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Главное управление федерального Казначейства и его Территориальные органы выполняют следующие задачи

§ организацию, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ;

§ управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.

На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она осуществляет контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему.

В предприятиях различных форм - собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнеспланы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

- проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым

- таможенными органами;

- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой _ налогов, взимаемых таможенными органами;

- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

- проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, а также Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

3. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование — один из важнейших элементов системы управления финансами. В экономической литературе советского периода этот элемент управления финансами относили лишь к социалистической системе хозяйствования. Однако объективно финансовое планирование осуществляется во всех государствах, во многих из них поставлено на высокий технический и научный уровень и имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

Бюджетное Планирование является важнейшей частью финансового планирования. Оно представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за панируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения ресурсов между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения государственных функций между отдельными уровнями государственной власти. Состав и объем доходов зависит от особенностей налоговой политики и налоговой системы государства, а также от особенностей системы бюджетного регулирования.

Рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает - проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использование в процессе управления финансами.

И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на_ использовании различных методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый.

Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов, согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

2. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции, товаров и поступления за выполненные работы, услуги.

В зависимости от предмета деятельности организации выручкой могут служить поступления арендной платы по договору аренды; поступления за предоставление за оплату прав на патенты, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления в связи с участием в уставных капиталах других организаций, если это является предметом деятельности организации. В противном случае выручка является операционным доходом.

Выручка признается в бухгалтерском учете, если она связана с выполнением конкретного договора, а сумма выручки может быть определена. Она может быть признана также, когда имеется уверенность в увеличении экономических выгод при получении в оплату актива другой организации либо права собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию, товары или на работы, приняты заказчиком.

При длительном цикле выполнения работ, продажи продукции выручка может быть признана по мере готовности работы, услуги, продукции в целом,

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме поступления денежных средств, иного имущества или в сумме поступления дебиторской задолженности по цене договора между организацией и покупателем (заказчиком). При продаже продукции, товаров, выполнении работ на условиях коммерческого кредита в виде отсрочки и рассрочки оплаты выручка принимается к учету в размере полной суммы дебиторской задолженности.

При исполнении обязательств неденежными средствами выручка принимается к учету по стоимости товаров, подлежащих получению организацией, по ценам аналогичных товаров.

При оплате продукции, работ, услуг в иностранной валюте (условных денежных единицах) выручка определяется с учетом суммовых разниц, определяемых по официальному или иному согласованному курсу, и рублевой оценкой актива, на дату признания ее в бухгалтерском учете.

Прочие поступления, представленные в виде операционных и внереализационных доходов, подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.

Согласно п. 7 ПБУ 9/99, операционными доходами являются:

* поступления, связанные с предоставлением за оплату во временное владение и пользование активов организации;

* поступления, связанные с предоставлением за оплату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

* поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам;

* поступления от продажи основных средств и иных активов, продукции, товаров, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);

* проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации.

Согласно п. 8 ПБУ 9/99, внереализационными доходами являются:

* штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, принимаемые к учету в суммах, признанных должником или при сужденных судом;

* безвозмездно полученные активы, включая договоры дарения, принимаемые к учету по рыночной стоимости;

* возмещение убытков, причиненных организации, принимаемое к учету в суммах, признанных должником или присужденных судом;

* прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, принимаемая к учету в фактических суммах;

* суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, принимаемые по данным учета; * курсовые разницы, принимаемые в фактических суммах;

* суммы дооценки активов, принимаемые по данным переоценки;

* иные поступления, принимаемые к учету в фактических суммах.

В ст. 251 п. 1 НК РФ представлен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. К ним относятся, например:

* доходы от операций, связанных с предварительной оплатой имущества, имущественных прав, работ, услуг, которые получены организацией-налогоплательщиком, применяющим метод начисления. При кассовом методе полученные средства отражаются в составе доходов, облагаемых налогом в момент их получения;

* доходы от операций, связанных с получением имущества, имущественных прав в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств (ст. 334, 380 ГК РФ);

* доходы от операций, связанных с вкладом в уставный капитал организации имущества, имущественных или неимущественных прав в денежной оценке, включая доход от превышения цены размещенных акций над их номинальной стоимостью, отраженной в налоговом учете у передающей стороны;

* доходы от операций, связанных с получением участником товарищества имущества в размере первоначального взноса при выходе из товарищества (общества) или при его ликвидации;

* доходы от операций, связанных с получением организацией имущества в виде безвозмездной помощи по законодательству РФ, включая безвозмездное получение основных средств и нематериальных активов в соответствии с международными договорами РФ;

* доходы от операций, связанных с получением имущества бюджетными организациями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Состав доходов от источников в РФ, не связанных с предпринимательской деятельностью в РФ, определен в НК РФ (ст. 309 п. 1, подп. 1-10). К ним относятся следующие виды доходов, подлежащие обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов:

* дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру российских организаций;

* доходы в пользу иностранных организаций в результате распределения прибыли или имущества в связи с ликвидацией организации;

* процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях, доходы в виде процентов по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, доходы по иным долговым обязательствам;

* доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, например платежи за использование любого авторского права на произведения литературы, искусства, науки, включая кинофильмы, записи для телевидения, радиовещания, использование патентов, товарных знаков, чертежей, моделей, планов, формул и т. п.;

* доходы от продажи акций российских организаций, активы которых более чем на 50 % состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. При этом доходы от реализации российских ценных бумаг на иностранных биржах не признаются доходами от источников в РФ;

* доходы от реализации недвижимого имущества на территории РФ;

* доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизинго получателем. Такой доход исчисляется на основе всей суммы лизингового платежа лизингодателю за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества;

* доходы от международных перевозок, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов, транспортных средств (например, автотранспорта), контейнеров;

* штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными или исполнительными органами договорных обязательств;

* иные аналогичные доходы.

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 22------------------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: