Российские деловые журналы

1. Российская версия BusinessWeek Издательские директора: Алексей Волин (2005—2006), Евгений Ю. Додолев (2006—2008) 2005-2008, Издательский дом Родионова

2. Российская версия SmartMoney Издатель Екатерина Сон 2006-2009,Independent Media Sanoma Magazines

3. Российская версия Forbes Главные редакторы: Пол Хлебников (2004), Максим Кашулинский (2004—2011), Елизавета Осетинская (с 2011) 2004

4. «Карьера» Главные редакторы: Екатерина Данилова (1996—2001), Евгений Ю. Додолев (2003—2005), Александр Зотиков (с 2009) 1998, Издательский дом Родионова

5. «Деньги» (Коммерсантъ) Шеф-редактора объединённой редакции: Владимир Яковлев, Андрей Васильев, Александр Перов 1989 (газета Коммерсантъ) Коммерсант

6. «Компания» Главные редакторы: Андрей Григорьев (1997—2005), Евгений Ю. Додолев (2005—2009), Александр Зотиков (с 2009) 1997, Издательский дом Родионова

7. «Профиль» Главные редакторы: Дмитрий Симонов (1996—2002), Александр Перов (2002—2003), Владимир Змеющенко (2003—2005), Георгий Бовт (2005—2006), Михаил Леонтьев (2006—2009), Вениамин Гинодман (февраль-май 2009), Александр Зотиков (с мая 2009) 1996, Издательский дом Родионова

8. «Однако» Главный редактор: Михаил Леонтьев 2009, Михаил Леонтьев и Первый канал

9. «Секрет фирмы» Главный редактор: Марина Иванющенкова ИД Ъ

10. «Эксперт» Главный редактор: Валерий Фадеев (с 1995) 1995 ИД «Эксперт»

11. «Бизнес-журнал» Главный редактор: Денис Викторов 2002 ООО «Бизнес-Журнал»

Анализ рынка деловой информации в России. Специфика и структура деловой журналистики, ее зарождение и развитие в России.

Деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, обеспечивающих читателей, зрителей, слушателей информацией делового характера, возрастает влияние бизнес-СМИ на процессы, происходящие в обществе и экономике, повышается внимание самого общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.

В настоящее время деловая пресса является неотъемлемой частью бизнеса. Современные редакции все больше тяготеют к аналитике и прогнозированию развития экономики страны. Кроме того, деловая пресса следит за изменениями фондовых рынков, валютными скачками и ростом котировок. Помимо бизнесменов, менеджеров и других специалистов высшего и среднего звена, эти издания ориентируются на людей, не желающих оставаться в вакууме и информационной блокаде.

Деловая периодика зарождается и развивается не только в двух российских столицах, но и в регионах (межрегиональная деловая пресса). В регионах зарождается амбициозная пресса, пытающаяся стать всероссийской.

В России выходит более 200 журналов экономической направленности: по общим вопросам экономики, по отраслевой и региональной экономике, экономическому образованию, предпринимательству, по отдельным направлениям экономической деятельности: акционированию; по банковскому, таможенному, страховому, бухгалтерскому делу, а также по аудиту, налогообложению, инвестициям; внешней и внутренней торговле; по вопросам международного бизнеса, финансовых рынков, рынков продукции и услуг. Особенностью современного этапа развития деловой периодики является выпуск журналов, адресованных зарубежным бизнесменам, потребителям, а также журналов о жизни бизнесменов. Количественный рост журналов этого раздела происходит очень бурно [115].

Увеличивается число людей, принимающих участие в финансово-экономических, деловых отношениях, и как следствие, возрастает потребность современного общества к получению деловой информации, быстро развивается рынок деловых средств массовой информации.

Деловая проблематика занимает значительное место и в общественно-политических изданиях, одновременно идет процесс оформления печатных изданий, позиционирующих себя на рынке исключительно в качестве деловой прессы.

Специфика деловой журналистики

Е.И. Мордовская уточняет понятие деловой прессы - "это тип печатных изданий, призванных в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикаций тех или иных материалов (журналистских, статистических, законодательных, рекламно-информационных и др.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса" [157].

задача деловой прессы - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателя о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания". Это деловые газеты и журналы, предназначенные для специалистов - вопросы экономики, политики, науки, культуры [147].

Деловая журналистика - специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в Интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий [152].

Область деятельности бизнес-журналиста - экономико-аналитическая, маркетинговая, исследовательская и предпринимательская деятельность в бизнес-среде. Деловая пресса отражает ситуацию на экономических рынках, рассказывает о функционировании предприятий, внедрении новых технологий в промышленную сферу.

Структурно-функциональная специфика деловой журналистики обусловлена тремя группами факторов: объектно-предметным наполнением; методом ("журналистской призмой"); характером аудиторий, с которыми она реализует коммуникативные отношения.

Объектно-предметную область деловой журналистики составляют все стороны и сферы общественной и частной жизни в экономико-производственном измерении. Деловая журналистика связана с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического развития.

можно выделить три уровня деловой журналистики в зависимости от типа аудиторий:

в узком смысле - бизнес-журналистика, для бизнес-субъектов;

в расширенном смысле - профессиональная (специализированная) деловая журналистика - экономическая журналистика;

в широком смысле - для всех уровней аудитории [152].

Большинство исследователей печати делят весь сектор деловой информации на:

· Экономическая информация;

· Биржевая и финансовая информация;

· Деловые новости;

· Статистическая информация;

· Коммерческая информация [152].

За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания (только деловая информация - новости и комментарии из сферы экономики) и издания для деловых людей (обеспечение деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией). Сегодня выпуском деловых изданий занимаются:

· Медиа-группы;

· Бизнесмены, для которых издательская деятельность не является профильной;

· Органы власти;

· Организации и фонды, работающие в сфере экономики [152].

Деловые издания развиваются и в регионах. Этому способствует экономическая жизнь регионов, работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители; логистика; менеджмент; управление предприятием; налогообложение; недвижимость; управление качеством; электронная коммерция; строительство; транспорт; торговля; ценные бумаги; фондовый рынок; туризм; право; бухучет и аудит; предпринимательство; электронная коммерция и др.). Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры - информационного. Нередко местные газеты становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию - от рейтингов ресторанов до предложений банков, - но и незаменимым ресурсом для рекламодателей.

Региональные деловые издания различаются в зависимости от:

· Материала носителя (бумажные, электронные);

· Регулярности выхода (периодические, непериодические);

· Целей использования информации [152].

Читатели деловых журналов - руководители и собственники компаний, промышленных предприятий, менеджеры среднего звена, представители органов власти, люди, желающие начать свой бизнес. В массе своей издания заявляют именно такую аудиторию. Чаще всего эта аудитория - "социально активная часть общества, имеющая стабильно высокий доход, преимущественно мужчины 35-50 лет". Издания имеют подзаголовки: "журнал для деловой элиты", "для первых лиц", "для состоятельных людей", "журнал представительского класса". Встречаются примеры обращения к руководителям и специалистам предприятий и номинирующие себя как "популярный деловой" журнал [152].

Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства. Специальные постоянные рубрики или разделы, помещающие деловую информацию, содержатся в таких изданиях, как "Эксперт", "Итоги", "Деловой мир", "Финансовая газета", "Экономика и жизнь".

В.С. Кулев в зависимости от целей и характера использования выделяет следующие виды деловой информации: фиксирующая, аналитическая, оперативно-справочная, рекламно-коммерческая [147].А. А. Грабельников выделяет оперативно-справочную, рекламно-коммерческую [125].

Мисонжников Б.Я. условно делит деловые СМИ на:

· Деловые издания общего профиля - издания, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью;

· Деловые издания политико-экономической направленности - издания, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события;

· Деловые издания финансовой ориентации - издания, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.;

· Биржевые деловые издания - издания, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т.д.;

· Качественные издания - особый тип ежедневной газетной периодики, венчающей всю типологическую модель и образованный вследствие длительного эволюционирования лучших деловых изданий мира. Качественные издания характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность. Эти издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его (например, "Die Welt"). Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов. Для оперативного сбора и обработки большого объема информации в таких изданиях существует развитый в структурно-функциональном отношении редакционный аппарат ("Финансовые известия", "Ведомости", "Эксперт"). редакция - это фактически аналитический центр глобального значения, причем обладающий возможностью независимого выражения взглядов и мнений, располагающий сетью собственных корреспондентов в ведущих зарубежных странах. Обычно качественное издание тематически сконструировано следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т.п.).

Таким образом, фундаментальными признаками, по которым СМИ можно отнести к деловому типу, являются:

· Аудиторный: целевой аудиторией для журнала являются люди, причастные к процессам, происходящим в экономической жизни страны. Аудитория журнала: руководители, специалисты.

· Предметно-тематическая направленность: главной темой журнала является экономика.

· Целевое назначение: деловые СМИ служат для обеспечения целевой аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире экономики.

Расширению аудитории деловых журналов способствует появ ление на информационном рынке прессы «рекомендательно-по пулярного» журнала. Так себя позиционирует, например, ежене дельник «Деньги»; он рассчитан на низшие и средние чины круп ных корпораций и, кроме того, — «на всех, кто думает, куда вложить деньги»; это одновременно и специальное практическое, и популярное издание (его «ликбезовская» сущность породила остроумные рубрики — «Лучший способ потерять деньги», «В белых штанах», «Кто на новенького», «Ва-банк» и др.). Иначе говоря, читательская аудитория журналов бизнес-прессы не ограничива ется только деловыми кругами — потребность в экономической информации сегодня чрезвычайно велика. Этим и объясняется появление популярных журналов бизнес-прессы, в том числе и по священных проблемам мелкого предпринимательства; они помо гают многим людям адаптироваться к современным условиям.

Зарождение и развитие деловой журналистики России

родиной деловых изданий, напоминающих современные, является Европа на рубеже Нового времени (XVI-XVII столетие). Именно в это время в некоторых европейских странах (Голландия, впоследствии - Британия) стали появляться предпосылки для промышленной революции. Уже с середины XVI века в городах, где концентрировался капитал и велась активная деловая деятельность, начали развиваться два основных типа деловой информационной инфраструктуры: частные информационные сети, поддерживаемые влиятельными купцами и бизнесменами, и публичные издания, предоставляющие экономическую информацию. Оба типа "праизданий" характеризовались тем, что фиксировали самые заметные события в экономической жизни и давали лишь общую информацию о происходящем. Анализ и интерпретация фактов практически полностью отсутствовали [152].

В России во второй половине XVIII века начали издаваться научно-популярные и литературные журналы, которые содержали материалы об экономике, культуре, развитии торговли, что придавало им энциклопедический характер и соответствовало вкусам читающей публики. Журналы того времени создавались для пропаганды экономических реформ и научных достижений. Отдельные разделы "толстых журналов", а также некоторые специализированные издания того времени можно рассматривать в качестве предвестников деловых журналов ("Ведомости"; издания Академии наук ("Комментарии", "Ежемесячные сочинения" и др.); "Экономический магазин" и "Труды Вольного экономического общества") [152].

В начале XIX века в России появляется ведомственная пресса: "Санкт-Петербургский журнал", "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения", "Сенаторские ведомости". К этому же периоду относится увеличение количества специализированных изданий. Расширение спектра специализированных и отраслевых журналов продолжалось и в царствование Николая I. Важным фактом развития структуры российской печати стало появление и развитие отраслевой прессы - изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Эти издания были ориентированы на аудиторию специалистов, но в них уже начали появляться разделы для общей публики [123].

Российская пресса получает новый импульс к развитию с приходом к власти Александра II. Активно развиваются и деловые журналы, такие как " Журнал для акционеров " - центральный орган владельцев государственных фондов и акций различных обществ и компаний, " Вестник промышленности " - первый в России журнал для предпринимателей. Это издание было призвано защищать нужды и требования национальной торгово-промышленной буржуазии, содействовать строительству в России железных дорог, развитию промышленности, банковского дела [123].

Конец XIX века - время промышленного подъема в России. С этим процессом связано и дальнейшее развитие периодической печати. Особенно был ощутим рост специальных, справочных и научных изданий. В это время в стране сформировался тип делового издания, обслуживающего интересы бизнеса, государственной элиты, профессиональных сообществ. Данный тип прессы в то время был представлен во всем разнообразии - издавались универсальные и специализированные деловые газеты и журналы, среди которых были ведомственные, отраслевые и др.

Появляются " Биржевые ведомости " К.В. Трубникова - первая специализированная газета, посвященная акционерно-биржевым делам. В 1912-1914 гг. в Санкт-Петербурге выходило несколько десятков газет и журналов, посвященных акционерному делу, в том числе "Биржевые ведомости", "Биржа", "Биржевая спекуляция и акционерное дело" и т.п.

Переход к рыночным отношениям, высокие темпы развития экономики и бизнеса, новые потребности населения способствуют возникновению и формированию системы российских деловых журналов. В начале XX века Широкое распространение получили ведомственные, экономические, финансовые, отраслевые, аграрные деловые журналы. Именно в этот период в России впервые начала формироваться система деловых периодических изданий, немалую часть которых составляли журналы [123].

За первые два года после Октябрьской революции было закрыто 170 журналов и газет. Подавляющее большинство оставшихся изданий было превращено в сеть изданий органов партийных комитетов и местных Советов. Деловые издания общего интереса, публиковавшиеся до революции, прекратили свое существование, потому что исчезла их целевая аудитория (предприниматели, финансовая элита и т.д.), на которую они были ориентированы, и прекращено их финансирование. Были закрыты и дореволюционные ведомственные и специализированные журналы, уступив место печатным органам большевистских ведомств [163].

В конце 20-х - 30-х гг. XX века интенсивно развивались созданные Советской властью центральные отраслевые и специализированные журналы. Появляются и провинциальные издания, посвященные экономике и финансам. Происходит трансформация деловой прессы в экономическую печать

В 90-е годы XX века в отечественной прессе произошли существенные типологические изменения. Постепенно происходила коммерциализация российской прессы. Период с 1990 по 1995 гг. можно назвать временем становления классической системы деловых журналов в России. В это время появляются первые российские деловые журнальные издания общего интереса - " КоммерсантЪ Weekly" и "Эксперт ". В этот период начинается активное развитие новых профессиональных, отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу ХХ века в России вновь формируется разветвленная система деловой журнальной периодики [152].

Историю современных российских деловых СМИ уместно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется рядом отличительных особенностей:

1) 1987-1995 гг. Становление российской деловой журналистики. Появление первых образцов классической бизнес-прессы на рынке. Развитие издательского дома "Коммерсантъ".

2) 1995-1999 гг. Развитие национальной модели деловой журналистики/прессы, рост конкуренции на рынке. Появление журнала "Эксперт". Деловая пресса Российской Федерации строилась и утверждалась в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических преобразований, возникших в обществе в постперестроечные годы. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целенаправленного спроса.

3) 1999-2003 гг. Окончательное формирование системы деловой прессы России как элемента национальной медиасистемы. Появление на рынке полного спектра видов деловой прессы. Возникновение и развитие газеты "Ведомости".

4) 2003 г. - нынешнее время. Быстрый рост числа представителей деловой прессы. Развитие мультимедийных холдингов бизнес-СМИ. Активное проникновение на рынок зарубежных брендов. Быстрое развитие подвида деловой прессы, посвященной персональным финансам.

2004 год - начинает издаваться сетевой издательский журнал "Наши деньги" (развивается на базе "Эксперта Северо-Запад"), ориентированный на регионального читателя. Выходит журнал Forbes (издавался "дочкой" немецкого концерна Axel Springer по договоренности с американским "Форбс").

2005 год - начинает выходить еженедельный журнал Business Week. Издатель - "Издательский дом Родионова".

2006 год - появляется еженедельный деловой журнал SmartMoney. Выходит ежемесячный бизнес-журнал "РБК". Начинает издаваться ежемесячный деловой журнал "D'".

2007 год - появляется ежемесячный журнал "Личный бюджет", посвященный "персональным финансам"

Деловая пресса специфична по характеру аудитории, к которой она апеллирует, и по характеру обрабатываемой информации. Сегодня выпускается достаточное количество специализированных изданий для целевой аудитории менеджеров и управленцев ("Искусство управления" - российский партнер британского The Economist, "Менеджмент сегодня", "Менеджмент в России и за рубежом", "Финансовый менеджмент", "Консультант", "Управление компанией") [163].

Можно выделить разные типы корпоративных СМИ на рынке деловых медиа, в частности, В2B - и B2С- издания.

Главная цель газет и журналов для клиентов (B2С) - наладить контакт с потребителем, создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конкретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бесплатно.

Внутрикорпоративные издания (часть изданий В2В), как правило, распространяются внутри компании. Они являются одним из инструментов создания корпоративной культуры.

в странах с разными типами хозяйствования, разным уровнем проникновения бизнес-отношений в жизнь общества, различной деловой культурой формируются значительно отличающиеся друг от друга модели функционирования деловой прессы [163].

Изменения экономики приводят к трансформации системы деловой прессы как элемента инфраструктуры, обслуживающей нужды экономической системы. В условиях глобализации, когда модели экономических систем в разных странах постепенно сближаются, а формы бизнес-отношений становятся схожими во многих государствах, следует ожидать сближения моделей работы деловой прессы во всем мире.

Неотъемлемой частью системы бизнес-прессы являются деловые журналы. На сегодняшний день в России сформировался тип делового журнала, который рассчитан на вполне конкретную аудиторию - деловое сообщество, то есть на людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Задачи современного делового журнала - пропаганда идей и принципов рыночной экономики, информирование читателей о мире бизнеса, экономики, промышленности, распространение законодательной, нормативной, отраслевой и профессиональной информации, расширение профессионального и делового кругозора читателей, формирование идеологии бизнеса, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена. Высокий уровень публикаций таких изданий заставляет прислушиваться к деловой прессе властные, финансовые структуры, интеллектуальную часть общества.

Главная функция деловых журналов состоит в обеспечении бизнес-коммуникаций. основное требование, предъявляемое к деловым изданиям - быть надежным источником информации.

1) Деловые журналы общего интереса - издания, предназначенные для бизнес-сообщества и специалистов, связанных с обслуживанием бизнеса. Большая часть содержания таких журналов является новостной, аналитической и справочной информацией об экономике, бизнесе, финансах, менеджменте. Однако подобные СМИ содержат также разделы, посвященные проведению свободного времени, хобби, спорту и др.

2) Специализированные (отраслевые и профессиональные) деловые журналы - СМИ, содержание которых представляет интерес только для лиц, профессионально связанных с определенной отраслью или сферой управленческой, производственной и коммерческой деятельности.

3) Корпоративные деловые журналы - издания, издаваемые конкретными предприятиями, корпорациями, объединениями с целью информационного воздействия на персонал компании, работников отрасли (включая конкурентов), на представителей исполнительной и законодательной власти. Их отличительные особенности - относительная независимость редакционной политики, представительность мнений, скорее отраслевая, нежели корпоративная тематика.

4) издания органов государственной власти.

Бизнес-журнал, прежде всего - нужный журнал (иначе его главный, очень занятой, читатель не стал тратить бы на него деньги и время). Тут есть сведения, необходимые для принятия оперативных решений, анализ, важный для стратегии, корректировки вкладов, есть и прогнозы развития финансовой сферы и разных отраслей, наконец, есть реклама. Такие издания помогают начать дело и успешно его вести" [106].

Следуя такой логике, деловую прессу можно определить как тип качественной прессы, предоставляющий информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной сфере деятельности.

Американская Ассоциация деловых изданий предлагает следующую дефиницию деловых средств массовой информации: "Деловое издание - это журнал или газета, которые включают новости, статьи и рекламные сообщения, предназначенные для удовлетворения специфических интересов представителей специфических профессиональных, индустриальных, торговых групп, а также групп, объединенных одним родом занятий"

Особенностью деловых изданий является характер публикуемой информации: это информация, предназначенная для потребителя, который заинтересован в прибыли, приумножении своего личного капитала или капитала своего предприятия; соответственно, информация эта отличается лаконичностью, повышенной достоверностью, а также серьезным аналитическим подходом к ней.

Ведущие темы в деловом журнале - экономика, политика, социальная сфера.

Деловой журнал включает публикации нескольких типов: аналитические, оперативно-справочные и рекламно-коммерческие.

Являясь деловым изданием, журнал выполняет следующие функции: обеспечение аудитории оперативной деловой информацией; анализ главных событий в стране, их влияние на деловую жизнь; распространение делового опыта; формирование идеологии бизнеса.

Деловые журналы также существуют в разных вариантах: теоретические, научно-практические, обучающие (от узкоспециальных — «Банкир» —до «общественно-политических деловых», объединяющих экономическую и политическую тематику).

В числе авторитетных изданий, оказывающих влияние на формируемую СМИ «картину мира», — «Коммерсантъ-weekly», «Эксперт», «Итоги», «Профиль», «Коммерсантъ-Власть», «Компания»). На них есть устойчивый спрос со стороны аудитории, имеющей достаточно высокий социальный статус и уровень жизни и проявляющей себя как люди с активной социальной позицией. Названные журналы специализируются на освещении сфер политики, экономики, культуры. Сделав ставку на аналитику, ко торая имеет прежде всего прагматическую ценность, эти журналы во многом обусловили свой успех на информационном рынке. При этом сформировались как бы два блока: издания универсальные, «для всех и обо всем» («Итоги», «Коммерсантъ-Власть»), и специа лизированные, на основе профилизации тематического ряда или на одновременном ограничении аудитории и тематики — «не для всех не обо всем» («Эксперт», «Профиль», «Компания»). Среди этих из даний есть экономические, финансовые и бизнес-журналы.

Жанровая специфика публикаций в деловой прессе заключается в использовании определенных жанров газетно-журнальной публицистики.

1. Хроника - это короткое информационное сообщение, состоящее из нескольких строк, отвечает на три главных вопроса: Что? Где? Когда? Язык хроники - "сухой", официальный. Часто хроника не имеет отдельного заголовка, а подается в подборке новостей под рубрикой (например, "Коротко")

2. Заметка - имеет самостоятельный заголовок, содержит один или несколько фактов, дает интересные для читателя подробности события…может содержать различные подробности об одном событии.

3. Новостное сообщение.

4. Репортаж - информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. Репортаж может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи [176].

5. Интервью

6. Отчет - ставит острые назревшие проблемы социально-политического значения. Отчет передает существо обсуждаемых вопросов, сообщает о принятых мерах и решениях. Наряду с официальными информационными отчетами публикуют проблемные, аналитические отчеты, выступления делегатов и т.д. Размеры отчета бывают разные - от нескольких десятков до многих сотен строк. Это зависит от значимости самого события. Различаются отчеты трех видов: общие (прямые), тематические и отчеты с комментариями. В общем отчете репортер придерживается изложения фактов в хронологическом порядке.

7. Обозрение - аналитический жанр, который знакомит читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц, год, десятилетие). Обозрение может быть посвящено не только внутренним темам, но и международным. Главное назначение обозрения состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития. Рассмотрение и интерпретация фактов происходит при обозрении элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. Журналист выполняет задачу - открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект "наглядности", что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений. В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет обозрения. Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями в области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал [176].

Обозрение классифицируется на общее и тематическое. По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение.

В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов. Обозрение включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий.

8. Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Статье присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов. В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной проблемы. журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

9. Комментарий - автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Комментарий преследует следующие цели:

направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;

формулировать прогноз развития комментируемого события;

обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач

10. Рейтинг. Цель рейтинга заключается в осуществлении определенной "ранжировки" сходных явлений по какому-либо конкретному признаку [176].

11. Прогноз - чаще всего их составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности [176]. Журнал "Эксперт" практически в каждом номере содержит несколько материалов данного жанра.

На сегодняшний день одно из первых мест в рейтинге деловых изданий России по праву занимает журнал "Эксперт" - общенациональный деловой еженедельник и «Форбс».

Forbes

(рус. «Форбс») — американский финансово-экономический журнал; одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан в 1917 году Берти Чарлзом Форбсом.Девиз журнала: «Инструмент капиталиста». Штаб-квартира журнала расположена на 5-й авеню в центре Нью-Йорка. Главный редактор на 2011 — Стив Форбс; издатель — Ричард Карлгаард.

Журнал Forbes предоставляет вниманию читателей истории успешных проектов и их товаров, истории о провалах проектов и их причины, жизнь и деятельность известных предпринимателей, причины и следствия громких событий, рейтинги самых богатых людей мира, самые большие гонорары звёзд шоу-бизнеса и спортсменов, доходы и расходы, бизнес-фокусы и PR-трюки.

Forbes является ведущим деловым журналом в мире[3]. Каждый номер журнала содержит более 60 аналитических статей о компаниях, их создателях и руководителях. Общая аудитория Forbes и его международного англоязычного издания составляет около 5 млн человек по всему миру. Кроме того, на местных языках журнал выходит в Грузии, Польше, России, Казахстане, Эстонии, Японии, Бразилии, Корее и Китае.

Признание журнал получил благодаря своим смелым расследованиям в мире бизнеса и объективным оценкам событий, а также различным спискам и рейтингам, публикуемым им. Среди них наибольшую известность получил список миллиардеров мира.

Впервые попытку оценить состояние ведущих бизнесменов Forbes предпринял в 1918 году, опубликовав список 30 богатейших американцев. Лидером первого рейтинга стал Джон Рокфеллер с огромным по тем временам состоянием в 1,2 млрд долларов.

Российское издание журнала

Россия стала пятой страной мира, где Форбс начал издавать свой журнал. Первый российский номер журнала вышел в апреле 2004 года. Издателем журнала стало ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», дочерняя компания немецкого медиахолдинга Axel Springer AG.

В 2004 году главным редактором журнала был назначен Пол Хлебников. В мае того же года русский Forbes опубликовал список 100 самых богатых граждан России. Хлебников был убит 9 июля 2004 года неподалёку от здания редакции Forbes в Москве. С 30 августа 2004 до марта 2011 года главным редактором был Максим Кашулинский[4], с 16 мая 2011 года — Елизавета Осетинская[5].

Летом 2007 года издание пытался приобрести Издательский дом Родионова[6]. 9 ноября 2009 года открыт сайт российского журнала Форбс. Forbes.ru – это новостной портал о бизнесе, экономике, финансах, карьере и стиле жизни.

Forbes имеет доступ к первым лицам компаний, политикам и лидерам мнений и получает информацию от самых осведомленных источников.

Аудитория одного номера составляет 1 143 500 читателей*. Тираж издания в России составляет 100 000 экземпляров.

(*TNS Россия, декабрь 2010 - апрель 2011)

На страницах Forbes публикуются истории успеха и поражений крупнейших предпринимателей мира, новости в сфере бизнеса и инвестиций, журналистские расследования, аналитические обзоры о состоянии различных отраслей бизнеса, рейтинги успешных бизнесменов и компаний, звёзд шоу-бизнеса, спортсменов. Аудитория издания составляет около 5 млн человек.[11][2] Forbes является в США вторым по объёму аудитории (после Business Week) деловым журналом.[5]

Тираж американской версии Forbes — более 0,9 млн экземпляров.[2] Местные издания журнала Forbes печатаются в России (базовый тираж в 2012 году 100 тыс. экземпляров),[12] Японии, Бразилии, Корее, Китае, Израиле, Польше, арабских странах,[2][13] Европе (проект запущен в мае 2011 года на 11 стран),[14][15] Грузии.[16] Начало работы, с декабря 2011 года, Forbes в Грузии было отмечено скандалом — в знак протеста против цензуры уже в марте 2012 года журнал Forbes Georgia покинул его главный редактор Реваз Сакеваришвили.

Среди популярных приложений издания — Forbes Style (выходит 4 раза в год),[6][3] Forbes Woman (выходит 4 раза в год),[3] Forbes Life,[32] Forbes Real Estate.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: