Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства)

Согласно ст.2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г. (далее – также Закон) наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение - это новая процедура банкротства, неизвестная дореволюционному конкурсному законодательству России. Появилась эта процедура впервые в Законе о несостоятельности (банкротстве) 1998 г.

Однако Законом 2002 г. эта процедура понесла большие изменения (см. гл.IV Закона). Изменен, в первую очередь, момент введения процедуры наблюдения. По закону 1998 г. наблюдение вводилось с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Сейчас в соответствии с Законом 2002 г. это возможно в момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом лишь в том случае, если заявление подано самим должником. Во всех остальных случаях процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в соответствии со ст.48 Закона на основании определения судьи.

Еще одно важное изменение происшедшее в Законе 2002 г.: установлен предельный срок для проведения процедуры наблюдения - не более семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 62 Закона).

Наблюдение вводится независимо от того, какой субъект инициировал возбуждение производства по делу о банкротстве.

В силу прямого указания Закона наблюдение вводится не во всех случаях. Выделяются категории субъектов, к которым данная процедура не применяется. К этим субъектам относятся:

1. ликвидируемый должник;

2. отсутствующий должник;

3. должник, осуществлявший незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан;

4. физическое лицо.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие правовые последствия (ст.63 Закона).

o требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;

o по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;

o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

o запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и т.д.

В связи с наступлением этих последствий после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

· связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

· связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

ü о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

ü о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

ü о создании филиалов и представительств;

ü о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

ü о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

ü о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

ü об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

ü о заключении договоров простого товарищества (ст.64 Закона).

Для проведения процедуры наблюдения в соответствии с Законом арбитражным судом утверждается временный управляющий.

Временный управляющий обязан:

a) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

b) проводить анализ финансового состояния должника;

c) выявлять кредиторов должника;

d) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

e) уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

f) созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов (ст.67 Закона).

В целях исполнения этих обязанностей временный управляющий вправе:

v предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;

v заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом;

v принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

v обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Закона;

v обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

v получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника и т.д. (ст.66 Закона).

Временный управляющий должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).

Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц: конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса, а также руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены Законом, и внесены в реестр требований кредиторов. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований (ст.71 Закона).

Кредиторами на первом собрании могут быть приняты решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: