Пурва-миманса

Слово «миманса». «Миманса-сутра». Санскритское слово «миманса» означает «исследование, изучение». Следует различать то, что называется «пурва-миманса» - «первая миманса», и то, что называется «уттара-миманса» - «более высокая миманса», или веданта. В истоках пурва-мимансе лежит «Миманса-сутра» Джаймини. Если остальные ортодоксальные даршаны имели то или иное количество собственных философских построений, категорий, оснований, то обе мимансы прямо исходят из авторитета «Вед», которые, по их мнению, так же вечны, как мир, и истинность которых самоочевидна.

Различия двух видов мимансы. Однако мимансы исходят из разных слоёв из разных слоёв «Вед». Если уттара-миманса исходит их четвёртого слоя «Вед» - из «Упанишад», то пурва-миманса – из второго слоя «Вед» - из «Брахманов», в которых главное место занимает описание жреческого ритуала и где этот ритуал начинает приобретать самостоятельное значение. Соответственно в пурва-мимансе исходный результат зависит не от свободной воли богов, в чьей власти принять или отвергнуть жертвоприношение, а от правильности исполнения ритуала. Это означает, что в пурва-мимансе религия вытесняется магией. Не отвергая существования традиционных богов индийского пантеона, миманса отрицает существование бога-творца и все доказательства в пользу его бытия.

Мировоззрение мимансы. Мироздание. Душа. Мироздание реально и вечно. Многие сторонники пурва-мимансы разделяли представления вайшешики о мире. Тела состоят из вечных атомов земли, воздуха, огня и воды, пребывают в непрерывном эфире, и существуют в пространстве и времени. Мироздание управляется не волей личного бога, а безличным законом кармы. Кроме тел, в мироздании существуют души. Отрицая бога-творца, пурва-миманса не признаёт и единую верховную душу, как это было в вайшешике, признавая, однако, существование множества индивидуальных душ. Каждая из этих душ вечна, она оживотворяет и одушевляет тело, но не умирает вместе с его смертью, потому что должна пожать плоды своих прежних деяний. Душа продолжает своё существование в другом теле по закону кармы, а следовательно, страдая. Представление о жизни как о страдании, общее для подавляющего большинства индийских учений, характерно и для мимансы. Цель ритуала, согласно мимансе, в прекращении сансары через освобождение души от довлеющего над нею закона кармы, отчего кармы, накопленные в прошлом, уничтожаются – и душа больше не воплощается и не страдает (она вообще лишается сознания), но также и не испытывает и удовольствия, а тем более положительного блаженства.

Благо. Благо (счастье) – нихшрейяса – в освобождении души от тела, которое привязывает душу через свои органы чувств, органы движения, через низменные потребности, желания и страсти к телесному мирозданию, где малые удовольствия сопровождаются большими страданиями.

Гносеология. В гносеологии пурва-миманса, признавая реальность мира, допускала и достоверность его познания. Она учила о непосредственном восприятии через опыт, который, однако, говорит лишь о существовании того или иного предмета, о том, что он есть, - опосредованное восприятие. Чувства не создают лишь иллюзию существования, утверждала пурва-миманса. Пурва-миманса допускала наличие невоспринимаемой причины как единственно возможного объяснения воспринимаемого явления. Она видела источники достоверного знании в выводе (анумана) и сравнении (упамана).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: