БИЛЕТ№ 4. биогенетический подход в детской психологии (ст. Холл, Э. Мейман, П.П Блонский, К. Бюлер) теория конвергенции В. Штерна

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности.

Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе (« онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Этот закон был перенесен Стенли Холлом на процесс онтогенетического развития ребенка. Америк-ий психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в рез-те чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др

Теории псих. разв-я, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Теория 3 ступеней детского развития К. Бюллера. Он считал что каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

Инстинкт - низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в опред стимулах.

Дрессура – образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки. Формирование условных рефлексов основывается на наградах и наказаниях

Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой; 2) созревание мозга 3) развитие аффективных процессов;

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия. На первой ступени удовольствие приносит выполненная деят-ть. Например, младенец получает удовольствие после кормления. На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деят-ти. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры. На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деят-ти. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия. - по Бюллеру это основная движущая сила поведения.

Бюллер считал Псих. разв-е отождествляется с интеллектом. Развитие которого заключается в адаптации ребенка к среде в результате превращения ребенка из пассивного беспомощного существа в человека активно познающего окружающий мир.

Теория конвергенции двух факторов детского развития (теория персонализма), которую разработал В. Штерн. Предметом исследования было: развитие личности ребенка. Штерн считал что лич-ть это самоопределяющеяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Суть этой теории заключается в том, что псих. разв-е ребенка рассматривается как процесс, складывющийся под влиянием наследственности и среды. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Среда помогает ребенку осознать себя и окружающий мир. Ребенок старается взять все то, что дано. Штерн считал, что псих. разв-е есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому служит следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры («все дети играют, но в разные игры»). Механизм псих. разв-я – интроцепция. Теория конвергенции по своему существу является биологизаторской. Псих. разв-е сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализаторов, роль фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в псих. разв-е. Взгляды В. Штерна на псих. разв-е отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция.

Билет№ 5. американская психология развития. Концепции научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон Б. Скиннер А. Бандура Сирс). Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии. В основе дарвинизм. Философская основа – прагматизм. Согласно прагматизму мера ценности вещи определяется ее внешними качествами, нужностью, таким образом и о человеке мы можем судить по внешнему выражению.

Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поведение – система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Методы исследования в бихевиоризме – наблюдение и эксперимент над животными. Поведение – результат научения. Психика =поведение.

Развитие психики – количественный процесс накопления навыков = научение.

В центре теории научения находится соц среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его псих. разв-я.

I. Классическое научение Дж. Уотсон. - формир.условных рефлексов на базе безусловных. Научение осуществляется путем образования новых связей между б\у S и усл S, по закону образования условных рефлексов И.П. Павлова: б\у S → б\у R, б\у S + у S →у R, у S → у R.

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Условный – условие (свет, звонок, удар в гонг)

Нейтр \стим – звонок б\усл стим (мясо) = б\Усл реакц- выд слюны

Без\усл\стим - мясо б\усл стим (мясо) + Усл \стим (звонок) =

Без \усл реакц- выд слюны = Усл реакц-(выд слюны)

Усл \стим (звонок) = Усл реакц- (выд слюны)

новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.

В классическом бихевериоризме схема «стимул – реакция» (S-R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Уотсон эксперементально показал как на основе безусловного реагирования у реб-ка может возникать реакция страха(гнев, любовь) на новый стимул. «Маленький Альберт» - эксперимент с белой крысой и громким звуком в гонг. Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной строго заданной модели поведения у всех людей. Он говорил что из дюжины нормальных здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей с одинаковыми вкусами и поведением или каждого сделать специалистом определенной области- врачом торговцем или вором.

II. оперантное научение Б. Скиннер. R → S

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями. Для жив-х и человека важны последствия – события наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. Реакция за которой следует позитивный результат стремится повторится. В то же время, вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Поведение человека может формироваться путем подкрепления. Подкрепление ( внешний стимул)усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления.

Два типа подкрепления в (бихевиоральном научении):

1. первичное (безусловное) подкрепленное безусловными стимулами (вода, еда, холод, секс)

2. вторичное (или условное – деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников).

Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения. При формировании сложных форм поведения (такому как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения – незамедлительность подкрепления. Оперантное поведение - это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели. Оперантное научение осуществляется следующими методами: научение методом проб и ошибок, путем формирования реакции и путем наблюдения.

Психологическое развитие ребенка – обучение ребенка нормативному поведениюв соответствии с направлениями подкрепления. Нет периодизации – все зависит от среды!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: