4 типа рынков: рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; рынок чистой монополизации.
Ценообразование на различных типах рынков.
Классификация цен: 1. Оптовые цены: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности; 2. Цены на строительную продукцию: сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена; 3. Закупочные цены; 4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта; 5. Розничная цена: коммерческая, аукционная цена.
Факторы, влияющие на уровень цен: потребители, государственное регулирование, участники каналов товародвижения, конкуренты, издержки.
Выбор метода ценообразования.
Порядок ценообразования. Этапы ценообразования: 1. Постановка задач ценообразования. 2. Определение влияния внешних факторов на цену.3. Оценка издержек.4. Анализ товаров и цен конкурентов.5. Выбор методов ценообразования. 6. Установление окончательной цены.
►Ценообразование на различных типах рынков. Ценовая политика предприятия во многом зависит от типа рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования.
►4 типа рынков: рынок чистой конкуренции (совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товарным продуктом в ситуации, когда ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.); рынок монополистической конкуренции (рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне цен); олигополистический рынок (рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и Марк-говым стратегиям друг друга, торгует с большим количеством покупателей); рынок чистой монополизации (На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.).
►Классификация цен: 1. Оптовые цены: оптовые цены предприятия (цена, по которой предприятия реализуют свою продукцию друг другу; включает себестоимость продукции, налог на добавленную стоимость и прибыль предприятия.), оптовые цены промышленности (представляет собой сумму оптовой цены предприятия, налога с оборота и наценки в пользу сбытовых организаций.); 2. Цены на строительную продукцию: сметная стоимость (это стоимость любого строительства), прейскурантная цена (это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством), договорная цена (это стоимость подрядных работ, за которую подрядная организация, определенная исполнителем, согласна выполнить объект заказа); 3. Закупочные цены (это цены на продукцию, поставляемую через посредников (торгово-закупочные и снабженческие организации); 4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта (плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения); 5. Розничная цена: коммерческая (цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке.), аукционная цена (особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара).
►Факторы, влияющие на уровень цен: потребители, государственное регулирование, участники каналов товародвижения, конкуренты, издержки.
►Выбор метода ценообразования. Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах. Методы ценообразования: 1. Ориентированные на издержки производства: - Затратный - является одним из наиболее распространенных. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, отчисления во внебюджетные фонды. - Агрегатный - Цена представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, входящих в продукцию, которые ранее были определены, с добавлением затрат по сборке и компоновке. - Структурной аналогии - применяется если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты, оплата труда). 2. Ориентированные на качество, потребительские свойства продукции. Данные методы применяются для продукции, характеризующейся наличием определенных качественных характеристик, важных для потребителя: - Метод Удельных показателей - применяется, если возможно выделить один основной количественный показатель, от которого будет зависеть цена товара (мощность, производительность, содержание основного компонента). - Балловый - применяется, если потребительские свойства, которые нужно учесть в цене не поддаются количественному измерению, и не имеет определенных показателей качества. - Корреляционно-регрессионный. Позволяет установить зависимость цены от нескольких качественных показателей продукции и выразить в эмпирической формуле. 3. Ориентированные на спрос, уровень конкуренции: - Метод торгов (тендеров) В ходе торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими показателями. - Следование за лидером. Суть состоит в том, что предприятие при назначении цен ориентируется на цены конкурентов, может установить цену отличающуюся от цены лидера, оправданную качественными различиями товара.
►Порядок ценообразования. Этапы ценообразования: 1. Постановка задач ценообразования. 2. Определение влияния внешних факторов на цену. 3. Оценка издержек. 4. Анализ товаров и цен конкурентов. 5. Выбор методов ценообразования. 6. Установление окончательной цены.






