Исследователи установили много характерных черт, в совокупности образующих индивидуальности, и большинство психологов соглашаются, что характерные черты, составляющие индивидуальность отдельного человека, можно обобщить в виде иерархической структуры. Так, модель индивидуальности «Большая пятерка» выделяет пять общих характерных черт индивидуальности:
1.Экстраверсия (положительные эмоции, общительность, теплота)
2.Нервозность (Беспокойство, концентрация на внутреннем мире)
3. Уживчивость (Доверие, прямодушие, мягкость)
4. Добросовестность (компетенция, порядок, самодисциплина)
5. Открытость к познанию (действия, идеи)
Экстраверсия — это черта индивидуальности, характеризующая предрасположенность человека испытывать преимущественно положительные эмоциональные состояния и чувства в отношении как себя самого, так и окружающего мира. Экстраверты, т.е. люди, занимающие высокое место по шкале экстраверсии, как правило, общительны, эмоциональны и дружелюбны. Интроверты — это люди, имеющие по шкале экстраверсии низкий показатель; они с меньшей вероятностью испытывают положительные эмоциональные состояния и в меньшей степени склонны к взаимодействию с другими.
Нервозность. В отличие от экстраверсии нервозность (neuroticism) характеризует склонность людей испытывать негативные эмоциональные состояния, чувствовать подавленность и в целом рассматривать себя и окружающий мир сквозь темные очки. Люди, имеющие высокие показатели по этой шкале, испытывают отрицательные эмоции и часто подвержены действию повышенного стресса во многих ситуациях. Люди с высоким показателем нервозности чаще испытывают подавленность и относятся отрицательно к своей работе и в целом к ситуации, в которой они работают.
Уживчивость — это черта, характеризующая разницу между людьми, которые хорошо сходятся с другими, и теми, у кого это не получается. Для тех людей, у которых показатель уживчивости высок, обычно характерны теплые отношения с другими людьми и стремление помочь другим. А те, у кого показатель по этой шкале низок, часто демонстрируют антагонизм в отношениях, недоверие, отсутствие симпатии, нежелание сотрудничать и грубость. Низкий показатель уживчивости может быть вполне приемлем для работ, которые требуют, чтобы человек демонстрировал некоторый антагонизм, как, например, контролер билетов или сержант, муштрующий в армии новобранцев.
Добросовестность — это степень проявления у человека тщательности, скрупулезности и настойчивости. Люди с высоким показателем по этой шкале хорошо организованы и дисциплинированы.
Открытость к познанию, свидетельствует о степени оригинальности человека, его открытости к широкому диапазону стимулов, наличии широких интересов и готовности пойти на риск, что отличает его от узконаправленных и осторожных людей. В работах, требующих частой смены занятий, инновационного подхода или связанных со значительным риском, люди, готовые к экспериментам, могут получить преимущество.
Черты индивидуальности, особенно значимые для организаций: Место контроля, Самооценка, Потребность в достижениях, Потребность в причастности, Потребность во власти.
Вопрос 24. Отношение к работе и удовлетворенность работой
Удовлетворенность работой — это совокупность чувств и убеждений, которые люди испытывают по поводу своих текущих трудовых обязанностей. Типы людей и степень их удовлетворенности работой могут меняться в очень широких пределах, от очень большой удовлетворенности до крайне негативного раздражения. Удовлетворенность работой — один из наиболее важных и хорошо изученных аспектов организационного поведения, поскольку этот фактор обладает большим потенциалом, позволяющим ему в значительной степени влиять на поведение людей в самых разных организациях.
У ровень удовлетворенности человека в первую очередь зависит от трех основных факторов: индивидуальности, трудовой ситуации и социального влияния.
1. Индивидуальность — это устойчивый тип того, как человек чувствует, думает и ведет себя; это первый фактор, определяющий, что человек думает и чувствует в отношении своей работы, испытывает ли удовлетворение от нее. Индивидуальность человека влияет и на то, в какой степени его мысли и чувства в цепом положительны или отрицательны.
2. Трудовая ситуация. Возможно, наиболее важным источником удовлетворенности работой служит сама ситуация — задачи, которые человек выполняет, люди, с которыми он взаимодействует в ходе работы, среда, в которой он работает, и то, как организация относится к человеку. Любой аспект самой работы и организации, в которой человек работает, — это часть трудовой ситуации, которая может влиять на степень удовлетворенности работой.
3. Социальное влияние.Последний фактор, во многом определяющий удовлетворенность работой, — социальное влияние или воздействие других людей или групп на типы отношений и поведения человека. Коллеги, т.е. группа людей, к которой принадлежит на работе человек, и культура, в которой человек вырос и живет, способны заметно влиять на степень, удовлетворенности работой.