Понятие спроса и предложения

Виды спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.

Понятие предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

- Виды спроса. Спрос — это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельных субъектов экономики или спрос на микроуровне или спрос на макроуровне. Совокупный спро с (спрос на макроуровне говорят) – общий объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен. Различают также действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

- Закон спроса. Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость. Qd=f(1/P). Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Закон не действует в следующих случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен; для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

- Факторы, влияющие на спрос. Влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера.

1. Цена на товар. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них.

2. Потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.

3. Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

4. Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться.

5. Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары.

6. Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него.

- Эластичность спроса. Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффи-циент эластичности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности: эластичность спроса по цене (относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %); эластичность спроса по доходу (показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.); перекрестная эластичность спроса по цене (показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.); точечная эластичность спроса (эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения); дуговая эластичность спроса (показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке).

- Понятие предложения. Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

- Закон предложения. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

- Факторы, влияющие на предложение. Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия.

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические).

8. Размеры рынка.

- Эластичность предложения. Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы. Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: