На производственном предприятии выбор формы организаций службы ВЭД определяется:
• видом хозяйственной деятельности предприятия (промышленная, аграрная, торговая и т.п.);
• мотивами и потребностями, побуждающими к участию в междунвродной кооперации и др.);
• степенью интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции, количество и характер уже освоенных внешних рынков);
• методами реализации продукции фирмы (самостоятельные экспортные операции или через посредников);
• масштабом предприятия и объемом его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;
• характером внешнеэкономических операций (осуществление их на постоянной основе или периодически, время от времени).
От этих факторов зависит форма организации управления ВЭД. Если на предприятии планируется осуществлять единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической поставкой, то достаточно привлечения к работе одного специалиста. Форма организации — специалист по ВЭД.
|
|
Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) создается в структуре управления предприятием при постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение.
Департамент по ВЭД целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях.
Внешнеторговые фирмы (ВТФ) входят в состав крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями (как правило, с правами юридического лица, существующие в форме Торговых домов).
Кроме того, организация управления ВЭД предприятия осуществляется при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников.
В целом выбор в пользу той или иной организационной структуры управления ВЭД и ее эффективность определяются степенью ее приспособления и адаптации к изменяющимся условиям рыночной среды.
В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены отделы ВЭД (ОВЭД), департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы (ВТФ). Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступарт их функциональная направленность и решаемые задачи.
Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этчм задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим:
|
|
• планирование, организация и непосредственное осуществление внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;
• наращивание объемов экспорта, совершенствование его товар-;, ной и региональной структуры;:
• повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия;
• повышение конкурентоспособности продукции за рубежом, содействие улучшению ее качества за счет сбора и анализа рекламаций и отзывов клиентов, доведения соответствующей информации до раз-' работников и производителей продукции; - ' '
• изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции, разработка предложений по совершенствованию! внешнеэкономических операций;
• систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;
• налаживание научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества с фирмами зарубежных стран;
• организация послепродажного сервиса за рубежом;
• постоянное совершенствование системы управления ВЭД на предприятиях;
• участие во внешнеторговом ценообразовании, разработке ценовой стратегии и политики предприятия;
•■ контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам: контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров, контроль платежно-расчетных операций, анализ рекламаций;
• анализ эффективности внешнеэкономических операций;
• организация и участие в проведении переговоров с зарубежными партнерами;
• подготовка предложений по рекламным акциями, по участию в международных выставках, ярмарках.
ОВЭД является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции управления ВЭД как элемента единой системы внутрифирменного управления. Как правило, ОВЭД имеет немногочисленный штат сотрудников и линейную структуру управления (рис. 9.1).
В обязанности начальника ОВЭД входят:
• общая координация деятельности работников О ВЭД и реализации ими своих полномочий в сфере развития ВЭД предприятия;
• разработка и согласование программ и планов развития ВЭД, бизнес-планов, бюджетов, отчетов, других документов по вопросам
управления ВЭД, маркетингом, инновациями, персоналом и информацией ОВЭД, а также мероприятий по их исполнению;
• организация информационной системы ОВЭД по конъюнктуре мировых и российского рынков экспортируемой (импортируемой) продукции. Получение информации от внешних источников, передача необходимой информации, касающейся деятельности ОВЭД, не составляющей коммерческую тайну, внешним пользователям;
• изучение законодательных и нормативных актов, регулирующих экономические процессы, включая ВЭД, в России и странах контрагентов, изучение специализированной литературы и документации, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей и повышения квалификации;
• сбор информации о состоянии мирового рынка соответствующей продукции, внутреннего рынка России, определенных стран ближнего (как правило, для предприятий Ростовской области это — Украина, Казахстан, Белоруссия) и дальнего зарубежья (Турция, Алжир, Италия, Марокко, Египет и др.), ее обработка, своевременная передача руководителям предприятия и других служб и отделов, если она затрагивает их интересы;
• анализ получаемой информации, оценка и прогноз конъюнктуры рынков соответствующей продукции, динамики внутренних и мировых цен, представление информации и рекомендаций руководителю и структурным подразделениям предприятия;
• анализ конкурентоспособности продукции предприятия на рынке, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства и обращения с аналогичнълш показателями продукции конкурентов. Изучение деятельности конкурентов;
|
|
• предоставление рекомендаций по выработке ценовой политики предприятия;
• постоянное повышение квалификации;
• полное использования всех ресурсов ОВЭД для максимально эффективной работы службы;
• разработка и проведение мероприятий по снижению уровня затрат, связанных с деятельностью ОВЭД.
Начальник ОВЭД
Экономист по ВЭД | Менеджер ло ВЭД | Специалист по международному маркетингу | Специалист по логистике | Протокольное бюро | ||||
Инженер-переводчик |
Экономист по ВЭД выполняет обязанности, включающие:
• разработку планов реализации внешнеэкономических сделок (текущих) и развития ВЭД предприятия (стратегических);
• расчет внешнеторговых цен, их обоснование;
• оптимизацию транспортных расходов;
• координацию работы с финансово-кредитными учреждениями по вопросам кредитования ВЭД и реализации валютного контроля за реализуемыми предприятием внешнеэкономическими сделками. Оформление документации по валютному банковскому контролю;
• осуществление международных расчетов, составление отчетов и графиков платежей на неделю и на месяц;
• анализ эффективности заключенных и исполненных внешнеэкономических сделок;
• планирование и экономическое обоснование расширения ассортимента продукции, предназначенной для экспорта.
В обязанности менеджера по ВЭД входит:
• поиск поставщиков, установление контакта с ними посредством переписки;
• организация и проведение переговоров с иностранными контрагентами;
• подготовка проектов внешнеторговых контрактов и другой товаросопроводительной документации, их своевременный перевод на иностранные языки;
• прием (размещение) заказов на экспорт (импорт) продукции и контроль за их выполнением;
• ведение информационного банка данных о потенциальных партнерах.
В функции специалиста по маркетингу входит:
|
|
• исследование конъюнктуры мировых рынков соответствующей продукции, потребительского спроса на нее;
• отслеживание ассортимента и координация закупок;
• установление требований в отношении количества, периодичности поставок;
• анализ и мониторинг ценовой конъюнктуры зарубежных рынков, сбор информации для приведения базовой цены;
• поиск новых партнеров и рынков сбыта продукции предприятия на внешнем рынке, изучение возможностей расширения ассортимента продукции предприятия, реализуемой на внешнем и внутреннем рынках, разработка новых направлений деятельности ОВЭД (транспортно-экспедиторское обеспечение, страхование и т.д.);
• формирование базы данных о фирмах-партнерах (досье фирм);
• изучение коммерческих предложений предприятия, расчет себестоимости его продукции, уровня рентабельности возможных внешнеторговых сделок, проведение сравнительного анализа рентабельности внешнеторговых и внутрироссийских поставок;
• проведение переговоров, переписки с потенциальными партнерами, разработка внешнеторговых контрактов (по согласованию с соответствующими службами предприятия), дальнейшая координация действий по исполнению заключенных внешнеторговыхконтрактов;
• контроль за выполнением обязательств по внешнеэкономическим договорам;
• своевременное предоставление четкъх*'инструкций и контроль за правильным оформлением отгрузочных документов по внешнеэкономическим поставкам предприятия;
• осуществление представительских функций в интересах предприятия в органах государственной власти, организациях и обществах, связанных с деятельностью ОВЭД, других служб и отделов предприятия в пределах своих полномочий;
• участие в разработке и исполнении мероприятий, направленных на снижение степени риска в ВЭД предприятия;
• представление на утверждение руководителю предприятия проектов-приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других документов, относящихся к деятельности ОВЭД и полномочиям начальника по вопросам управления финансами, производством, маркетингом, инновациями, информацией ОВЭД;
• исполнение приказов, указаний, распоряжений, решений, инструкций и других документов, утвержденных руководителем предприятия и его заместителем;
• своевременное принятие оптимальных решений по всем вопросам, относящимся к задачам и полномочиям начальника, в том числе при серьезных и неожиданных нарушениях стабильности деятельности ОВЭД;
• организация и совершенствование оперативного и статистического (документарного и электронного) учета и отчетности по вопросам общего руководства, управления финансами, производством, маркетингом, инновациями, информацией для обеспечения эффективного использования ресурсов ОВЭД;