Предпринимательство и его функции

Предпринимательская деятельность близка такому фактору как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства, в силу той значимости (роли) которую эта деятельность имеет для каждого предприятия и для рыночной экономики в целом.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается посредством выполняемых функций:

- предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя успех их проведения;

- предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

- предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

- предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Предпринимательская деятельность по кодексу:

«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Под функциями бизнеса понимается осуществление деятельности по производству и обмену операциями с другими элементами хозяйственной среды(экономическая обстановка, политическая ситуация, правовая среда).

К основным функциям относятся:

- маркетинг (исследование рынка, спрос, изучение конкурентов любым путем, изучение отчетности, реклама, сбыт продукции);

- организация производства;

- планирование деятельности (бизнес-план);

- материально-техническое обеспечение (материальные ресурсы);

- управление кадрами;

- ведение финансов и учета.


ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы к теме

2.1. Основные требования к бизнес-плану

2.2. Цели и задачи бизнес-плана

2.3. Структура бизнес-плана

2.4. Выбор хозяйственной ниши

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего нужен бизнес-план?

2. Какие требования предъявляются к бизнес-плану?

3. Цели и задачи бизнес-плана.

4. Структура бизнес-плана.

5. Зачем предприниматель ищет хозяйственную нишу?

6. Как осуществляется выбор хозяйственной ниши?

7. Чем отличается хозяйственная ниша от рыночной?

8. Как осуществить выбор рыночной ниши?

9. Какие источники информации для выбора хозяйственной и рыночной ниши вы знаете?

2.1 Основные требования к бизнес-плану

Известно, что для создания дома, комбайна или автомобиля необходимо сделать чертеж и расчет. Для построения бизнеса необходим бизнес-план.

Бизнес-план - это плановый документ, а процесс его разработки - один из видов планирования вашего будущего бизнеса. В процессе планирования необходимо решить, в каком направлении развиваться вашему бизнесу, определить цель и способы ее достижения. Иначе говоря, бизнес-план предполагает эффективное управление - это процесс постановки цели (подцели) и разработки мероприятий, обеспечивающих ее достижение.

Бизнес-план необходим начинающим предпринимателям, а также работающим фирмам, предприятиям в процессе их реконструкции или при попытке совершенствовать свою деятельность. Новое дело - по всегда некоторый прогноз событий, когда необходимо уяснить основные направления бизнеса, его слабые и сильные стороны, просчитать примерный объем денег.

Бизнес-план – это стандартный документ для ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Это элемент имиджа вашего предприятия. Всегда предприниматель выглядит убедительно, если его фирма имеет бизнес-план, отражающий развитие фирмы на ближайшие годы.

Бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия. Умение разработать бизнес-план необходимо в силу следующих причин:

- рыночные условия требуют от предпринимателя реализации его предприимчивости. Начинающие предприниматели не всегда представляют себе весь круг проблем, связанных с предпринимательством в рыночной среде;

- конкуренция, постоянно меняющиеся внешние условия хозяйствования приводят порой в тупик даже опытных руководителей, поэтому просчитать свои будущие шаги особенно важно;

- бизнес-план является связующим звеном между предпринимателем и инвестором. Если у предпринимателя недостаточно средств н он хочет привлечь средства со стороны, то ему надо заинтересовать потенциальных инвесторов вложить деньги в предлагаемый бизнес. Поэтому ему необходимо доказать эффективность такого вложения, реально оценить все возможные аспекты испрользования инвестиционных средств, как положительные, так и отрицательные. Бизнес-план понадобиться, если обратиться за средствами в банк, он поможет убедить банкира в надежности вложения средств, в реальности возвращения выдаваемого им кредита и получения собственной прибыли;

- бизнес-план позволит самому предприятию оценить существующую экономическую ситуацию, отчетливо увидеть перспективы своего бизнеса, определить эффективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленной цели, проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Ценным является не только конечный результат бизнес-плана, но и процесс разработки, потому что все участники составления его получают большой опыт совместной деятельности и общения;

- бизнес-план для предпринимателя и всех сотрудников служит стандартом, с которым необходимо сверять результаты практической деятельности по его реализации я вносить в эту деятельность необходимые коррективы. План позволяет сотрудникам четко понять цель, задачи и увидеть собственные перспективы, связанные общим бизнесом предприятия. Необходимо позаботиться об оформлении бизнес-плана.

2.2. Цели и задачи бизнес-плана

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший период и перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателям решить следующие основные задачи:

- определить, конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках:

- сформулировать цели (подцели) на перспективу фирмы, определить стратегию и тактику), и другие мероприятия, направленные на реализацию целей. Определить менеджеров, ответственных за реализацию каждой стратегии;

- выбрать состав и определить показатели товаров или услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации:

- оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- оценить финансовое и материальное положение фирмы и его соответствие поставленным целям:

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, стимулированию продаж, каналам сбыта, ценообразованию, рекламе и т.д.;

- предусмотреть трудности, «барьеры» вхождения в рынок, которые способны помешать, выполнению бизнес-плана.

Кроме того, планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана приносит большую пользу:

- заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы;

- позволяет осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей:

- устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля:

- заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения:

- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций:

- наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство бизнес-плана заключается в том, что он показывает перспективу развития фирмы, возможности достижения поставленной цели, наличие ресурсов (финансовые, материальные, трудовые) и их необходимое количество. Он позволяет определить, стоит ли вкладывать деньги в выбранное дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

2.3. Структура бизнес-плана

Фирмы составляют свои бизнес-планы по-разному, эго зависит от характера бизнеса, целей плана или требований инвесторов. Однако независимо от формы составляемого бизнес-плана, есть ключевые вопросы, которые необходимо тщательно продумать и изложить. Их можно представить в виде основных блоков, наличие которых в плане обязательно.

1. Характеристика фирмы.

2. План маркетинга.

3. Цели стратегии.

4. План производства.

5. Организационный план.

6. Юридический план.

7. Финансовый план и прогноз рисков.

8. Резюме.

Резюме

Бизнес-план начинается с резюме - кратких выводов. Это решающая часть бизнес-плана, суть вашего бизнеса, результат написанного бизнес-плана.

Краткие выводы могут быть: описательными или конспективными.

Конспективные выводы - это изложение, повторяющее в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана.

Описательные краткие выводы похожи на краткий рассказ о деятельности и перспективах фирмы. Им присущ эмоциональный характер описания. Они особенно хороши для бизнеса, связанного с новизной, обладанием патента или новой технологией.

Описательные краткие выводы имеют меньше пунктов, чем конспективные. Наибольшее внимание уделяется концепции дела и основным его моментам, наименьшее - деталям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: