Логистика

Вопрос 44.Понятие логистики. Основное назначение логистики в компании. Системность в логистике. Связь маркетинга и логистики.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Объект исследования логистики — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок или любая комбинация из них.

Предмет исследования логистики — это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.

«8 правил логистики»:

1. ПРОДУКТ - нужный продукт;

2. КАЧЕСТВО - необходимого качества;

3. СТОИМОСТЬ - с требуемым уровнем затрат;

4. ПОТРЕБИТЕЛЬ нужному потребителю;

5. КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве;

6. ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

7. МЕСТО — в нужное место;

8. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ — система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.

Логистическая система — упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики.

Свойства логистической системы:

- целостность и членимость — логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

- сложность (большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, сложная система управления, обусловливаемая воздействием на логистическую систему значительного числа стохастических факторов внутренней и внешней среды);

- подвижность — изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;

- адаптивность — способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями и под воздействием внешней среды.

Элемент логистической системы — функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию.

Логистическая функция — укрупненная группа (совокупность) операций, однородных с точки зрения их цели и направленных на реализацию целей логистической системы.

Логистический канал — частично упорядоченное множество предприятий и организаций, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителей.

Логистическая цепь — линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур.

Логистическая сеть — множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам. Логистические задачи решаются не изолированно, а в комплексе, в единой системе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней и внешней среды — технических, технологических, экономических, правовых и организационных.

Системные исследования в логистике основаны на принципе изоморфизма законов в различных функциональных областях логистики. Одна из главных задач такого исследования — выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных функциональных областей логистической деятельности. Междисциплинарный характер законов, понятий и методов исследований позволяет переносить их из одной сферы логистической деятельности в другую.

Системный подход — методология научного познания, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конкретная конечная цель, для достижения которой создается система. Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем.

Любой объект при системном подходе рассматривается как система, состоящая из закономерно структурированных и функционально организованных элементов. Системный подход есть систематизация, объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними.

Различные определения системного подхода:

- интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления и объекта (А. Холл);

- адекватное средство исследования и разработки объектов, представляющих собой органичное целое (С. Оптнер).

Взаимосвязь логистики и маркетинга

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

- снизить запасы на всем пути движения материального потока,

- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

- снизить транспортные расходы;

- сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации, сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30—70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30—50%).

Вопрос 45. Обслуживание клиентов в логистике

Основные понятия качества, Качество обслуживания потребителей.

Качество определяется как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные или предполагаемые потребности» (Международный стандарт ИСО 8402).

Качество обслуживания потребителей — это интегральный показатель, охватывающий совокупность логистических параметров (срок доставки, количество выполненных заказов, длительность цикла обслуживания, время ожидания постановки заказа на исполнение и т. п.)

Система качества обслуживания потребителей — совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.

Недостаток услуги — несоответствие услуги стандарту, условиям договора или требованиям потребителей к уровню качества обслуживания.

Концепция «лицом к потребителю»:

- бережное отношение к заказчикам;

- тщательный контроль уровня качества обслуживания;

- учет предложений потребителей относительно повышения уровня качества логистического обслуживания.

Политика качества включает:

- документацию, в которой представлены обязательные для всего предприятия принципы, цели и стратегии по качеству;

- обязательство, принятое руководством предприятия относительно качества обслуживания потребителей;

- процедуру, которая обеспечивает знание сотрудниками всех функциональных подразделений предприятия принципов и целей относительно качества и выполнение их в повседневной работе.

Элементы ИСО 9000:

1. Ответственность руководства.

2. Система контроля качества.

3. Обязательства поставщика.

4. Управление проектированием.

5. Управление документацией.

6. Качество при закупках.

7. Идентификация продукции и обеспечение прослеживаемости.

8. Управление процессом предоставления услуги.

9. Оценка качества обслуживания потребителей.

10. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.

11. Корректирующие действия применительно к несоответствующим услугам.

12. Погрузочно-разгрузочные работы, складирование, упаковка, доставка и обеспечение сохранности продукции.

13. Взаимодействие с потребителями.

14. Контроль данных о качестве обслуживания.

15. Внутренние проверки качества обслуживания.

16. Обучение персонала.

17. Статистические методы.

Руководство по качеству обслуживания потребителей в краткой форме содержит:

- принципы контроля над качеством обслуживания потребителей;

- описание организационной структуры предприятия;

- описание процессов обслуживания потребителей;

- описание ответственности персонала функциональных подразделений предприятия;

- необходимые ссылки на нормативную, техническую и управленческую документацию.

Основные принципы качества обслуживания потребителей:

- ориентация на удовлетворение потребностей потребителей;

- ориентация на функциональный процесс;

- ориентация системы обслуживания потребителей на предотвращение ошибок, сбоев и несоответствий;

- ориентация на совершенствование функционального и информационного процессов, документации;

- участие всех сотрудников функциональных подразделений предприятия в обеспечении качества обслуживания потребителей;

- четкое распределение должностных обязанностей.

Концепция качества Деминга:

1. Сформулировать цель предприятия.

2. Изложить новую философию.

3. Исключить промежуточный контроль качества.

4. Необязательно отдавать предпочтение самому дешевому предложению.

5. Постоянно совершенствовать системы предприятия.

6. Применять современные методы обучения персонала.

7. Обеспечить правильное поведение руководства.

8. Создать атмосферу доверия.

9. Избегать предупреждений.

10. Не ставить жестко установленных норм.

11. Обеспечить возможность гордиться своей работой.

12. Поощрять обучение.

Эффективность системы обслуживания потребителей — показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования системы обслуживания при заданном уровне общих затрат предприятия. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном цепи поставок, эффективность системы обслуживания определяется уровнем качества исполнения его заказа.

Эффективность логистических систем в значительной мере зависит от способности наметить на ранних стадиях процесса обслуживания потребителей потенциальные результаты. Тем самым создается адекватная атмосфера ожиданий и стимулов для персонала.

В систему отчетности включаются показатели, позволяющие менеджерам оперативно выявлять и предотвращать потенциальные проблемы. Например, система контроля над распределением выделяет приоритетные заказы, для того чтобы менеджеры могли предупредить возникновение возможных сбоев в ходе исполнения заказа ключевого потребителя. Другим примером может служить предупреждение о том, что система обработки заказов перегружена. Такое отслеживание ситуации позволяет заранее обнаружить признаки будущей неспособности осуществить обслуживание принятых к исполнению заказов.

Стандарты обслуживания потребителей, сертификация систем обслуживания.

Стандартизация — это деятельность по унификации планов, процессов, систем планирования, систем обмена данными, документооборота, грузовых единиц, торговой и транспортной упаковки продукции.

Сертификация системы обслуживания — это процедура подтверждения (признания), посредством которой независимая от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя) третья организация удостоверяет в письменной форме, что данная система обслуживания соответствует установленным нормам и требованиям.

Процедура сертификации системы обслуживания:

1. Оценка имеющейся на предприятии системы обслуживания потребителей на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9000: 2000.

2. Определение необходимых изменений.

3. Разработка программ обслуживания потребителей.

4. Определение и внедрение новых процедур в области обслуживания потребителей.

5. Разработка руководства по обслуживанию потребителей.

6. Предварительная встреча с аудитором для анализа документации по системе обслуживания потребителей.

7. Аудит обслуживания потребителей.

8. Получение сертификата соответствия.

Сертификат системы качества представляет собой свидетельство, выданное по правилам системы сертификации и удостоверяющее соответствие системы обслуживания потребителей заданному стандарту

Основные понятия цикла обслуживания.

Теория циклов — системная теория, исследующая закономерности в формировании структуры циклов в процессах «жизни» различного типа систем.

Цикл обслуживания потребителя — повторяющийся законченный замкнутый процесс, переводящий цель (удовлетворение потребности потребителя) в определенный результат (продукцию, предмет и объект) удовлетворения потребности.

Законы цикла обслуживания потребителей:

- закон структуры — определяет способ организации и обеспечения единства стадий цикла обслуживания потребителей. Связи стадий цикла обслуживания существенны и необходимы. Последовательность стадий, требования к эффективности и уровню качества каждой стадии, повторяемость требований к стадиям цикла обслуживания, к оформлению документации, приоритетности стадий являются составляющими закона структуры цикла обслуживания;

- закон функционирования — гласит об определяющей роли начальных стадий цикла обслуживания, а также выражает взаимодействие стадий в цикле обслуживания потребителей. Например, материалы, выбираемые на этапе закупок, обусловливают методы их обработки на этапе производства, функционирование продукции на этапе эксплуатации и принятие решения по утилизации в результате физического или морального устаревания продукции;

- закон развития — характеризует соответствие стадий цикла обслуживания друг другу, а также переход от одной системы взаимоотношений к другой на различных стадиях цикла обслуживания. Например, противоречия в требованиях к системе обслуживания потребителей на этапах маркетингового исследования (рост уровня требований потребителей) и производства (минимизация затрат ресурсов) могут привести к недостаточному выполнению требований потребителей.

Применение этих законов в своей совокупности ведет к оптимизации цикла обслуживания потребителей как единого целого.

Вопрос 46. Выбор поставщика в логистике.

Использование сторонних организаций для замещения внутренних организационных структур предприятия целесообразно, когда:

- данная функция может быть выполнена лучше или дешевле специалистами сторонней организации;

- данная функция не является жизненно важной для способности предприятия достичь устойчивых конкурентных преимуществ и ее отсутствие не может снизить рыночные возможности предприятия, ухудшить его техническое и технологическое ноу-хау;

- это снижает риск предприятия в случае перехода на новые технологии или изменения предпочтений потребителей;

- это способствует организационной гибкости предприятия, уменьшает продолжительность цикла обслуживания потребителей, ускоряет принятие решений и снижает уровень затрат на межфункциональную координацию;

- это позволяет предприятию сосредоточить внимание на основном бизнесе и заниматься тем, что у него лучше всего получается.

При подготовке к выбору поставщика продукции рассматриваются следующие вопросы:

- Является ли данное предприятие вашим постоянным поставщиком?

- Заключались ли с данным поставщиком ныне действующие или уже потерявшие силу договоры о сотрудничестве

-Известен ли поставщик, а также поставляемая им продукция?

-Удовлетворяет ли поставщик официальным требованиям?

-Способен ли поставщик удовлетворить требования по уровню качества, предъявляемые к нему и к поставляемой им продукции?

-В состоянии ли поставщик подготовить и поставить требуемую продукцию (например, в отношении технических требований к продуктам)?

-Способен ли поставщик удовлетворить требования по срокам поставки?

-Достаточен ли уровень квалификации персонала поставщика?

-Положительная ли информация о кредитоспособности поставщика?

-Осуществляет ли поставщик хранение продукции, предлагает ли транспортные услуги, может ли он варьировать различными условиями поставок?

-Каков контингент основных заказчиков поставщика?

-Не ориентирован ли бизнес поставщика на небольшой круг основных заказчиков?

-Соответствует ли миссия и политика бизнеса поставщика целям вашего предприятия?

-Располагает ли поставщик необходимыми для его эффективной деятельности помещениями, ресурсами, распределительными складами и запасами?

-Располагает ли поставщик необходимым производственным оборудованием?

-Располагает ли поставщик требуемыми мощностями?

-Эффективна ли система управления производством у поставщика?

-Ведутся ли на должном уровне логистические операции поставщика?

-Не связаны ли с выбором данного поставщика различные обстоятельства (родственные связи и взятки)?

-Какова репутация поставщика на рынке?

-Кто на предприятии-поставщике входит в число руководителей?

-Какую долю во всем объеме производства поставщика занимает продукция, закупаемая вашим предприятием?

-Каковы планы поставщика по расширению или изменению видов деятельности?

-Каковы размеры рынка или территории сбыта поставщика в настоящее время?

-Сколько и каких видов продукции поставщик реализует на рынке в настоящее время?

-Существует ли у вас с поставщиком конфликт интересов и в чем он состоит?

-Изменит ли поставщик ассортимент своей продукции, чтобы приспособиться к требуемой номенклатуре вашей продукции?

-Каким должен быть объем реализованной продукции, чтобы вызвать интерес у вас и у поставщика?

-Какими складскими помещениями располагает поставщик, какие методы учета запасов он использует, осуществляется ли охрана и страхование хранящейся продукции?

-Какими информационными системами и коммуникационным оборудованием располагает поставщик и совместимы ли они с вашими?

-Кто входит в число постоянных клиентов поставщика, каковы их возможности?

-Может ли поставщик помочь вам в изучении рынка?

-Какую рекламную деятельность ведет поставщик по своей продукции?

Основные факторы, влияющие на выбор поставщика:

1.опыт работы;

2.качество поставляемой продукции;

3.качество обслуживания потребителей;

4.надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

5.возможности и способности удовлетворять требованиям потребителей;

6.географическое расположение поставщика;

7.финансовая стабильность и финансовые условия (например, возможность предоставления ценовых скидок);

8.конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

9.соответствие поставок логистической стратегии предприятия;

10.уровень затрат на доставку и хранение поставляемой продукции (близость к подразделениям предприятия, исключение промежуточного складирования);

11.возможность длительного партнерства в бизнесе;

12.степень заинтересованности (объем заказов подобного рода, отраслевая специализация);

цена поставляемой продукции;

13.готовность к поставке;

14.гибкость поставки;

15.информационная готовность;

16.имидж поставщика;

17.отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации;

упаковка продукции;

18.сопутствующие услуги в виде инструкций;

19.возможность возврата некондиционной продукции. Преимущества большого количества поставщиков:

возможности для успешного проведения переговоров относительно цен, условий поставки или других обязательств в рамках договора поставки;

20.возможность выбора в случае, если один из поставщиков испытывает трудности. Трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания;

21.возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж).

Качество поставок определяется долей заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя.

Надежность поставщика — способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требования потребителя. Требования могут касаться качества продукции, сроков и объемов поставок.

Готовность к поставке рассчитывается путем сопоставления поступивших и выполненных заказов. Данный показатель свидетельствует о согласованности сроков выполнения заказа, связанных с потребностями потребителя. Подтверждается сроком выполнения заказа предприятием.

Гибкость поставки означает готовность предприятия выполнить вносимые потребителем изменения в заказе. Гибкость рассчитывается как отношение числа пожеланий потребителей об изменениях к общему числу первоначальных характеристик заказа в пределах установленного срока поставки.

47. Затраты и методы их оптимизации в снабженческой деятельности. (формула Вильсона)

1. ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ОБЫЧНО

Часто специалисты и авторы книг по логистике в стоимость заказа предлагают включать затраты на:

-транспортировку (причем подчеркивается, что речь идет о всех затратах на транспортировку, включая тариф);

-страхование;

-заработную плату закупщика;

-командировочные, представительские и прочие расходы, связанные с производством заказа.

При этом во вторую группу издержек включают затраты на:

-альтернативную стоимость капитала, замороженного в запасе;

-аренду склада;

-заработную плату кладовщиков;

-амортизацию складской инфраструктуры;

-административные расходы и коммунальные услуги;

-охрану груза, потери товара и пр.

2. РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТ И СТРАХОВАНИЕ

В чем суть дифференциации целевой функции общих затрат? Мы ищем такую комбинацию затрат, сумма которой будет минимальной. Иными словами, мы пытаемся путем изменения параметра размера заказа влиять на отдельные компоненты издержек. Слово «влиять» в данном случае является ключевым! Расходы на транспортировку, таким образом, мы учитываем только в части, относящейся к накладным расходам. То есть таким расходам, которые не зависят от размера заказа. Учет тарифа является грубой ошибкой, так как наши затраты на тариф на единицу продукции останутся неизменными (мы сейчас рассматриваем идеальный случай – функция тарифа линейная и непрерывная) вне зависимости от того, сколько мы повезем. Ведь общий объем спроса мы должны удовлетворить в любом случае.

По этой же причине неправильно учитывать расходы на страхование, поскольку страховая премия зависит от размера страховой суммы, а следовательно, весь годовой объем продаж будет застрахован независимо от того, какими порциями мы поставляем товар. Кстати, случаи, когда предлагается учитывать еще и стоимость самого товара, я оставляю вообще без комментариев.

3. ЗАРПЛАТА ЗАКУПЩИКА И РАЗМЕР ЗАКАЗА

Далее, зарплата закупщика. Ответьте себе, зависит ли от размера заказа сумма, которую заработает закупщик? Положительный ответ может быть дан только в том случае, если закупщик у вас приходящий, работает только в момент размещения заказа и получает деньги в соответствии с количеством размещенных заказов. Но на практике такого я еще не встречал. Если же у закупщика есть переменная составляющая зарплаты, зависящая от количества размещенных заказов, то учитывается только эта компонента переменной части. Хотя я лично не торопился бы включать такой показатель своему закупщику. Расходы на командировку можно учитывать, если размещение каждого заказа у вас сопряжено с поездками и представительскими расходами. Но такое можно представить только для случаев каких-то масштабных комплексных закупок, тендеров и т. п. В таких случаях, однако, говорить об оптимальном размере заказа бессмысленно.

4. ИЗДЕРЖКИ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗАПАСА

Теперь перейдем к издержкам на содержание запаса. Совершенно справедливо учитывать альтернативную стоимость капитала, а также затраты на хранение. Но последние – уже только в части, которая непосредственно зависит от объема заказа. Если аренда, амортизация, коммунальные платежи, административные расходы и зарплата у вас реально не зависят от объема заказываемой партии (то есть от среднего запаса на складе), то такие затраты в стоимости содержания запаса при поиске EOQ учитывать неправильно.

5. ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ УЧИТЫВАТЬ НЕОБХОДИМО

Что же тогда остается? Что же надо учитывать? Внимательно посмотрите, какие постоянные, независимые от размера заказа издержки вы несете при доставке (учитывайте только значимые величины затрат). Примеры таких издержек:

-стоимость обработки пакета документов и экспортное оформление отправителем;

-стоимость наземной обработки авиагруза (постоянная составляющая за одну партию);

-вознаграждения таможенному брокеру за одну ГТД и подобные расходы, связанные с оформлением одной импортной партии и т. д.

В расходах на содержание запаса надо учитывать: альтернативную стоимость капитала, остальные релевантные расходы, связанные с объемом хранимого товара.

В основе оптимизации материальных потоков как в пространственном, так и во временном аспектах, лежит расчет оптимального размера заказа, восполняющего запас. Именно поэтому формула Вильсона и ее модификации столь важны для ведения практической работы по совершенствованию логистических сетей и систем.

Математические модели управления запасами (Формула Уилсона) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита.

q = √(2C0S/i)

q- кол-во единиц продукции,содержащихся в одной закупаемой партии

(S-) годовая потребность (ед/год)).

i - годовые затраты на содержание единицы продукции

C- затраты на выполнение заказа

q = √(2C0P/i)

(Р — суточная потребность (ед/сутки).

Зная qопт можно определить оптимальное число поставок в год = nопт S/ qопт

Оптимальный интервал между поставками tопт =360/ nопт

Вопрос 48. Прогнозирование в логистике.

Планирование и прогнозирование в логистике

Задача планирования логистики - разработать проекты, устанавливающие на перспективу определенные параметры логистической деятельности, в результате чего достигается цель логистической системы предприятия.

Принятие решения - это выбор оптимальной альтернативы при заданной цели с учетом побочных условий.

Прогнозирование в логистике (прогноз) - вероятностное представление о появлении событий (последствий и данных) в будущем, основываемое на наблюдениях и теоретических положениях. Прогноз - прогностическая информация.

Планирование в логистике - систематическое принятие планово-управленческих решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на продукцию от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

План - это результат планирования.

Стратегическое планирование предприятия - деятельность по выработке плана с дальним прицелом, касающегося форм и способов поддержания существующего уровня бизнеса, его поддержания и развития в постоянно изменяющейся среде.

Этапы планирования:

• формулирование целей;

• постановка логистических проблем;

• поиск альтернатив;

• прогнозирование;

• оценка и принятие решений.

Система планирования - упорядоченная структура отдельных частей планирования.

По срокам различаются следующие виды планирования:

• стратегическое рамочное планирование;

• долгосрочное планирование;

• среднесрочное планирование;

• бюджетное планирование;

• скользящее краткосрочное планирование.

Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены специалистами отдела закупок предприятия.

Планирование потребности в материалах - это система планирования, определяющая количество и график выпуска требуемой продукции, определяющая время и объем потребности в материалах в пределах периода планирования.

План потребности в материалах - разделенный на временные фазы график для планируемого выполнения заказов на закупку компонентов и материалов после принятия в расчет их наличного количества и ожидаемого цикла заказов, чтобы определить правильную дату размещения заказа на закупку.

Планирование производства:

• планирование количества изделий, необходимых для производства;

• планирование промежутка времени, в течение которого будет произведена продукция;

• планирование обеспечения сырья и оборудования для производства необходимого количества продукции в рамках запланированного периода времени.

Вопрос 49. Подходы к формированию страхового запаса в снабжении.

Страховые (гарантийные) запасы предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств:

-отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорах;

невыполнение плана выпуска продукции поставщиком;

-резкое возрастание спроса;

-задержка продукции в пути при доставке от поставщиков;

-невозможность осуществления своевременной закупки и поставки продукции.

Нормирование страховых запасов:

-определение необходимой степени удовлетворения спроса (уровня сервиса)

-определение типа распределения спроса и предложения.

-расчет дисперсии спроса и поставок.

-расчет потребности в страховых запасах.

-практические приемы принятия решений по страховым запасам.

Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий, связанных со сбоями в снабжении, например, задержка материалов в пути, нарушение поставщиком условий и др.

Норма страхового запаса устанавливается по каждому виду материалов в пределах 3050% от нормы текущего запаса, в зависимости от частоты поставок, численности и отдаленности поставщиков.

Установление оптимального уровня страховых запасов существенный путь квалифицированного управления запасами. Недостатки в расчетах нормативов страховых запасов приводят к сокращению сбыта или к дополнительным расходам по содержанию излишних запасов. Расчет нормативов страховых запасов выполняют так же тщательно, как и текущих запасов. Случайный характер факторов, обусловливающих необходимость страховых запасов, предопределяет использование при расчетах аппарата теории вероятности.

Факторы, влияющие на размер страховых запасов, подразделяются на две группы связанные с колебаниями спроса и определяемые условиями поставки. Учет первой группы факторов связан с прогнозированием величины спроса и вероятных величин отклонения спроса в расчетном периоде. Влияние второй группы факторов выражается в отклонениях интервалов поставок от заданных в системе изза нарушения ритмичности производства, опоздании подачи транспорта, задержек в пути и т.д. Все эти отклонения называются случайными и не зависящими одна от другой причинами, поэтому моделирование закономерностей этих отклонений выполняют по методологии изучения случайных массовых явлений.

Соотношение между текущими запасами, их расходом, пополнением и страховым запасом рассчитывается для каждого наименования по следующей модели:

Запас страховой > Запас текущий - Неудовлетворенные заявки + Поставки ожидаемые – Спрос прогнозируемый

Вопрос 50. ABC анализ в управлении запасами.

Кол-во номенклатурных позиций запасов на предприятии может быть достаточно веико. Например, средний автомобильный сервис-центр должен иметь примерно 5-10 тыс. позиций запасных частей, для того чтобы достаточно быстро удовлетворять спрос и не проиграть в конкурентной борьбе. Запасы могут значительно различаться как по стоимости единицы, так и по совокупной стоимости определенной позиции. Специалист по логистике должен уметь эффективно управлять таким количеством запасов.

Практика различных компаний показала, что запасы можно разделить на 3 группы, при этом наблюдается следующая тенденция: номенклатурных позиций самой дорогостоящей группы гораздо меньше, чем средней, а средней гораздо меньше, чем дешевой. Обычно распределение следующее:

А -дорогостоящие товары. Составляют в общей стоимости около 80%, кол-во номенклатурных позиций – около 20%

В – Товары со средней ценой. Составляют в общей стоимости около 15%, кол-во позиций – около 30%

С – Товары с низкой ценой. По стоимости 5%, кол-во позиций – около 50%

Подходящая модель управления запасами:

А – Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Модель с фиксированным размером заказа.

В - Модель с фиксированным размером заказа. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами.

С - Модель с фиксированным интервалом времени между заказами. Модель управления запасами по минимуму – максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов.

Вопрос 51. Основы складской логистики (основные виды операций)

Склад — это сложное техническое сооружение (здание, разнообразное оборудование и другие устройства), предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям.

Основные задачи складирования:

-определение полезной площади склада;

-определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;

-определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;

-разработка стратегии и тактики оптимального использования полезной площади склада;

-оптимизация использования емкости склада;

-сокращение времени хранения продукции;

-увеличение коэффициента оборачиваемости склада.

Основные функции склада:

1) преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и в целях выполнения заказов внутренних и внешних потребителей;

2) складирование и хранение продукции в целях выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции. Данная функция дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых запасов продукции, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции;

3) контроль и поддержание требуемого уровня запасов продукции. Выравнивание по времени имеет место в тех случаях, когда время возникновения и периодичность спроса на продукцию не соответствуют времени изготовления. Например, могут возникнуть противоречия между изготовлением продукции оптимальными партиями и сезонными колебаниями спроса.

Выравнивание по количеству относится к серийному производству. Для снижения общих затрат ресурсов изготавливается большее количество продукции, чем это необходимо исходя из текущего спроса.

Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует месту нахождения потребителя продукции. Это вызывает необходимость транспортировки продукции.

Выравнивание ассортимента характерно для тех предприятий, которые производят широкую номенклатуру продукции, требующейся в различное время. Так как потребители могут заказывать не всю продукцию, входящую в производственную программу, для выравнивания спроса используется склад, где хранится весь ассортимент продукции.

Требования к организации работы складского хозяйства:

-склады предприятия являются специализированными, так как продукция с различными физико-химическими свойствами может требовать разных режимов хранения;

-складское помещение оборудуется стеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения продукции;

на каждый вид продукции выписывается ярлык, где указывают наименование продукции, ее номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицу измерения. Ярлык прикрепляется в месте хранения данного вида продукции;

-легковоспламеняющиеся вещества хранятся в специально приспособленных для них помещениях, изолированных от других складов и имеющих противопожарное оборудование;

материалы открытого хранения (кирпич, песок, пиломатериалы, металлопрокат и др.) размещаются на специально отведенной для этой цели территории склада под навесом, защищающим их от воздействия атмосферных осадков.

Деятельность по приемке, отбору, упаковке и отгрузке продукции систематизируется в целях оптимального использования рабочего времени персонала склада. Во избежание авралов и привлечения дополнительной рабочей силы устанавливается определенный график работы.

При организации складской деятельности следует исключить возможность хищений продукции со склада и повреждения продукции при перемещениях внутри склада.

Основные требования, предъявляемые к организации работы склада для внедрения технологии штрихового кодирования продукции:

-не менее 80% продукции, поступающей на склад, должно иметь маркировку штрихового кодирования;

-пункты приема и отпуска продукции на складе должны быть оснащены сканирующим оборудованием, подключенным к системе автоматизации;

-сканирующее оборудование должно отвечать условиям эксплуатации и требованиям надежности.

Договор на внедрение системы штрихового кодирования продукции на складе включает в себя:

-проведение предварительного исследования;

-подготовку и составление полномасштабного технического задания;

-поставку и подключение техники;

-разработку программного обеспечения системы автоматизации;

-инсталляцию системы;

-обучение персонала и запуск системы.

Складской технологический процесс — совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску и отпуском продукции потребителю.

Обобщенный складской технологический процесс:

1. Поступление продукции на склад.

2. Разгрузка продукции.

3. Доставка продукции:

-на участок приемки склада;

-в зону хранения;

-в приемочную экспедицию.

4. Приемка продукции по количеству.

5. Приемка продукции по качеству.

6. Перемещение сформированного пакета (поддона) в зону хранения склада.

7. Размещение продукции на хранение.

8. Хранение продукции.

9. Контроль над хранящейся продукцией.

10. Получение распоряжения к отгрузке со склада.

11. Отбор единиц продукции с мест хранения.

12. Перемещение продукции к участку (в зону) комплектации.

13. Комплектация продукции по заказам.

14. Проверка соответствия отобранной продукции данным счетов-фактур.

15. Упаковка продукции в инвентарную тару.

16. Наклейка (вложение) упаковочного листа.

17. Маркировка упаковки (тары).

18. Пломбирование инвентарной тары.

19. Перемещение упакованных тарных мест в зону погрузки:

из экспедиции отгрузки;

с участка комплектования;

из зоны хранения.

20. Оформление отгрузочных документов.

21. Подготовка отчетной документации. Технологическая карта — форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологического процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты составляются на весь процесс переработки продукции на складе или на отдель­ные его этапы (поступление продукции, отправка продукции). В технологических картах определяется:

-содержание работы (перечень выполняемых операций);

-исполнители;

-перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.

Например, технологические карты приемки продукции содержат:

-графики поступления продукции в течение дня;

-последовательность выполнения операций;

-количество работников, занятых разгрузкой и приемкой продукции.

Технологические графики предусматривают выполнение складских операций во времени (в течение смены, суток). Это могут быть:

-графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов;

-графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для отборки продукции;

-графики работы зоны экспедиции.

Сетевая модель складского процесса представляет собой графическое изображение складских операций, последовательное чередование работ и операций складского технологического процесса.

Сетевой график работы склада — сетевая модель с рассчитанными параметрами и сроками исполнения складских операций и работ.

Вопрос 52. Показатели работы логистической системы.

Процедура выведения оценок и принятия решений:

1) определение критериев оценки и веса каждого критерия;

2) расчет величины оценки критерия;

3) расчет общего значения оценки альтернативы;

4) выбор оптимального альтернативного плана.

Задача специалиста по логистике заключается в том, чтобы определить:

- Какова значимость и относительный вес каждого критерия?

- Каким измерителем выразить каждый критерий?

- Как увязать систему измерения с повышением производительности?

Иными словами, специалист по логистике определяет, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения. Приоритет, или вес, каждого критерия зависит от ряда факторов внешней среды.

Методы оценки логистической системы:

- методы определения доходности (например, методы капитализированной стоимости, анализ затрат и доходов, метод взвешивания целей);

- методы оценки стабильности (например, анализ чувствительности, анализ рисков).

Система оценки эффективности логистической системы предприятия включает ряд измерителей и (или) коэффициентов. Логистическая система должна быть простой и экономичной.

Требования, предъявляемые к измерителям логистической системы:

- пригодность. Действительно ли измеритель или совокупность измерителей измеряют или определяют то, для чего они предназначены? Иными словами, измеряем ли мы то, что хотели измерять?

- правильность и точность. Отражают ли измерители «истинное» состояние данного объекта? Иными словами, способна ли система измерения правильно и точно определить статистические характеристики поведения данного объекта?

- полнота, или исчерпывающий характер. Система измерения должна полностью определять поведение логистического объекта;

- уникальность, или взаимоисключающий характер. Конкретные измерители в логистической системе должны быть уникальны. Другими словами, нет избыточных и пересекающихся измерителей. Как правило, следует стремиться к одному «хорошему» измерителю для каждого свойства логистической системы;

надежность. Измерители или процесс измерений постоянно обеспечивают обоснованные результаты. Ошибки измерений удовлетворяют принятым статистическим стандартам или минимизированы;

понятность. Измерители и система измерения должны быть просты и понятны, и при этом заключать в себе необходимый смысл. Этот критерий во многом зависит от пользователя системы, так как способность к восприятию можно развить. Некоторые пользователи более сведущи и квалифицированны по сравнению с другими;

- квантифицируемость. Для того чтобы измерители содержали максимум качественной информации, они подлежат квантифи-кации. Потребители лучше понимают характер логистического обслуживания, если оно получило количественное выражение. Сказанное не означает, что качественная информация не имеет значения. Напротив, качественная информация часто необходима и полезна как дополнение к количественным показателям, она придает им больше ясности и смысла;

- контролируемость. Измерители характеризуют переменные, факторы, взаимосвязи или любые явления, контролируемые специалистом службы логистики. Менеджеры более высоко ценят систему, которая измеряет контролируемые ими параметры, нежели ту систему, которая измеряет не контролируемые ими показатели;

- эффективность. Измерители и системы измерения разрабатываются таким образом, чтобы они были эффективны. Отношение выгода/затраты удовлетворяет определенным требованиям.

Критерии результативности:

- действенность — это степень достижения логистической системой поставленных перед ней целей; степень завершения «нужной» для потребителя работы. Для оценки действенности необходимы, по меньшей мере, три критерия: 1) качество: выполняем ли мы обслуживание потребителей в соответствии с заранее определенными требованиями? 2) количество: выполняем ли мы все заказы потребителей? 3) своевременность: производим ли мы обслуживание потребителей в требуемые сроки?

- экономичность — это степень использования логистической системой «нужных» ресурсов; измеритель, характеризующий результативность логистической системы в отношении затрат. Ее можно выразить через отношение ресурсов, подлежащих потреблению, и ресурсов, фактически потребленных;

- качество продукции;

- качество трудовой жизни;

- инновации;

- прибыльность (издержки и цены);

- производительность — это соотношение количества готовой продукции и затрат на выпуск соответствующей продукции, а также сопоставление объема обслуживания потребителей с величиной затраченных ресурсов.

Принципы системы управления производительностью:

-обеспечение основы для управления, т. е. концентрация внимания на результативности и производительности, выработка общего языка по этим проблемам;

-разработка подходов к стратегиям и методам измерения и оценки производительности;

-разработка подходов к стратегиям и методам контроля и повышения производительности;

-обеспечение организации планирования и эффективного внедрения всех элементов.

Этапы моделирования процесса управления производительностью:

-Выделяется интересующая вас логистическая система. Четко определяются ее границы.

-Определяется логистическое «окружение» — поставщики и покупатели предприятия. В некоторых логистических системах поставщики и покупатели могут находиться внутри предприятия.

-Выявляются основные цели логистической системы (какова ее миссия? каковы приоритетные задачи?). Эти данные получаются в процессе стратегического планирования.

-Определяются основные подгруппы ресурсов, потребляемых логистической системой.

-Выявляются основные виды преобразований, которые происходят в логистической системе в целях превращения ресурсов в продукцию. Устанавливается иерархия работ. В иерархии работ необходима конкретизация, однако она не должна быть чрезмерной.

-Определяются основные виды продукции логистической системы (выполненный заказ). На этом этапе измерения не проводятся.

-Определяются ожидаемые или желательные результаты, которые получаются от реализации продукции логистической системы.

-Определяются критерии или измерители результативности логистической системы и их приоритеты.

-Разрабатываются под-критерии для критериев.

-Устанавливаются виды и приоритеты коэффициентов «обслуживание/затраты». Они обеспечивают специалиста службы логистики дополнительной и полезной информацией о том, насколько эффективно работает логистическая система.

-Определяется порядок оценки, регулирования обратной связи и планирования улучшений.

Основы измерения производительности:

-определение измерителей, включаемых в логистическую систему;

-проверка измерителей в соответствии с выше приведенными требованиями

-создание условий для практического использования конкретных показателей эффективности функционирования логистических систем и затрат (например, выбор шкалы и определение метода получения и источника данных);

-оценка полученных коэффициентов и индексов в соответствии с критериями функционирования логистической системы.

Проблемы в измерении производительности логистических систем:

-отсутствие четкого представления о том, что такое производительность, а следовательно, что именно включать или не включать в логистическую систему;

-соотнесение логистического обслуживания потребителей с соответствующими затратами на его выполнение;

-выявление вида логистического обслуживания, оцениваемого количественными показателями;

-измерение или определение масштаба для логистической системы;

-неотделимость результатов от процесса логистического обслуживания;

-непонимание того, каким образом использовать сопоставимые цены и затраты для взвешивания и агрегирования при исчислении коэффициентов и индексов производительности логистической системы;

-неспособность усвоить понятие «единица анализа» и, в частности, разработать и интегрировать системы измерения производительности логистических систем на уровне предприятия, отделения, рабочей группы;

-нежелание или неспособность оценить степень важности отдельных критериев результативности логистических систем.

Параметры стратегии измерения производительности логистической системы:

-плановый горизонт;

-желательные результаты;

-диапазон;

-предполагаемое взаимодействие с другими системами измерения результативности;

-планы и процедуры разработки;

-четкие механизмы преобразования стратегии в тактические и оперативные планы, а затем и в конкретные мероприятия.

Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы). Необходимо выделить важнейший «рычаг» для данного предприятия.

Вопрос 53. Современные тенденции в логистике

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

· более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

· происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

· размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские – в Мексике, японские – в Китае).

В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются – как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

-отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

-перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

-массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

-прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

-услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

-синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР.

Аутсорсинг

Аутсорсинг – это передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

Большинство из таких специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. Кроме того, транспортные фирмы, ранее предлагавшие один вид региональных перевозок, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, и, кроме того, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).

Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами.

В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

Усовершенствование методов управления логистическими процессами

Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: