Предмет и система гражданского права

Термин „гражданское право” многозначен. Под ним понимают, в частности:отрасль права как определенную совокупность правовых норм;науку как систему знаний, идей, представлений о гражданско-правовых явлениях;учебную дисциплину.

Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ). В круг таких отношений гражданский кодекс прямо включает имущественные отношения, а также связанные с ним личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, то есть материальных предметов и других экономических ценностей, и притом повсюду конкретных материальных объектов и между конкретными субъектами.

Предмет имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, обычно выражается в денежной форме и имеет возмездный характер. Однако, возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания (независимо от их связи с имущественными отношениями) и не отделимых от личности.

Гражданское право любой страны, в том числе России, имеет свои принципы, под которыми понимаются основные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Они названы в ст.1 ГК РФ.

Первый принцип – равенство участников гражданских правоотношений.

Второй принципнеприкосновенность собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и полного возмещения.

Третий принцип – свобода договора –участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях..

Четвертый принцип – недопустимость вмешательства в частные дела –право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени.

Пятый принцип – беспрепятственное осуществление гражданских прав –каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности

Шестой принцип – восстановление и судебная защита нарушенных прав – означает, с одной стороны, наличие строгой имущественной ответственности субъектов гражданского права при нарушении принятых на себя обязательств, а с другой – возможность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в арбитражном суде акты государственных органов или органов местного самоуправления, незаконно ограничивающие права участников имущественного оборота Как и любая другая отрасль права, гражданское право имеет свою систему.

Система гражданского права – это его структура, состав отдельных институтов и норм в их определенной последовательности. Система гражданского права существует объективно, отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Она получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера – таких, как Гражданский кодекс, а так же в науке права и в учебном процессе, которые придерживаются этой системы, что облегчает изучение и преподавание курса гражданского права.

Гражданское право включает в себя две большие группы институтов и норм: общую и особенную части. Далее система гражданского права делится на подотрасли права, представляющие собой совокупность нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов и имеющих свой подотраслевой предмет и метод регулирования. В свою очередь, общая часть и подотрасли особенной части делятся на институты, то есть совокупности правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. В качестве примера можно привести институт представительства или институт купли-продажи.

Общая часть содержит положения, которые имеют значение для всех или многих институтов особенной части гражданского права. В общую часть входят институты и нормы, определяющие предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав. В нее включаются также нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений - субъектам гражданских прав; главному основанию возникновения и прекращения гражданских правоотношений - сделкам. К общей части относится и институт, используемый для совершения и реализации сделок: представительство и наиболее распространенное его основание - доверенность. Наконец, общее значение имеют правила о сроках вообще и о сроках для принудительного осуществления субъективного права через суд, арбитражный суд и третейский суд — о сроках исковой давности, в частности.

Особенная часть включает в себя следующие подотрасли права: право собственности и иные вещные права; обязательственное право; личные неимущественные права; право на результаты творческой деятельности; наследственное право.

БИЛЕТ № 4

1. Бюджетный процесс

Выполнение гос-ом возложенных на него фун-й связано с наличием у него необходимых фин-х ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в гос-ве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают фин-ые отношения между гос-м, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия гос-ых и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре­деляется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции, другие контрольные органы исполнительной власти).

В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.

Такими полномочиями наделены:

• органы представительной и исполнительной власти;

• финансовые и налоговые органы;

органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

• главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

• государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос. Думы основные направления денежно-кредитной политики гос-ва, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета гос-ых целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

• исполнение бюджета в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.




double arrow
Сейчас читают про: