Технология и виды работы с дошкольниками с ОНР над диалогом, пересказом, рассказом. Примеры заданий и упражнений

Дети с ОНР 1 уровня:

Проводиться работа по развитию активной подражательной речевой деятельности:

1.Называние:

-близких людей, родственников.

-имён друзей, кукол.

2.Подражание:

-крикам животных, звукам окружающего мира.

-звукам музыкальных инструментов.

Дети с ОНР 2 уровня:

Связная речь здесь характеризуется недостаточной передачеё некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению названий увиденных предметов и событий.

При формировании связной речи используются упражнения:

- подбор коротких фраз, состоящих из простых одно-двусложных слов с повторяющимися согласными. Такие предложения произносятся с различным ударением, силой голоса, интонационной окраской.

- составление простых предложений с опорой на картину, демонстрацию действий:

* коротких рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин;

* рассказов-описаний;

*пересказов.

- совершенствование диалогической речи детей. Логопед учит их адекватно отвечать на вопросы, участвовать в драматизации знакомых сказок и небольших рассказов, заучивать потешки и небольшие стихотворения.

Дети с ОНР 3 уровня:

Основное содержание занятий:

- обучение детей построению самостоятельных высказываний;

-закрепление навыков построения различных типов предложения;

-обучение детей передавать различные впечатления об увиденном;

- обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составления рассказа по картине, серии сюжетных картин, описанию предметов и объектов.

Важно что бы ребёнок усвоил правильные представления о рассказе как о комплексе предложений, объединённых целостной сюжетной линией и единством стилистических и лексико-грамматических средств. Для этого дошкольников учат выделять начало, середину и конец сюжетной линии текста и тд.(временная взаимосвязь линии сюжета, роль главных персонажей).

Дети с ОНР 4 уровня:

Основное содержание занятий:

- сравнение предметов, сходных по внешнему виду и назначению, а затем составление рассказов-описаний каждого из них.

-самостоятельное составление загадок на основе отличительных особенностей предмета.

-подбор рифмующихся слов и сочетаний.

-перечисление дробных составляющих единого процесса(Варить борщ – взять овощи, вымыть их, взять кастрюлю и тд).

-запоминание и оречевление цепочки выполняемых действий.

-составление коротких рассказов по логически выстроенным сюжетным картинкам

- составление предложений по опорным словам и включение их в рассказ.

-составление рассказов с элементами небылиц или забавных событий.

- установление причинно-следственных связей.

-придумывание рассказа по началу и концу заданным логопедом.

--пересказы рассказов, сказок:

* с использованием опорных картинок.

* по вопросному плану;

*с придумыванием своего начала, концовки, заголовка.

* с распространением предложений;

* с добавлением эпизодов;

*с элементами рассуждений;

- заучивание стихотворений.

Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то...»

«Если бы я стал невидимым...»

«Если весна не наступит никогда...»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: