Феномены эгоцентризма доступные наблюдению

1. Реализм – непосредственное восприятие обьектов(луна следует за ребенком)

Реализм бывает: интеллектуальный – отождествляет свои представления о вещах обьективного мира и реального мира – «ветер делают ветви деревьев»); моральный - судит по конечному результату «кто разбил больше чашек тот и виноват»

2. Синкретизм мышления – тенденция детей воспринимать образы без анализа деталей, тенденция связывать все со всем(недостаток связи) – «ветер дует – дерево качается»

3. Анимизм – всеобщее одушевление, наделение вещей сознанием, жизнью и чувствами.

4. Артификализм все существующее рассматривается как созданное человеком по его воле и для человека(«солнце чтоб нам было светло, река чтоб лодки плыли»)

5. Трансдукция – переход от частного к частному минуя общее.

6. Неспособность к установлению причинно – следственных связей «человек упал, потому что его увезли в больницу».

7. Неспособность к самонаблюдению

8. Трудности осознания.

Билет № 9. Культурно историческая концепция псих. разв-я Л.С.Выгодского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы псих. разв-я.

Предмет: сознание – динамическая система психологических функций, единство интеллекта и аффекта. Метод - эксперементально-генетический метод. Суть: использование одинаковых ситуаций в разных возрастных группах. Таким образом, происходит искусственное восстановление генезиса исследуемого явления.Эксперементально-генетический метод реализует принцип историзма в психологии. Историческое изучение означает применение категорий развития к исследованию психических явлений: «Изучать исторически что- либо – значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода»

Развитие ВПФ ВКЛЮЧАЕТ ДВЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ:

1) натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. Она связана с созреванием организма. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2) культурная (историческая) связана с созданием (в филогенезе) и присвоением (в онтогенезе) культурного опыта. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

В филогенезе эти две линии представлены отдельно, а в онтегенезе слиты и образуют сложный процесс.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются:

· Опосредовательность т. е. наличие ср-ва, при помощи которого они организуются. С целью организации собственной деят-ти человек использует искусственно созданные ср-ва (орудия, знаки). Универсальной системой знаков яв –ся речь.

· Осознанность

· Произвольность

Структурность: ВПФ образуются из элементарных процессов и эти целостности (например, речевое мышление, логическая память). ВПФ представляют собой структуру, в которой доминирует мышление ( в раннем детстве в структуре сознания доминирует аффективное восприятие в дошкольном возрасте – память, в школьном возрасте- мышление). (Согласно Выгодскому становление сознания является наиболее существенной линией развития человека. Человеческое сознание представляет собой структурное образование – систему ВПФ, т.е сознание имеет системное строение. Ни одна психическая фун-ция не развивается изолировано.)

В основе учения Выгодского о высших психических функциях лежат две гипотезы:

1) об опосредованном характере ВПФ, их особой структуре и 2) о происхождении ВПФ (закон развития ВПФ).

1) ВПФ являются продуктом социального исторического развития и опосредованы особыми ср-вами – знаками возникающими в ходе человеческой истории. Знаки являются не чем иным как психологическими орудиями психической деят-ти человека аналогичными орудиям труда. К ним относятся: речь, жесты, ноты, живопись математические знаки, мнемотехнические ср-ва и тд)

2)происхождение ВПФ. ВПФ ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничетва с другими людьми и лишь в последствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями. Интериоризация – это процесс перехода знака из внешнего во внутренний план.

Интериоризация – механизм освоения опыта. Этот процесс включает 3 этапа:

1. Взрослый использует средство для организации поведения ребенка; 2 этап – ребенок использует средство для организации поведения взрослого; 3 этап – ребенок использует средство с целью организации собственного поведения.

Например, когда ребенок лезет куда не надо, вы говорите» нельзя» - и грозите ему пальцем. Он подчиняется ориентируясь на значение речевого знака.и вот в какой- то момент когда вы что-то делаете он грозит пальчиком уже вам и говорит:» нельзя». Это переходная стадия когда ребенок уже использует знак для регуляции поведения партнера, но еще не регулирует свое. Например мальчика просят убрать игрушки. Он убирае. Род-ли его хвалят»молодец миша!» и наконец реб-к собирает игрушки и подбадривает себя «собирай собирай миша молодец»

Закон развития ВПФ: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». В этой формулировке содержатся две важнейших мысли. Первая – психические процессы у человека с самого начала социальны – и по своему происхождению, и по своему содержанию. Вторая – идея об интериоризации как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.

Псих. разв-е ребенка идет от социального к индивидуальному

Условие развитияобщение, в ходе которого ребенок усваивает культурно исторический опыт.

Соц среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деят-ти. Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Соц среда рассматривается как источник индивидуального псих. разв-я, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.

Движущая сила развития – обучение. Оно приводит в движение внутренние процессы развития изначально возможные только в сфере сотрудничества с окружающими. Для этого обучение должно опережать развитие, ориентироваться на «зону ближайшего развития». Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственно развитие на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.

Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деят-ти ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: