Стадии развития по Э. Эриксону

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
Раннее младенчество (0 до 1года) Анально – сенсорная стадия. Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Качество: НАДЕЖДА. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Позднее младенчество (1-3 лет). Мышечно анальная Самомтоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. КАЧЕСТВО: СИЛА ВОЛИ Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Раннее детство (3- 5) Локомоторно- генитальная стадия. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. ЦЕЛЬ Вина. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфальтильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
Среднее детство (5-11) Латентная стадия. Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. КОМПЕРЕНТНОСТЬ Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь остаться посредственностью. Ощущение временного затищья перед бурей, или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
Половое созревание, подросничество и юность (11-20) Эго – идентичность. Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопровах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. ВЕРНОСТЬ Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании. Сильное выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отнош-я с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Ранняя взрослость (20-45) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способности посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. ЛЮБОВЬ Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отнош-я и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
Средняя взрослость (40-60) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь удовлетворенность семейными отнош-ями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. ЗАБОТА Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ 65 – ДО СМЕРТИ) ЭГО – интнграция. полнота жизни постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой какая она есть. Мудрость Отчаянье. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличие в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Билет №8. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественные особ-ти детского мышления. Стадии интеллектуального развития.

Изучал (предмет) – интеллектуальное развитие. Интеллект – структура познавательных операций. Метод – клиническая беседа – беседа с ребенком без ограничений.

Интеллект ребенка строится на основе действий, на основе опыта с вещами. Чтобы познать обьекты, субьект должен действовать с ними: ощупывать, приближать, перемещать и т.д. весь приобретенный опыт откладывается в виде схем. На определенном этапе развития обобщенные схемы действия превращаются в операции. Операции –(внутренние) интетиоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Т.е если ребенок выполнил нужное задание, то он может вернуться к его началу путем совершения обраьтного действия (к обратным можно отнести математические операции)

Движущая сила развития интеллекта – адаптация к окружающей среде (интеллект развивается так как человек адаптируется). Адаптация представляет собой уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. –(это процесс включения обьекта в имеющиеся схемы действия). То есть ребенок приспосабливает к себе предметы, изменяет среду (счет на пальцах) а так же использует общую «схему» действий. Схема – это повторяющаяся структура или орг-ция действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий.

Аккомодация это изменение схем применительно к новой задаче. Организм изменяет себя, осваивает новые способы (по новому подготавливает руки, чтобы взять мяч, а не листок). Включает 2 механизма: дифференсация - и интеграция (обьединение глаз + рука).Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Благодаря ассимиляцией и аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие продолжающееся всю жизнь.

Движущие силы развития интеллекта:

· Биологическое созревание мозга. Создает предпосылки развития, но не определяет содержания и закономерностей развития.

· Собственная активность субьекта. Источником развития интеллекта и познания субьектом мира является действие как субьект – обьектное взаимодействие.

· Фактор равновесия (гомеостаза) с внешней средой. Как только нарушается равновесие организм проявляет активность в направлении его компенсации.

Процесс развития интеллекта состоит из 3 стадий:

1.Сенсомоторный интеллект. (стадия аутистического мышления). Ребенок от рождения до 1,5 – 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур (он смотрит, слушает, нюхает, манипулирует)

Выделяют 2 подпериода сенсомоторного интеллекта:

- до 7-9 мес, когда наблюдается центрация ребенка на собственном теле. К концу периода ребенок открывает связи между действиями и результатом – подтянув пеленку можно достать игрушку! - с 9 мес - происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.(начинает отличать себя от другого мира, начинает решать проблемы с помощью дедукции). А так же постоянство обьекта – раньше исчезнувший обьект терял свое существование теперь ребенок активно его ищет.

2. Стадия конкретных (элементарных) операций. (от 2 до 11-12 лет)

(Стадия эгоцентрического мышления).

Выделяют 2 подпериода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: