Современное состояние методов изучения уо

За последние десятилетия наметились новые тенденции как в понимании сущности умственной отсталости, так и в использовании методов ее выявления. Это связано прежде всего с успехами наук, занимающихся указанными проблемами. Клинические исследования этиологии и анатомо-физиологических механизмов умственной отсталости, новейшие технические средства диагностирования, утверждение принципов детерминизма в медицине и психологии способствовали выработке наиболее рациональных путей и методов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения. Утвердился личностный подход при обследовании детей с отклонениями в развитии. Сейчас специалисты стремятся к всестороннему и более углубленному изучению детей, а также ранней диагностике умственной отсталости.

Материалы XXIII Международной конференции, состоявшейся в Женеве в 1960 г., свидетельствуют о разнообразных организационных формах комплектования специальных школ для детей, отстающих в умственном развитии.

В большинстве государств вопросами отбора занимаются не отдельные лица (только учителя, или только врачи, или только психологи), а группы специалистов, входящих в состав так называемых комиссий, бригад, медико-психосоциальных центров и других органов, носящих в разных странах разное название. Приведем сведения по некоторым странам (СНОСКА: См.: Школы для умственно отсталых детей за рубежом/Под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1966; За иски и X. С. История олигофренопедагогики. — М.: Просвещение, 1974).

Отбор умственно отсталых в капиталистических странах.

В США (9 - цифры в скобках указывают порядковый номер в списке литературы.) отбор умственно отсталых детей проводится приемными комиссиями, в состав которых входят врачи, школьные психологи, учителя-дефектологи, школьные медицинские сестры, специалисты по слуху и речи, представители школьной администрации.

Приемная комиссия наряду с тестовым исследованием интеллекта проводит психологическое обследование, которое включает в себя изучение речевого развития ребенка, а также исследование его эмоциональной сферы и личностных качеств. С этой целью используются различные опросники и проективные методики. При неврологическом обследовании выясняются причины имеющихся у ребенка затруднений и определяется метод лечения. Комиссия обобщает материалы исследования и вырабатывает единые пути педагогических коррекционных занятий с ребенком. Основными показателями умственной отсталости считают величину интеллектуального коэффициента (IQ) и социального коэффициента (SQ). Под SQ понимается степень коммуникабельности ребенка, способность ориентироваться. При исследовании IQ, т. е. способности к учению, исследуется уровень овладения чтением, счетом, художественное развитие. С этой целью широко используются различные «батареи» тестов. В основе большинства тестов лежат тесты Бине—Симона разной модернизации. Наиболее распространены шкала Стенфорда—Бине и детская шкала Векслера.

Следует указать, что все чаще ставятся требования разностороннего изучения детей с отклонениями в развитии и повторных обследований.

В Англии (9) существует следующий порядок отбора: все дети, начиная с 5-летнего возраста, направляются в обычные школы. Если в течение 1,5—2 лет они не усваивают программу, то с подробной характеристикой учителя направляются к психоневрологу, а также исследуются психологом. Показателем неуспеваемости считают то, что ребенок не научился считать к 7 годам. Психологи исследуют ребенка с помощью тестов.

Если у детей в 6 лет обнаруживаются явные черты умственной отсталости, то они сразу направляются в специальные школы. Таким образом, обучение умственно отсталых начинается с 6—7 лет.

В Англии, как и в США, расширено само понятие умственной отсталости. В него включают детей с педагогической запущенностью, малоразвитых, с замедленным психофизическим развитием и т. д.

Основным показателем умственной отсталости является величина 1р. При этом если ребенок отстает от сверстников на 20%, то считают возможным обучение его во вспомогательной школе или в специальных классах при массовых школах, если он отстает больше, чем на 50 %, то его признают необучаемым и помещают в специальные интернаты, находящиеся в ведении Органов социального обеспечения.

Необходимо отметить, что многие прогрессивные олигофренопедагоги и психологи Англии выступают против тестовых обследований, считая, что они проверяют не столько умственные способности, сколько общее развитие, связанное с условиями воспитания ребенка, с той социальной средой и культурой, которые его окружают. Подчеркивается классовый характер тестовых испытаний. Так, Б. Саймон пишет: «Тесты на умственную одаренность не могут быть объективными, при помощи их никогда нельзя добраться до предполагаемой, неуловимой и независимой внутренней сущности ума, которую психологи стремятся измерить. Вместо этого тесты неизбежно ведут к резкой дискриминации детей рабочего класса» (СНОСКА: Саймон Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. — М.; 1958. — С. 67). Б. Саймон правильно считает метод тестов метафизическим, так как он не выявляет особенностей развития, а фиксирует лишь то, на что способен ребенок к моменту обследования.

Необходимо отметить, что в Англии изучение детей идет не только через школу, но в некоторых случаях и через специальные диагностические центры. Эти центры проводят работу по отграничению детей дебилов от имбецилов 6-8-летнего возраста. В центре могут быть 1-2 группы (15—30 детей), с которыми занимаются от 6 месяцев до 2 лет. С группой занимаются учитель и ассистент, что позволяет вести глубоко индивидуализированную работу по изучению детей.

Дети проводят в группе 6 часов (кроме занятий у них обед и прогулка). Во время пребывания в диагностических центрах дети получают элементы грамоты, а также точно выявляется, кто из них может обучаться во вспомогательной школе, а кто не может.

Основным средством для установления умственной отсталости являются тесты (преимущественно тесты Бине—Симона). В последние годы имеется тенденция к раннему выявлению умственной отсталости у детей и своевременному переходу их в специальные школы.

Во Франции (9) отбор умственно отсталых детей в специальные школы осуществляется медико-педагогическими комиссиями, всю работу которых организует старший школьный инспектор. В состав комиссии входят также директор специальной школы, воспитатель, врач, психолог. Для обследования используются тесты. В то же время имеют место тенденции к изучению качественного своеобразия развития детей.

Норвегия (9) относится к числу стран, в которых вдумчиво подходят к проблеме выявления умственно отсталых детей. Вопрос о переводе ребенка во вспомогательную школу здесь решается после длительного и тщательного исследования, в котором принимают участие врачи, педагоги, психологи.

В тех случаях, когда обучение ребенка в массовой школе оказывается безуспешным и возникают сомнения в его умственных способностях, его помещают на 3—4 недели в диагностическую группу при вспомогательной школе. За ребенком ведут специальные наблюдения. Психолог наряду с психометрическими тестами проводит наблюдения и экспериментальные исследования восприятия, мыслительных процессов, эмоций, изучает домашнюю среду и т. п. Затем эти материалы поступают к детскому психоневрологу и после его обследования комиссия принимает окончательное решение.

В Дании, Швеции, Голландии большое внимание уделяется ранней диагностике умственной отсталости. Ведущим методом диагностики умственной отсталости здесь являются психометрические тесты.

В Дании (9) имеются специальные дошкольные ясли и детские сады, которые являются диагностическими учреждениями. Но так как в них практически находятся дети с явной умственной отсталостью, то в дальнейшем решается вопрос лишь о возможности обучения их во вспомогательных школах или о направлении в дома для глубоко отсталых. Окончательное решение о направлении во вспомогательную школу выносит специальный комитет, куда входят врач, педагог и социальный работник.

В Швеции (9) при отборе во вспомогательные школы также пользуются тестами. И на консультацию для перевода во вспомогательную школу направляются те дети, которые безуспешно обучаются в обычной школе.

Положительным следует считать то, что в Дании и Швеции при массовых школах создаются специальные классы для детей «замедленно обучающихся», с пограничными состояниями (между дебильностью и нормой). В этих классах за детьми ведут специальные наблюдения.

В Голландии (9) дети-дебилы диагностируются обычно на первых годах обучения в массовых школах. После этого ребенка направляют на комиссию, которая проводит обследование и решает вопрос о типе школы. В состав комиссии входят директор специальной школы, врач-психиатр, психолог и социальный работник. Для обследования используются психометрические тесты. Дети-имбецилы диагностируются значительно раньше — в дошкольном возрасте и направляются в специальные детские сады.

Отбор умственно отсталых в социалистических странах.

Большие успехи в совершенствовании системы отбора умственно отсталых детей имеются в социалистических странах, где проявляется неустанная забота о судьбе каждого ребенка. Во всех социалистических странах комплектование вспомогательных школ проводится комиссиями, в состав которых входят педагоги массовых и специальных школ, врач-психоневролог, инспектор школ и социальный представитель. В некоторых социалистических государствах при обследовании используют тесты, но они являются лишь вспомогательным средством. Основную же роль играет комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка. Утвердилась тенденция к осуществлению более длительного изучения детей. Ведутся интенсивные поиски путей, обеспечивающих более углубленное изучение детей. Важное место отводится обследованию детей психологами. Большое значение придается определению прогноза развития каждого обследуемого ребенка.

Особый интерес представляет система организации обследования детей в ГДР.

В этой стране наметилась четкая тенденция длительного и всестороннего исследования ребенка.

В проекте об отборе умственно отсталых детей, разработанном Институтом специальной педагогики еще в 1952 г., указывалось на необходимость с целью точного диагностирования помещать обследуемого в специальные группы при вспомогательной, школе, где в течение недели опытные педагоги и врач должны проводить с детьми занятия и вести наблюдения. В 1973 г. было издано постановление министра народного образования ГДР об отборе детей во вспомогательные школы. В нем также указывалось на необходимость обязательного недельного обследования детей, состояние которых ниже нормы. В период этой отборочной недели каждый ребенок проходит медицинское и психологическое обследование. В группе обычно работают два дефектолога: один ведет занятия, другой протоколирует наблюдения, которые передаются в медико-педагогические комиссии.

В медико-педагогическую комиссию поступают также заключение врачей, данные психолога, характеристика учителя. В самой комиссии используются следующие методы: наблюдение, беседа, экспериментально-психологические задания. Следует указать, что отборочная неделя считается и сейчас обязательной для детей при отборе их в специальные школы.

Серьезное внимание в ГДР уделяют ранней диагностике умственной отсталости. При некоторых школах есть специальные подготовительные классы для детей шести лет. Эти классы выполняют функции детского сада и в то же время являются диагностическими. Длительные наблюдения дополняются психологическими исследованиями.

В ряде районов ГДР практикуется следующая система изучения детей.

Перед началом учебного года окружные школьные советы проводят совещания с директорами вспомогательных школ по вопросам организации приема детей в эти школы. Директорам вспомогательных школ дается задание разработать систему занятий по оказанию помощи массовым школам в работе с неуспевающими и «трудными» в поведении учащимися, так как успех ее во многом будет зависеть от того, насколько педагоги массовых школ осведомлены в вопросах умственной отсталости.

В Румынии (9) начинают обучение умственно отсталых с 7 лет. Существуют детские сады для умственно отсталых, вспомогательные школы, профессиональные школы. Есть дома для имбецилов и госпитали для идиотов.

Система отбора предусматривает всестороннее комплексное изучение детей. Детей обследуют в специальных отборочных комиссиях при нервнопсихиатрических отделениях клиник. В составе комиссии — врачи, олигофренопедагог, логопед, учителя массовых школ или воспитатели детских садов. В отборочные комиссии направляются дети, которые не усваивают программу массовой школы, а также глубоко умственно отсталые дети, у которых умственная отсталость выявляется уже в дошкольном возрасте. Этих детей направляют органы социального обеспечения.

В Венгрии (9) дети обследуются в отборочных комиссиях, созданных во всех областях. В состав комиссии входят педагог-дефектолог, два учителя из массовой школы, врач. Детей тщательно обследуют в психологической лаборатории при институте им. Г. Барци в Будапеште. Наряду с диагностикой оказывается и консультативная помощь родителям по организации занятий с детьми. При обследовании используются тесты, но специалисты считают, что нужны и иные сведения о ребенке, которые помогают вскрыть причины имеющихся трудностей. Все больше дефектологов высказывается за длительное психолого-педагогическое изучение ребенка.

В Польше (9) отбором детей ведают специальные медико-психосоциальные центры. Обследование проводят врачи, педагоги, психологи. При отборочных центрах существуют школы для более углубленного изучения детей, центры проводят диагностическую работу, а также консультируют родителей по воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Для установления уровня умственного развития используются тесты. Сами работники отборочных центров критически относятся к тестовым показателям и стремятся тщательнее изучить ребенка с учетом медицинских и педагогических данных обследования.

В Югославии (9) отбором детей ведают комиссии двух ступеней. Комиссия I ступени создается в каждом районе, комиссии II ступени — в каждой республике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: