Закрепляются те формы поведения которые приводятся к удовлетворению потребности

Сирс считал что поведение формируется в результате зависимости и привязанности. Зависимость – потребность ребенка которую нельзя игнорировать.

Сирсом выделены три фазы в развитии детей:

1. начальная фаза – ребенок погружен в свои органические ощущения и аутичен. Удовлетворение потребностей зависит от родителей – основа первых форм научения. Ребенок учиться впервые кооперировать (взаимодействовать) с теми кто заботится о нем.

2. в дошкольное детство. Родители закрепляют соответствующие формы поведения, демонстрируя образцы правильного поведения. В школьные годы снижается зависимость от родителей и в то же время возрастает его зависимость от учителей, ровесников, друзей.

Предмет: отнош-я между ребенком и родителями. Механизмы защиты – подавление, регрессия.

Билет №6. психоаналитические теории развития. Концепции развития личности З. Фрейда и А.Адлера. Концепция развития личности З. Фрейда. Человек существо биологическое, упавляемое бессознательными инстинктами.

Предмет психологии – бессознательное. Бессознательное – хранилище инстинктов (главные из которых Эрос и Тантос)а также вытесненных воспоминаний

Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Инстинкты играют главенствующая роль в организации человеческого поведения.

Метод исследования: психоанализ (интерпритация оговорок, описок, снов)

Лич-ть, по Фрейду – это взаимодействие взаимно пробуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структура в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется.

Лич-ть человека включает в себя три основных компонента: Ид, Эго и Суперэго.

Ид «оно» (бессознательное человека), врожденно и наследственно зафиксировано. Составляет область бессознательного. Включает врожденные влечения а так же вытесненное и приобретенное. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с «Я» и «Сверх Я» которые возникают из «оно».

Эго «я» (сознание) представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Возникает и дифферинцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат.

Суперэго «сверх я» (сверх - сознание) олицетворяет собой морально – нравственные запреты (систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей), которые закладываются обществом и семьей. Выступает как цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения. Возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса

Динамика развития личности определяется движением либидозной энергии по эрогенным зонам.

Развитие личности происходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную фаллическую и генитальную.

1. Оральная стадия (от 0 до 1 года) – бессознательное уже существует, т. к. основная энергия сосредотачивается вокруг рта младенца, а первым источником удовольствия становится для него материнская грудь. На этой стадии формируются такие черты как: жадность, ненасытность, требовательность, доверие или недоверие; начинают формироваться зачатки зависимости и сверх зависимости.

2. Анальная стадия (от 1 до 3 лет) – возникает сознание т.к,согласно Фрейду приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы.

3. Фаллическая стадия (от 3 до 5 лет) сосредотачивается на генитальных областях тела. На этой стадии возникает сверх – сознание. Формируются такие качества как чувство вины, черты женственности и мужественности, благоразумия.

Латентный период (от 5 до нач полового соз-я ~12лет) – фаза относительного сексуального затишья. Ребенок осваивает многие виды деят-ти не связанные с сексуальностью, такие как интеллектуальные занятия, спорт и отнош-я со сверстниками.

4. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет) последняя стадия биологического и психологического развития, наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидозной энергии к половым органам. Юноши и девушки начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей.

Защитные механизмы представляют собой совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Механизмы защиты преймущественно интегрированы в структуре «Я». Наиболее значимые механизмы:

· Вытеснение –вытеснение в бессознательное, отстранение и удержание вне сознания.

· Регрессия – возвращение на более ранние стадии развития, к предыдущим формам поведения и мысли, обьективным отнош-ям.

· Поекция – приписывание другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и и недопустимых для себя.

· Замещение – замена действитеьльного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опасной фигурой.

· Сублимация – смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлимые виды деят-ти. Только С помощью этого мех-ма происходит нормальное развитие.

· Идентификация

· Отрицание отвергание

· Подавление – вытеснение жел в область бессознательного

Структурированная теория А. Адлер. « Индивидуальная теория»

Основные принципы системы следующие: 1.индивидуум как самосогласующаяся целостность, 2. человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, 3. индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также 4. соц принадлежность индивидуума.

Адлер рассматривал Человека как единое целое. Структуру самосогласующейся и единой личности определял как Стиль жизни. Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивидуума. (зависит от цели, форм-ся на 5 году жизни). Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, и что мы никогда от него не освободимся, потому что стремление к жизненным целям и есть сама жизнь. Стремление к превосходству выражается в том, что человек хочет стать лучше, т.е стремится к саморазвитию. Адлер считал, что человек это не только продукт влияния наследственности и среды, но и то что человек обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная осознанная активность является определяющей чертой человека. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей жизни. Адлер считал что у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отнош-я сотрудничества.

Предметбессознательное ч увство неполноценности и социальный интерес

Лич-ть - саморазвивающаяся единая система стремящаяся наиболее эффективно обусловиться к окружающей среде посредством сотрудничества. Лич-ть приравнена к Sb социального. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Развитие личности – саморазвитие, создание человеком собственного уникального стиля жизни.

Главная движущая сила развития – стремление человека к преодолению собственной неполноценности. Чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Механизм развития – компенсация собственной неполноценности. Если у человека при этом развит «социальный интерес» происходит реальная компенсация. Если же «социальный интерес не развит и человек действует исходя только из собственных интересов, формируется псевдокомпенсация или мнимая компенсация. Это происходит если у человека «комплекс неполноценности». Причины комплекса неполноценности: дефект, отвержение или чрезмерная опека родителей.

Билет №7. проблемы псих. разв-я в неопсихоанализе А.Фрейд К.Хорни. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Развитие психоанализа после Фрейда составляет содержание неопсихоанализа, включающего ряд концепций, реформирующих классическую психоаналитическую теорию.1 Эпигенетическая теория Э. Эриксона. В основе теории психоанализ. Лич-ть он трактует как и Фрейд («ОНО», «Я», «СВЕРХ Я»). Предмет психологии – чувство самотождественности (эго идентичности) и чувство принадлежности (я такой же как все). Психоаналитическая концепция об отнош-ях «Я» и общества (ЭГО психология). Эри-н рассматривает отнош-я личности и общества как отнош-я сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. С позиции Эр-на именно ЭГО составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал ЭГО как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является соц-ая адаптация. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эр-н считал, что чел-к, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Соц-е окружение (стиль воспитания, принятый в данной культуре). Развитие личности подчиняется эпигенетическому принципу – развитие продолжается всю жизнь и подчиняется плану в котором определены периоды и достижения человека на каждом из этих периодов. Главным содержанием развития личности является процесс становления эгоидентичности. Эго–идентичность – это субьективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и пространстве; признание самотождественности личности значимым соц-ым окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный хар-р. Весь процесс развития личности эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности. Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной соц-ой группе. Механизм формир-ия идентичности – ритуализация (повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями). Центральное положение теории Эр-на состоит в том, что каждый ч-к на протяжении жизни проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается соц-ое требование. Проблема встающая перед индивидом в его соц-ом развитии, создает кризисную ситуацию. Он выделил и описал 8 жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого чел-ка. Кризис - поворотный моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и соц-ых требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. При благоприятном результате – включение в ЭГО нового позитивного качества (пр: инициативности или трудолюбия). При негативном – встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом и состоит эпигенетический принцип концепции Эри-на. Методом исследования является психоистор-ий метод, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности, с учетом того исторического периода в котором она живет. Качества приобретаемые эго на стадиях: надежда, сила воли и т.д. Весь жизненный путь, по Эр-ну, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным моментом концепции Э. Эр-на является представление о психосоц-ой идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве личности. Понятие идентичности означает тождественность человека самому себе. Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой: 1. у него сложился совершенно определенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окр-му миру; 2. у него развито чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций, 3. у него сформирована способность к полноценному решению задач, возникающих перед ним на каждом возрастном этапе. Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий. Э. Эр-н считает, что на каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти психолог-ие новообр-ия становятся центром психической жизни и поведения чел-ка на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообр-ий определяются условиями общения ребенка и взрослого с соц-ым окружением с миром значимых для него людей, с соц-ми общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Эр-н, потенциальности, которые подчиняются внутренним законам развития. Именно эти внутренние предпосылки (потенциальности) и определяют избирательное воздействие на индивида его соц-го окружения. Э. Эр-н придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью общественной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: